Урок по химии в 11 классе химико — биологического профиля Реакции диспропорционирования с участием неметаллов


Тема: « Реакции диспропорционирования с участием неметаллов».
Класс: 11(профильный уровень)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели: изучить сущность реакций диспропорционирования, закрепить знания о двойственном характере неметаллов с позиции окислительно – восстановительных процессов.
Задачи: развивать умения учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, работать с текстом учебника, справочными материалами, совершенствовать экспериментальные умения, воспитывать умения работать в паре.
Планируемый результат обучения: сформировать представления о двойственности свойств неметаллов с позиций окисления – восстановления.
Основные понятия: окислитель, восстановитель, диспропорционирование.
Ресурсы: Новошинский И.И., Новошинская Н. С. Химия 10(профильный уровень); Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Самостоятельные работы по химии.10 класс. Профильный уровень; ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. А.А. Кавериной; Каверина, А.А. Химия. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Учебное пособие.
Технологическая карта урока
Этапы урока Содержание учебного материала
Деятельность учителя Деятельность учащихся,
ФОУД Формирование УУД
1.Определение потребностей и мотивов «Есть многое на свете, друг Горацио, чего не снилось ни тебе, ни мне…»
У. Шекспир
Учитель организовывает познавательную деятельность учащихся (фронтальный опрос)
1.Какие элементы считаются неметаллами? Каковы особенности строения атомов этих элементов?
2. Чем являются неметаллы с точки зрения окислительно – восстановительных процессов?
3.В чем проявляется двойственность химических свойств неметаллов?
4. Какие неметаллы являются исключением?
5.Что такое реакции самоокисления – самовосстановления? 6.Как по - другому называется этот процесс?
Учитель подводит учащихся к формулированию темы урока, предлагает сформулировать цели данного урока. Учащиеся выполняют задания, которые указывают на связь изученного материала с новой темой.
Учащиеся формулируют тему урока, определяют его цели. Познавательные УУД:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний.
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, постановка вопросов.
Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.
2. Принятие учебных целей и условия его достижения. Неметаллы могут быть как окислителями, так и восстановителями.
Гипотеза.
Все неметаллы способны к реакциям диспропорционирования.
Учитель обсуждает с учащимися план действий по проверке гипотезы.
Учащиеся выдвигают гипотезу о способности большинства неметаллов к диспропорционированию. Познавательные УУД:
Извлечение необходимого материала из текста.
Логические УУД:
выдвижение гипотезы, обоснование, построение логических рассуждений и доказательств.
Коммуникативные УУД:
Инициативное сотрудничество в сборе информации.
Регулятивные УУД:
планирование,
прогнозирование.
3. Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулирование выводов. Учитель предлагает учащимся вспомнить степени окисления различных неметаллов, организует познавательную деятельность с помощью листа фронтальной работы (см. приложение 1, задания 1, 2,3), предлагает выбрать элементы, способные к диспропорционированию. Учитель предлагает учащимся, опираясь на текст п. 58 учебника, сопоставить их предположения с информацией учебника.
Учитель организует выполнение лабораторного опыта «Диспропорционирование иода со щелочью», предлагает исследовать продукты реакции с помощью а) крахмала; б) нитрата серебра. Обращает внимание учащихся на цвет раствора.
Учитель организует фронтальное обсуждение результатов работы, предлагает учащимся сформулировать выводы.
Учащиеся выполняют задания из листа фронтальной работы, изучают новый материал учебника, оформляют опорный конспект урока.
Учащиеся в парах выполняют опыт, составляют уравнение реакции иода с гидроксидом натрия, разбирают уравнение реакции с точки зрения ОВР, участвуют в обсуждении результатов работы.
Учащиеся формулируют выводы о возможности диспропорционирования у таких элементов, как галогены (кроме фтора), серы, фосфора. Познавательные УУД:
поиск и выделение информации, решение рабочих задач с использованием различных источников информации, анализ объектов с целью выделения признаков.
Логические УУД:
анализ, синтез, умения выражать мысли.
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций.
4. Итоговый самоконтроль и самооценка. Учитель побуждает учащихся к рефлексивному осмыслению результатов с целью самопроверки (фронтальная работа по вариантам).
I вариант.
Хлорная вода имеет запах хлора. При подщелачивании запах исчезает, а при добавлении в полученный раствор соляной кислоты – становится более сильным, чем был ранее. Составьте уравнения четырех описанных реакций.
II вариант.
Белый фосфор растворяется в растворе едкого кали с выделением газа с чесночным запахом, который самовоспламеняется на воздухе. Твердый продукт реакции горения прореагировал с едким натром в таком соотношении, что в образовавшемся веществе содержится один атом водорода; при прокаливании последнего вещества образуется пирофосфат натрия. Составьте уравнения четырех описанных реакций.
Учитель предлагает учащимся осуществить самопроверку основных понятий урока (прием «Незаконченные предложения»)
1.Неметаллы с точки зрения ОВР могут быть…
2.Реакции диспропорционирования – это реакции…
3.В реакции диспропорционирования могут вступать такие неметаллы, как…
4.Фтор и кислород не вступают в реакции диспропорционирования, так как…
5.Хлорную и бромную воду получают благодаря реакции между…
6.Благодаря реакциям между хлором и щелочами получают такие важные соли, как …
7.Хлорная (белильная) известь – это продукт реакции между… Учащиеся работают самостоятель но по вариантам, обсуждают результаты работы.
Учащиеся отвечают на вопросы, комментируют ответы. Регулятивные УУД:
контроль и коррекция, оценка результатов деятельности.
Познавательные УУД:
рефлексия способов и условий действий.
Рефлексия Учитель предлагает учащимся вернуться к теме урока, высказать свое мнение о выполнении цели, раскрытии темы урока. Учащиеся заполняют таблицу (см. приложение 2) Регулятивные УУД:
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.
Домашнее задание п. 58, задания 4, 5 из листа фронтальной работы (приложение 1).
Индивидуальные задания: найти в открытом банке заданий ЕГЭ примеры заданий с использованием реакций диспропорционирования. Учащиеся фиксируют информацию в дневник, задают уточняющие вопросы. Коммуникативные УУД:
продуктивное взаимодействие с учителем.
Приложение 1.
Установите соответствие
Элементы Возможные степени окисления
О − 1; 0
S − 3; 0; +3; +5
F − 1; 0; +1; +3; +5; +7
Cl− 2; − 1; 0;
N − 2; 0; +2; +4; +6
P − 3; 0; +1; +2; +3; +4; +5
Составьте уравнения реакций а) хлора с водой; б) хлора с гидроксидом натрия (холодный раствор). Разберите данные уравнения с точки зрения ОВР.
Установите соответствие
Исходные вещества Продукты реакции
Br2 + NaOH(нагр.) → Реакция не идет
Br2 + NaOH → NaBrO3 + NaBr + H2O
Cl2 + NaOH(нагр. до 300◦С) → NaClO4 + NaCl + H2O
Cl2 + NaOH → NaClO3 + NaCl + H2O
Cl2 + NaOH(нагр. до 600 ◦С) → NaClO + NaCl + H2O
NaBrO + NaBr + H2O
К оксиду свинца (IV) добавили концентрированную соляную кислоту. Выделившийся газ пропустили через нагретый раствор едкого кали, соль кислородосодержащей кислоты выделили из раствора. При нагревании полученной соли с соляной кислотой выделяется ядовитый газ, а при нагревании ее в присутствии диоксида марганца – газ, входящий в состав атмосферы. Составьте уравнения четырех описанных реакций.
Фосфин пропустили через горячий раствор концентрированной азотной кислоты. Продукты реакции нейтрализовали негашеной известью, выпавший осадок отделили, смешали с коксом и песком и прокалили. Продукт реакции, который светится в темноте, нагрели в растворе едкого натра. Составьте уравнения четырех описанных реакций.
Приложение 2
Что было известно по данной теме Что нового узнали Вопросы к учителю