Программа составлена в соответствии с требованиями к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования и обеспечена УМКпод редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой.
-994410-520065
Рабочая программа
основного общего образования
учебного предмета «Русский язык»
для 6 класса на 2016-2017 годы
Составитель:
Завьялова Людмила Михайловна учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол от 31.08.16.№1
с. Нижние Бузули 2016г
Аннотация
Программа составлена в соответствии с требованиями к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования и обеспечена УМКпод редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова–М.: Дрофа, 2013г.
Русский язык. Практика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией С.Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2013г
Русская речь. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2013г
Программа рассчитана на 204 часов в год (6 часов в неделю).
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 19.12.2012 № 273-ФЗ;
ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования науки РФ от 17.12.10 № 1897;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения основная школа. М., «Просвещение», 2010;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012г.N 1067)
основная образовательная программа ООО МОУ Нижнебузулинской СОШ (утверждена приказом от 31.08.2013 г. № 74);
«Положение о структуре, порядке разработки утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (приказ от 31.08.2013 г. № 74);
Учебный план СОШ на 2015 – 2016 учебный год (приказ от 30.04.2013 г. № 41)
Примерная программа основного общего образования, Программа по русскому языку. 5-9 классы. /Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2014
Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета.
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у учащихся чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на основе общего образования в объёме 770 ч. В том числе: в 5 классе –2004ч, в 6 классе – 204 ч, в 7 классе – 136 ч, в 8 классе – 102 ч, в 9 классе – 70 ч.
Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Программа отличается ярко выраженной коммуникативной направленностью. Эта особенность курса определяется прежде всего его нацеленностью на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. При этом текст является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и отредактировать текст и т.п.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала курса. В основу положен утвердившийся в современной лингвистике триединый взгляд на языковое явление: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению "скрытой от глаз" внутренней сути языкового явления. Знакомство с разнообразными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным значением обладают разные единицы языка, а не только слово, семантическое наполнение которого хорошо "просматривается" например, в толковых словарях.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом
Рабочая программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю), в том числе на проведение контрольных работ - 12, на уроки развития речи – 13.
Содержание учебного предмета«Русский язык»
6 класс (204 часа)
Грамматика.
Разделы грамматики.
Повторение изученногоМорфология
Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи. Слово и его формы. Морфемный состав слов как один из ярких признаков частей речи.
Знаменательные части речи
Имя существительное
Понятие о существительном. Роль существительных в речи (в тексте). Правописание не с существительными. Нарицательные и собственные имена существительные. Специфика русских собственных имен (трехчленное имя человека).
Понятие о топонимике.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль олицетворения в художественной речи. Разряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные). Особенности употребления их в речи.
Число имен существительных. Остатки двойственного числа в современном языке.
Род имени существительного. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных. Переосмысление рода как художественный прием.
Падеж имен существительных. Способы определения косвенных падежей существительных: по вопросу, по предлогу.
Склонение существительных в единственном и множественном числе.
Правописание падежных окончаний. Разносклоняемые существительные.
Неизменяемые существительные. Нормы их употребления.
Словообразование существительных . Источники пополнения существительных с помощью приставок.
Переход прилагательных в существительные.
Понятие о функциональных омонимах.
Глагол
Понятие о глаголе. Роль глаголов в речи (в тексте). Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Исторические изменения форм инфинитива.
Возвратные глаголы. История образования возвратных глаголов. Нормы употребления – ся и – сь. Правописание форм глагола на – тся и – ться.
Виды глагола. Употребление глаголов разного вида в описании и повествовании.
Составление текстов описательных и повествовательных типов речи. Противопоставление глаголов по виду как специфическое свойство славянских языков. Богатство смысловых значений видовых форм.
Глаголы переходные и непереходные.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Происхождение формы прошедшего времени. Ее специфика в современном русском языке. Правописание форм прошедшего времени. Основы глагола: основа настоящего времени, основа инфинитива, основа прошедшего времени. Употребление в речи одних форм времени вместо других.
Спряжение глагола. Правописание личных окончаний. Разноспрягаемые глаголы и их происхождение. Повелительное наклонение. Употребление форм повелительного наклонения в речи. Сослагательное наклонение. Безличные глаголы.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Правописание суффиксов глаголов.
Редактирование предложений и текстов с неправильными глагольными формами.
Составление плана содержания параграфов учебника и пересказ их с подбором собственных иллюстративных примеров.
Имя прилагательное
Понятие о прилагательном. Роль прилагательных в речи. Правописание не с прилагательными.
Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение прилагательных. История притяжательных прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени. Нормы употребления степеней сравнения.
Словообразование прилагательных. Образование прилагательных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов прилагательных. Образование прилагательных с помощью приставок. Образование прилагательных сложением слов. Их правописание. Употребление сложных прилагательных в речи.
Имя числительное
Понятие о числительном. Роль числительных в речи.
Разряды числительных по значению. Количественные числительные. Мягкий знак в числительных. Собирательные числительные. Дробные числительные. Порядковые числительные. Составление предложений и текстов с числительными. Образование слов других частей речи от числительных.
Склонение числительных всех разрядов. История некоторых числительных.
Наречие
Понятие о наречии. Разряды наречий по значению. Употребление наречий в речи. Правописание не с наречиями. Степени сравнения наречий. Наречие как одно из средств связи частей текста.
Словообразование наречий. Особенности образования наречий. Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. Правописание наречий. Переход существительных в наречия. Функциональные омонимы: приду утром и ранним утром, в дали голубой и увидеть вдали и др. Правописание наречий, имеющих функциональный омоним – существительное с предлогом. Переход прилагательных в наречии. Их правописание.
Слова категории состояния
Понятие о словах категории состояния. Разряды слов категории состояния по значению. Роль слов категории состояния в речи. Правописание не со словами категории состояния. Функциональные омонимы: краткие прилагательные среднего рода, слова категории состояния. Составление текстов с использованием слов категории состояния.
Систематизация изученного
Жанры: отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку за курс 5 класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивыйпознавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
5-й класс
– по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем суще-ствительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Система оценки планируемых результатов.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
Контрольный диктант
Тест
Зачет
Контрольное упражнение
Контрольное сочинение
Контрольное изложение
Контрольный срез
Контрольная проверочная работа
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.
«4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3» В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
№ Наименование раздела, темы
программы. Контрольные работы Работы по развитию речи
1. Повторение изученного в 5 классе Контрольная работа Изложение с творческим заданием
2. Имя существительное Контрольная работа
Диктант с грамматическим заданием Простой и сложный план. Изложение, близкое к тексту
3 Глагол Контрольная работа (диагностика промежуточных результатов усвоения темы) Что такое эпиграф? Выборочное изложение.
Рассказ. Изложение, близкое к тексту.
Контрольный диктант с грамматическим заданием (промежуточный) Контрольная работа (итоговая) по теме «Глагол»
4 Имя прилагательное Контрольная работа. Диагностика усвоения норм употребления прилагательных в речи (тест) Описание природы. Зима. Сочинение
Контрольная работа (диктант с языковым анализом) Описание помещения Сжатый пересказ.
Описание помещения. Сочинение-описание интерьера
Описание костюма
5 Имя числительное Контрольная работа Рассказ на основе картины. Сочинение.
Описание книги. Сочинение.
6 Наречие Контрольный диктант Рассуждение в разных стилях речи. Сочинение.
Изложение.
Как создать киносценарий?
7 Местоимение Проверочная работа Контрольный диктант с грамматическим заданием 8 Повторим изученное в 6 классе Годовая контрольная работа Изложение по упражнению 756
ИТОГО: 12 13
Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Проектные работы включены в план после каждого раздела курса и направлены на систематизацию знаний, на создание условий для проявления творческих способностей учащихся.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия.
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.6 класс / Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2005.
Никитина Е.И. Уроки развития речи.6 класс. - М.: Дрофа, 2004
Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005
Шаповалова Т.Е. Русский язык. Служебные части речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа,2005.
Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
Селезнева Л.Б.Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. СПб: Специальная литература, 1997.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.: АРКТИ, 1999
Шипицина Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Кн. для учителя. - М.: Просвещение,1997.
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 6 класс. Книга для учителя. - М: Просвещение, 2001
Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка.4-9 классы. - М.: УЦ «Перспектива», 1998
Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.А. Русский язык. Дидактические материалы. 5- 7 классы.- М.: Дрофа, 2004
Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку для 6 класса.
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 6 класс
Губернская Т.В. Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. 6 класс
Нетрадиционные уроки по русскому языку. 6 класс.- Волгоград, 2006
Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2005
Шатова Е.Г. – Урок русского языка в современной школе. – М.: Дрофа, 2005
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. – М.: Дрофа, - 2005
Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.- М.: Дрофа, 2006
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 6 класс – М.: Дрофа, 2005
Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5 – 7 классы – М.: Дрофа, 2005
Словари и справочники.
Бирюкова В.Т. Игнатченко И.Р.Учебный словарь трудностей русского языка для школьников – М: Дрофа, 2010
Бурцева В.В. Новый орфографический словарь-справочник русского языка – М: Дрофа, 2010
Гуськова А.П. Сотин Б.В. Популярный словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах – М: Дрофа, 2010
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок – М: Дрофа, 2010
Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2 томах – М: Дрофа, 2010
Курилова А.Д. Новый фразеологический словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
Рогожникова Р.П. Карская Т.С. Словарь устаревших слов – М: Дрофа, 2010
Русский язык: энциклопедия, под ред. Ю.Н.Караулова – М: Дрофа, 2010
Семенюк А.А. Матюшина М.А. Лексические трудности русского языка – М: Дрофа, 2010
Семёнова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов – М: Дрофа, 2010
Скворцов Л.И. Толковый словарь правильной русской речи – М: Дрофа, 2010
Саяхова Л.Р. Тематический словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н. Комплексный словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
Ушаков Д.Н. Крючков С.Е. Орфографический словарь – М: Дрофа, 2010
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка – М: Дрофа, 2010
Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник – М: Дрофа, 2010
Экранно-звуковые пособия.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 6 класс.
Русский язык. 6 класс
Страна ЛигвинияУчебное пособие по русской фразеологии. 1 часть
Учебное пособие по речевому этикету. 3 часть
Справочник школьника. Русский язык.
Ткаченко Н. Грамматика русского языка. 1, 2 часть.
Технические средства обучения
Компьютер (процессор,монитор )
Мультимедийный проектор
Цифровые образовательные ресурсы
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru4. Мир слова русского http://www.rusword.org5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru10. http://rusolimp.kopeisk.ru/Учебно-практическое оборудование
Львова С.И. Папка с раздаточными материалами «Схемы и таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация» с методическим пособием к комплекту.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. – М., «Дрофа», 2008
Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах и схемах. 5 – 11 классы. - М., «Дрофа», 2008
Разрезные карточки для индивидуальной работы. 6 класс
Тестовые задания по разделам программы.
Демонстрационные пособия
Портреты выдающихся отечественных лингвистов 19 – 20 веков.
Настенные транспаранты по орфографии и пунктуации
Таблицы по русскому языку.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку за курс 6 класса.
аудирование и чтение
– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
– соблюдать нормы русского речевого этикета;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
– совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
ИКТ – компетентность
– создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
– редактировать и структурировать текст средствами текстового редактора;
– использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста на русском языке;
– вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
– соблюдать нормы информационной и речевой культуры.
Календарно-тематическое планирование
6 КЛАСС (204/ часа)
В календарно-тематическом планировании реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий указание не только темы и основных содержательных единиц урока, но и видов деятельности учащихся. В предлагаемом планировании учебного материала указаны лишь те виды деятельности, которые отражают предметную специфику конкретного занятия. Виды деятельности, связанные с формированием универсальных учебных действий: регулятивных (целеполагание учебной деятельности, самооценка и коррекция), коммуникативных (формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками и т.д.), познавательных (смысловое чтение, осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей и т.д.) — отрабатываются на каждом уроке.
№
урока Кол-во
час Дата Содержание Виды деятельности учащихся
план факт Тема 1 1 1.09 1.09 Вводный урок. Русский язык — один из богатейших языков мира Возможности языковой системы Анализировать тексты, сопоставлять их, делать выводы, конспектировать тексты
Повторение изученного в 5 классе
2
3 2 2.09
3.09 2.09
3.09 Синтаксис и пунктуация Основные понятия синтаксиса, пунктуации Анализировать предложения, вычленять абзацы в тексте, оформлять предложения на письме и в
устной речи
4
5 2 5.09
6.09 5.09
6.09 Фонетика и орфоэпия Базовые понятия фонетики и орфоэпии Слышать звуки, отличать их от букв,
соблюдать нормы орфоэпии
6
7 2 7.09
8.09 7.09
8.09 Орфография Орфограмма, нормы орфографии Понимать важность грамотного
письма, соблюдать нормы орфографии
8 1 9.09 9.09 МорфемикаБазовые понятия морфемикиПроизводить морфемный анализ слов,
находить однокоренные слова
9 1 10.09 10.09 Лексика Базовые понятия лексики Пользоваться словарями, толковать значения слов, подбирать синонимы
10 2
12.09 12.09 Контрольная работа Диагностика усвоения норм культуры речи. Анализ ошибок Владеть нормами культуры речи, работать над ошибками, чтобы усвоить нормы
11 1 13.09 13.09 Р/Р Признаки текста Понятие о тексте, стилях речи, теме текста, основной мысли текста По опознавательным признакам
определять текст, его тему, основную
мысль, стиль. Пересказывать текст
12 1 14.09 14.09 Р/Р Темы широкие и узкие Понятие о тексте, теме текста. Темы широкие и узкие. Рубрика Определять текст, его тему (широкую и
узкую), рубрики. Уметь анализировать рубрики в различных СМИ
13, 14 2
15.09
16.09 15.09
16.09 Контрольное изложение с творческим заданием и анализ ошибок Изложение текста. Диагностика коммуникативных навыков учащихся Уметь передавать содержание
текста, составлять собственное
высказывание на тему текста. Редактировать написанное, соблюдать нормы
русского языка, классифицировать
ошибки
15 1 17.09 17.09 Части речи Принципы объединения слов в группы. Части речи и однокоренные слова, самостоятельные и служебные части речи Понимать принципы объединения
слов в группы. Учиться различать части речи и однокоренные слова,
самостоятельные и служебные части речи
16 1 19.09 19.09 Слово и его формы Формы слова. Окончание как выразитель морфологических признаков изменяемых частей речи Опознавать формы слов, уметь
по окончанию определять
морфологические признаки части речи.
Имя существительное
17, 18 2
20.09
21.09 20.09
21.09 Понятие о существительном Группы существительных по значению. Собственные, нарицательные, одушевлённые, неодушевлённые существительные Распознавать существительные по
значению. Различать собственные,
нарицательные, одушевлённые,
неодушевлённые существительные. Составлять рассуждение на морфологическую тему
19 1 22.09 22.09 Творительный сравнения Способ выражения сравнения с помощью существительного в форме творительного падежа Учиться пользоваться сравнениями
20—22 3
23.09
24.09
26.09 23.09
24.09
26.09 Род, число, падеж, склонение существительных Грамматические признаки существительных. Существительные общего рода, существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа Уметь определять
основные категории
существительных. Понимать
текстообразующую роль
существительных. Оформлять на письме падежные окончания
23, 24 2
27.09
28.09 27.09
28.09 Склонение
существительных Типы склонений существительных. Нормы образования форм множественного числа. Буква ь после шипящих Уметь определять склонение,
оформлять на письме
падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие. Использовать в соответствии с
нормами формы множественного числа существительных. Усвоить новую
орфограмму
25 1 29.09 29.09 Р/Р Простой и сложный план Простой и сложный план текста. Изложение, близкое к тексту Уметь составлять простой и
сложный план, учиться писать
изложение, близкое к тексту
26
. 1
30.09
30.09
Разносклоняемые
существительные Изменение разносклоняемых существительных Иметь представление о
разносклоняемых существительных, написании суффикса -ен-. Усвоить нормы
употребления данных существительных
27 1 1.10 1.10 Неизменяемые существительные Неизменяемые имена существительные, нормы их употребления Употреблять неизменяемые
существительные в соответствии с
нормами русского языка
28—30 3
3.10
4.10
5.10 3.10
4.10
5.10 Словообразование существительных с помощью суффиксов Словообразование имён существительных с помощью суффиксов. Оценочные суффиксы существительных. Буква ь перед суффиксами -чик-, -щик-. Буквы о — е после шипящих в суффиксах и окончаниях Усвоить способы образования
существительных, значения и
написания суффиксов. Освоить
написание о — е после шипящих в
суффиксах и окончаниях, а также ъ
перед суффиксами -ч Буквы о — е
после шипящих
в суффиксах и окончаниях ик-, -щик-
31 1 6.10 6.10 Р/Р Простой и сложный план Подготовка к написанию пейзажного сочинения Учиться писать пейзажные
сочинения с помощью изложения,
лизкого
о к тексту
32 1 7.10 7.10 Урок – закрепления написания суффиксов существительных Буквы о — е после шипящих в суффиксах и окончаниях Усвоить написание суффиксов
33, 34 2
8.10
10.10 8.10
10.10 Словообразование
существительных Словообразование существительных с помощью приставок. Написание не с существительными Усвоить способы образования
существительных. Уметь производить морфемный и словообразовательный анализ слов.
Освоить написание не с именами
существительными
35, 36 2
11.10
12.10 11.10
12.10 Образование сложных существительных
. Образование сложных существительных. Соединительные гласные о — е.
Сложносокращённые слова. Сложные слова с корнем пол-. сложносокращёнными существительными Нормы согласования слов со Освоить образование сложных
существительных, написание
букв о — е, сложносокращённых слов
и слов с корнем пол-. Уметь
согласовывать слова со
сложносокращёнными существительными.
37 1
13.10
13.10
Р/Р Сравнение. Метафора. Эпитет Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к сочинению Уметь использовать
изобразительно-выразительные
средства русского языка. Учиться редактировать написанное
38, 39 2
14.10
15.10 14.10
15.10 Повторим изученное Базовые понятия, связанные с именем существительным. Нормы употребления существительных в речи Уметь использовать существительные
в соответствии с нормами языка
40—42 3
16.10
17.10
18.10 16.10
17.10
18.10 Контрольная работа и её анализ
Проект № 1 Диагностика усвоения норм употребления существительных в речи учащихся. Анализ ошибок Владеть нормами языка, работать над
ошибками
Глагол
43—45 3
20.10
21.10
22.10 20.10
21.10
22.10 Понятие о глаголе
Глагол как часть речи. Тематические группы глаголов. Особенности функционирования глаголов в речи. Морфологические категории глагола. Нормы употребления. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Правописание не с глаголами Распознавать глагол как часть
речи. Освоить тематические
группы глаголов. Вспомнить
категории глагола. Иметь
представление о наклонении, лице,
виде, возвратности глагола.
Уметь использовать глаголы-
синонимы и глаголы-антонимы.
46
47 2 24.10
25.10 24.10
25.10 инфинитив Тема, основная мысль текста, заглавие; эпиграф как выразитель основной мысли текста. Подготовка к сочинению У меть определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст, подбирать эпиграф к сочинению
48 1
26.10
26.10
Рр Что такое эпиграф? Инфинитив как неизменяемая форма глагола. Сферы использования инфинитива в речи Усвоить понятие об
инфинитиве, формальным
показателем которого являются
суффиксы -ть и -ти. Уметь членить инфинитив на морфемы, восстанавливать
инфинитив по личным формам.
Учиться составлять памятки, инструкции с инфинитивом
49, 50 2
27.10
28.10 27.10
28.10 Возвратные
глаголы Возвратные глаголы, их значения. Обозначение на письме сочетания [цъ] в глаголах Иметь представление о значении
возвратных глаголов. Уметь
обозначать на письме сочетание [цъ]
в глаголах.
51 1 29.10 29.10 Р/Р Что такое эпиграф? Анализ ошибок. Выборочное изложение Редактировать написанное. Овладеть
умением писать выборочное изложение
52—54 3
7.11
8.11
9.11 7.11
8.11
9.11 Виды глагола Основные значения видов глагола. Частные видовые значения. Нормы видо-временной соотнесённости глаголов в сложных предложениях и в однородных рядах. Способы образования и употребления видов глагола. Чередование е — и в корнях глаголов Усвоить основные и добавочные
видовые значения глагола, нормы видо-временной соотнесённости, способы
образования глагола, употребление
видов глагола в речи. Вспомнить
чередование е — и в корнях
55 1
9.11
9.11
Контрольная работа Диагностика усвоения норм употребления глаголов в речи учащихся. Анализ ошибок Уметь использовать глаголы в
соответствии с нормами, работать над
ошибками
56
57 2 12.11 12.11
14.11 Наклонения глагола Наклонение глагола как изменяемый признак этой части речи. Значение глагола в изъявительном наклонении Усвоить понятие «наклонение
глагола», значение глагола в
изъявительном наклонении
14.11 58 1 15.11 15.11 Р/Р Описательный оборот Анализ ошибок, допущенных учащимися при написании изложения или сочинения. Описательный оборот Редактировать написанное. Освоить
понятие «описательный оборот»,
уметь им пользоваться в речи.
59 1 16.11 16.11 Времена глагола Категория времени глагола. Основные и дополнительные значения форм времени. Нормы употребления сказуемых в однородных рядах Освоить понятие о категории
времени на основе соотнесённости действия, выражаемого глаголом, с
моментом речи. Усвоить нормы
употребления глаголов-сказуемых в
однородных рядах
60, 61 2 17.11
18.11 17.11
18.11 Прошедшее время глагола Прошедшее время, его значение, образование, изменение. Орфограмма «Гласные перед суффиксом -л- в глаголах ». Нормы согласования глаголов в формах прошедшего времени со словами. Нормы употребления глаголов Понимать значение глаголов в
формах прошедшего времени,
усвоить нормы их образования и
изменения, а также орфограмму.
Употреблять глаголы в соответствии с
нормами
62, 63 2 19.11
21.11 19.11
21.11 Настоящее и будущее время глагола Значение, образование, изменение глаголов в формах настоящего и будущего времени. Две основы глагола. Чередование согласных Усвоить значение, образование,
изменение глаголов в формах
настоящего и будущего времени.
Проследить за чередованием согласных
64—66 3 23.11
24.11
25.11 23.11
24.11
25.11 Спряжение глаголов Спряжение глаголов. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. Нормы акцентологии глаголов Определять спряжение глаголов.
Уметь выбирать гласную в
личных окончаниях, правильно
ставить ударение в глаголах
67, 68 2 26.11
28.11 26.11
28.11 Контрольный диктант и его анализ Диагностика усвоения орфограмм и пунктограммУметь в соответствии с
правилами оформлять письменный
текст. Работать над ошибками
69 1 29.11 29.11 Р/Р Рассказ Рассказ как тип речи, его композиция. Изложение, близкое к тексту Познакомиться с рассказом, учиться
писать изложение, близкое к тексту
70 1 30.11 30.11 Разноспрягаемые
глаголы Особенности изменения разноспрягаемых глаголов, нормы их изменения Усвоить нормы изменения глаголов
71—73 3 1.12
2.12
3.12 1.12
2.12
3.12 Условное наклонение Значение, образование, изменение глаголов в условном наклонении. Способы выражения условия в простом и сложном предложениях. Нормы употребления глаголов Усвоить значение, образование,
изменение глаголов в условном
наклонении, а также нормы
согласования подлежащего и
сказуемого. Осознать способы
выражения условия
74—76 3 5.12
6.12
7.12 5.12
6.12
7.12 Повелительное наклонение Значение, образование, изменение глаголов в повелительном наклонении. Морфемный анализ. Орфограмма «Буква ь после согласных в глаголах повелительного наклонения». Написание глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления глаголов Усвоить значение, образование,
изменение глаголов. Освоить
нормы употребления глаголов в повелительном наклонении
77, 78 2 8.12
9.12 8.12
9.12 Безличные глаголы Значение безличных глаголов. Синтаксические синонимы. Буквосочетание -тся в безличных глаголах Усвоить значение безличных
глаголов. Понимать значение синтаксических синонимов. Верно обозначать на письме сочетание [цъ]
79 1 10.12. 10.12. Словообразование
глаголов Анализ ошибок, допущенных учащимися при написании изложения. Подготовка к творческому изложению Редактировать написанное. Учиться
писать творческое изложение
80 1 12.12 12.12 Р/Р Рассказ Основные способы образования глаголов. Номенклатура глагольных суффиксов. Морфемный, словообразовательный анализ Освоить образование глаголов,
знать их суффиксы. Совершенствовать навыки анализа слов
81,82
83 3 13.12-
15.12 13.12-
15.12 Правописание суффиксов Правописание суффиксов -ова-
(-ева-), -ыва- (-ива-), -ва- Научиться обозначать на письме
гласные в суффиксах глаголов,
различать суффиксы -ова- (-ева-), -ыва-
(-ива-), -ва-
84 1 16.12 16.12 Р/Р Рассказ Анализ ошибок, допущенных учащимися при написании сочинения. Подготовка к сочинению в жанре рассказа Редактировать написанное. Учиться
писать сочинение в жанре рассказа
85—87 3 17.12
19.12
20.12 17.12
19.12
20.12 Повторение изученного по теме «Глагол» Систематизация материала, совершенствование навыков употребления глаголов в речи Уметь употреблять глаголы в
соответствии с нормами языка
88-
89 2 21.12
22.12 21.12
22.12 Контрольная работа и её анализ Диагностика усвоения норм употребления глаголов в речи учащихся. Анализ ошибок Классифицировать ошибки, работать
над ними
90 1 23.12 23.12 Проект № 2 грамматическая работа Имя прилагательное
91—93 3 24.12
25.12
27.12 24.12
25.12
27.12 Понятие о прилагательном Общее грамматическое значение прилагательного, его роль в языке и речи. Лексические группы. Синтаксические функции. Эпитет Усвоить понятие о прилагательном
как части речи. Освоить его
лексические группы и
синтаксические функции.
Повторить особенности употребления
эпитетов, учиться использовать их в
речи
94 1 28.12 28.12 Р/Р Описание природы. Зима Описание как тип речи. Зимний пейзаж. Подготовка к сочинению-описанию Повторить понятие об описании.
Учиться писать пейзажное сочинение
95, 96
97 3
29.12
9.01
10.01 29.12
9.01
10.01 Разряды прилагательных по значению
Разряды прилагательных по значению Познакомиться с разрядами
прилагательных. Научиться
опознавать качественные,
относительные и притяжательные
прилагательные
98 1 11.01 11.01 Полные и краткие прилагательные Полные и краткие прилагательные. Способы образования кратких форм, их роль в предложении. Акцентологические нормы. Орфограмма «Отсутствие ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных» Усвоить понятие о полных и кратких
прилагательных, их образовании и роли в предложении. Освоить орфограмму. Понять
стилистические различия полных и кратких форм прилагательных
99-,100 2 12.01
13.01 12.01
13.01 Склонение полных прилагательных Основные закономерности изменения прилагательных (качественных и относительных). Правило написания окончаний прилагательных. Выразительное чтение текстов-описаний. Нормы согласования прилагательных с существительными, род которых затемнён. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных Повторить склонение
прилагательных и алгоритм
применения правила
написания окончаний
прилагательных. Выразительно читать тексты. Усвоить нормы согласования
прилагательных с
существительными. Усвоить
правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных
101,
102 2 14.01
16.01 14.01
16.01 Притяжательные
прилагательные Притяжательные прилагательные с суффиксами -ий, -ин- (-ын-), -ов- (-ев-). Написание ь перед окончанием прилагательных с суффиксом -ий. Сохранение прописной буквы в прилагательных, образованных от существительных — имён собственных Усвоить понятие о значении, образовании, синтаксической роли притяжательных
прилагательных. Научиться
слышать звук [j’] в косвенных падежах имён прилагательных. Сохранять прописную букву в прилагательных, образованных от
собственных имён
103 1 17.01 17.01 Р/Р Описание природы Анализ ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений-миниатюр. Подготовка к изложению, близкому к тексту. Редактировать написанное. Учиться
писать изложение, близкое к тексту.
104-
105 2 18.01
19.01
18.01
19.01
Степени сравнения прилагательных Степени сравнения имён прилагательных. Нормы образования форм степеней сравнения прилагательных Усвоить новое понятие о
степенях сравнения прилагательных,
о сравнительной степени, её
значении, образовании, изменении.
Освоить нормы образования форм
простой и сложной сравнительной
степени. Усвоить понятие о
превосходной степени, её значении, образовании, изменении, нормах употребления
106,
107 2 20.01
21.01
20.01
21.01
Контрольная работа и её анализ Диагностика усвоения норм употребления прилагательных в речи учащихся. Анализ ошибок Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы
108 1 23.01 23.01 Словообразование
прилагательных Словообразовательный анализ прилагательных. Номенклатура словообразовательных морфем прилагательных. Образование прилагательных с помощью суффиксов. Правило написания о — е после шипящих и ц в суффиксах –ов- (-ев-) Учиться производить словообразовательный анализ прилагательных. Понять
процесс образования
прилагательных с помощью
суффиксов. Усвоить правило о
написании о — е после шипящих и ц в
суффиксах -ов- (-ев-).
109 1 24.01 24.01 Р/Р Описание помещений Сжатый пересказ текста. Цепная и параллельная связь предложений в тексте Учиться сжато пересказывать текст, переходить от сжатого описания к краткому, а
затем и полному описанию помещения
110
,111 2 25.01
26.01 25.01
26.01 Буквы н и нн в суффиксах прилагательных Правописание согласных в суффиксах -онн-, -енн-, -ин-, -ан- (-ян-), а также на стыке корня и суффикса прилагательных. Нормы акцентологии кратких форм Усвоить правописание согласных к и нн в прилагательных. Научиться верно акцентировать краткие формы прилагательных
112 1 27.01 27.01 Словообразование прилагательных с помощью суффиксов -ск-, -к- Правописание суффиксов -ск-, -к- Усвоить данный способ образования
прилагательных. Узнать
опознавательные признаки
орфограммы и научиться выбирать
суффикс
113 1 28.01 28.01 Словообразование прилагательных с помощью приставок Способы образования прилагательных с помощью приставок. Приставки пре-, при-. Не с прилагательными Освоить новый способ образования
прилагательных и новое правило
114 1
30.01
30.01
Словообразование
прилагательных с помощью сложения основ
Не с прилагательными Способы образования прилагательных с помощью сложения основ. Написание соединительных гласных. Слитное и дефисное написание сложных слов Освоить новый способ образования
прилагательных. Повторить
правописание соединительных
гласных. Усвоить новое правило
115 1 31.01. 31.01. Р/Р Описание помещений Анализ ошибок, допущенных учащимися при написании изложений. Подготовка к сочинению-описанию интерьера Редактировать написанное. Научиться
писать сочинение — описание
интерьера
116
,117 2 1.02
2.02 1.02
2.02 Повторим изученное по теме «Имя прилагательное» Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Уметь употреблять прилагательные
в соответствии с нормами языка
118—119 2 3.02
4.02
3.02
4.02
Контрольная работа и её анализ
Диагностика усвоения норм употребления прилагательных в речи учащихся. Анализ ошибок • Классифицировать ошибки, работать
над ними
120 1 6.02 6.02 Р/Р Описание костюма Описание одежды, костюма героя как способ характеристики героя Научиться описывать костюм так, чтобы охарактеризовать героя.
Имя числительное
121-122 1
1 7.02
8.02 7.02
8.02 Понятие о числительном
Проект № 3 из истории русского языка Понятие о числительном как части речи Понять семантику, грамматические
признаки новой части речи
123-124 2 9.02
10.02 9.02
10.02 Состав числительных Простые, сложные, составные числительные. Нормы орфоэпии. Орфограммы «Удвоенная согласная в числительных», «Буква ь в числительных» Усвоить состав числительных,
совершенствовать орфоэпические
навыки. Освоить новые орфограммы
125—127 3 11.02
14.02
11.02
14.02
Склонение количественных числительных Количественные числительные, нормы их изменения и употребления. Окончания числительных (от 5 до 20 и 30) в косвенных падежах. Правила составления деловых бумаг Понять значение, нормы
изменения и нормы употребления
количественных числительных в
косвенных падежах. Уметь составлять
деловые бумаги с использованием
числительных
128 1 15.02 15.02 Р/Р Рассказ на основе картины Анализ ошибок, допущенных учащимися при написании изложений. Подготовка к написанию сочинения-рассказа на основе картины, включающего описание Редактировать написанное. Учиться
писать сочинение-рассказ по картине.
129-,130 2 16.02
17.02 16.02
17.02 Собирательные числительные Собирательные числительные, особенности их сочетаемости с существительными, нормы их употребления в косвенных падежах Понимать значение данных
числительных, использовать их в соответствии с нормами
131
,132 2 18.02
20.02 18.02
20.02 Порядковые числительные Порядковые числительные, их образование, изменение. Нормы употребления в косвенных падежах, названиях дат. Нормы употребления названий месяцев в сочетаниях с этими числительными. Нормы оформления на письме названий праздничных дат Усвоить значение, образование,
изменение и нормы употребления
порядковых числительных
133 1 21.02 21.02 Дробные числительные Дробные числительные, их состав, склонение, нормы, употребления в речи Усвоить значение, образование,
изменение и нормы
употребления дробных числительных
134-
135 2 22.02
25.02 22.02
25.02 Р/Р Описание книги Анализ ошибок, допущенных учащимися при написании изложений. Подготовка к сочинению-описанию книги Редактировать написанное.
Учиться с помощью упражнений,
содержащих описания различных
частей книги, полному её описанию
136 1 27.02 27.02 Повторим изученное Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Уметь употреблять числительные в соответствии с нормами языка
137
138 139 3 28.02
1.03-
2.03 28.02
1.03-
2.03 Контрольная работа и её анализ
Проект № 4 Диагностика усвоения норм употребления числительных в речи учащихся Классифицировать ошибки, работать
над ними, чтобы усвоить нормы
употребления
Наречие
140-
,141 2 3.03
4.03 3.03
4.03 Понятие о наречии Наречие как самостоятельная часть речи. Группы наречий по значению. Акцентологические нормы Усвоить понятие о наречии как
самостоятельной часть речи.
Совершенствовать общеучебное
умение работать с научными текстами.
Познакомиться с группами наречий по значению. Усвоить акцентологию наречий.
142 1 6.03 6.03 Степени сравнения наречий Способы образования степеней сравнения наречий. Морфологические омонимы. Нормы употребления форм степеней сравнения Усвоить способы образования
степеней сравнения наречий. Распознавать морфологические омонимы.
Усвоить нормы употребления форм степеней сравнения наречий
143 1 7.03
7.03
Словообразование
наречий Способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Морфемный анализ. Не с наречиями на -о (-е) Освоить способы
образования наречий.
Совершенствовать навыки морфемного
анализа. Усвоить написание не с
наречиями на -о (-«)
144 1 9.03 9.03 Орфография
наречий Правописание гласных после шипящих на конце наречий. Буквы н и нн в наречиях на -о (-е) Усвоить новые орфографические правила
145 1 10.03 10.03 Р/Р Рассуждение в разных стилях речи Анализ ошибок, допущенных учащимися при описании книги. Понятие о рассуждении, средствах связи в нём. Рассуждение на научную тему. Подготовка учащихся к сочинению — рассуждению на грамматическую тему Редактировать написанное.
Углубить понятие о рассуждении,
средствах связи его частей. Учиться
писать сочинение — рассуждение на
грамматическую тему
146—148 11.03
13.03
14.03 11.03
13.03
14.03 Орфография
наречий Правописание гласных а, о на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-. Дефис между частями слова Усвоить новые
орфографические правила.
Совершенствовать коммуникативные
умения
149-,150 2 15.03
16.03 15.03
16.03 Контрольный диктант и его анализ Усвоение норм орфографии и пунктуации. Анализ ошибок Совершенствовать навыки правописания. Классифицировать ошибки, работать
над ними
151-
152 2 17.03
18.03 Словообразование
наречий Переход слов из одной части речи в другую как способ образования наречий. Морфологические омонимы. Правило о написании ь после шипящих на конце наречий Закрепить понятие о структуре
этого типа речи. Научиться
пользоваться наречием как
средством межфразовой связи в рассуждении
153 1 31.03 Р/Р Средства связи -частей рассуждения Наречие как средство межфразовой связи Освоить неморфологический
способ образования наречий. Усвоить
новое правило
154
155 2 1.04-
3.04 Р/Р Рассуждение в разных стилях речи Написание изложения, близкого к тексту Научиться писать изложение,
близкое к тексту-рассуждению в
художественном стиле
156 1 4.04
Работа над ошибками 157
,158 2 5.04
6.04 Категория состояния Значение, синтаксическая функция слов категорий состояния. Морфологические омонимы Понимать значение, функции
данной части речи. Учиться различать
морфологические омонимы, выделять грамматические основы односоставных предложений.
159 1 7.04 Р/Р Как создать киносценарий Киносценарий как особый жанр литературного произведения Познакомиться ещё с одним жанром
художественного стиля, его особенностями. Анализировать текст с точки
зрения возможности создания сценария
по нему. Создать киносценарий
160—162 3 8.04
10.04
11.04 Повторим изученное Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученных частей речи в соответствии с нормами русского языка Уметь употреблять наречия, слова
категории состояния в соответствии с
нормами
163-,164 2 12.04
13.04 Контрольная работа и её анализ Диагностика усвоения норм употребления наречий, слов категории состояния в речи учащихся. Анализ ошибок Проверить усвоение норм.
Классифицировать ошибки, работать
над ними
165 1 14.04 Проект № 5 по теме «Наречие, слова сост.» 166-,167 2 15.04
17.04 Понятие о местоимении Местоимение как самостоятельная часть речи Понять значение местоимения, его
соотнесённость с другими частями речи. Учиться опознавать местоимения в текстах.
Начать усвоение норм употребления
местоимений
168 1 18.04 Морфологические средства связи предложений. Местоимение Местоимение как средство межфразовой связи. Именительный темы Усвоить понятие «именительный
темы». Уяснить роль местоимений 3-го лица как сцепляющих слов. Продолжить
усвоение норм употребления
местоимений
169-,170 2 19.04
20.04 Личные местоимения Личные местоимения, их значение, нормы употребления Усвоить значение личных
местоимений, их морфологические
признаки, нормы употребления в речи
171-,172 2 21.04
22.04 Притяжательные
Местоимения Притяжательные местоимения, их значение, нормы употребления. Омонимы. Значение и употребление местоимения свой Усвоить значение притяжательных
местоимений, их морфологические
признаки, нормы употребления в
речи. Научиться различать значения
местоимений 3-го лица родительного
падежа. Повторить правописание наречий и омонимичных сочетаний с
местоимениями. Освоить приёмы редактирования текста при повторе слов, при
ошибочном употреблении мест.
местоимений. Освоить значение и употребление местоимения свой.
173 1 24.04 Возвратное
Местоимение Значение и особенности употребления местоимения себя Освоить значение и
особенности употребления
местоимения себя на основе
сопоставления его с местоимениями 3-го лица (в притяжательном значении), а также
с суффиксом -ся в глаголах, с местоимением свой
174 1 25.04 Вопросительные
Местоимения Вопросительные местоимения, их значение, сфера использования. Нормы употребления местоимений сколько? какой? который? Усвоить значение, сферу использования вопросительных местоимений, а также нормы употребления местоимений сколько? какой? который?
175 1 26.04 Относительные местоимения Относительные местоимения, их значение, сфера использования. Нормы употребления Усвоить значение, сферу использования относительных местоимений на основе их
сопоставления с вопросительными.
Уяснить нормы их употребления
176 1 27.04 Неопределённые
местоимения Неопределённые местоимения, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Написание не, частиц -то, -либо, -нибудь, кое- Усвоить значение неопределённых
местоимений на основе их
сопоставления с вопросительными
местоимениями, а также их морфологические признаки, синтаксическую роль. Освоить
написание не, частиц -то, -либо,
-нибудь, кое- с этими местоимениями
177-,178 2 28.04
29.04 Отрицательные местоимения Значение отрицательных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическая роль. И — ев приставках. Слитное и раздельное написание не и ни Усвоить значение отрицательных
местоимений на основе их
сопоставления с вопросительными
местоимениями, а также их
морфологические признаки,
синтаксическую роль.
Освоить орфограммы. Совершенствовать навыки нормированного употребления местоимений
179
,180 2 3.05
4.05 Самостоятельная работа и её анализ Диагностика усвоения норм употребления местоимений в речи учащихся. Анализ ошибок Проверить усвоение норм употребления местоимений. Классифицировать ошибки, работать
над ними, чтобы усвоить нормы
181 1 6.05 Определительные
местоимения Определительные местоимения, их значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления Усвоить понятие об определительных
местоимениях, их соотнесенности с
другими частями речи, а также их
морфологические признаки,
синтаксическую роль, сферу употребления.
182 1 8.05 Указательные местоимения Указательные местоимения, их значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления Усвоить понятие об указательных
местоимениях, их соотнесённость с
другими частями речи, а также их
морфологические признаки, синтаксическую роль, сферу употребления
183-,184 2 10.05
11.05 Морфологические средства связи Использование указательных и определительных местоимений как морфологических средств связи предложений в тексте Научиться использовать
указательные и определительные
местоимения как морфологические средства связи предложений в тексте
185, 186 2 12.05
13.05 Повторим изученное Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами русского языка Уметь употреблять местоимения в соответствии с нормами
187—189 3 15.05
16.05
17.05 Контрольные работы и их анализ
Проект № 6 Диагностика усвоения нории употребления местоимений в речи учащихся. Динамика формирования коммуникативных умений учащихся. Анализ ошибок
Проверить усвоение норм
употребления местоимений. Уметь работать над ошибками.
190
191 2 18.05
19.05 Повторим изученное в 6 классе.
Систематизация сведений о культуре речи
Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученных частей речи в соответствии с нормами русского языка Уметь употреблять части речи в
соответствии с нормами
192
193 2 20.05
22.05 Повторим орфографию Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекцион- но-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): анализ ошибок, допущенных в домашнем задании, в соответствии с диагностической картой типичных ошибок; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания 194
195 2 23.05
24.05 Повторим имя существительное Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:
самостоятельная работа с портфолио
(составление плана текста
лингвистического повествования); работа с дидактическим материалом (редактирование текста-
повествования) по алгоритму выполнения
задания; работа в парах сильный —
слабый (применение алгоритма
слова (уч. П.: упр. 708, 709)) с
последующей самопроверкой; работа в
парах сильный — слабый (
составление памятки для лингвистического портфолио (уч. П.: упр. 710, 712)); групповое
проектирование способов выполнения
домашнего задания
196
197 2 25.05
26.05 Глагол и его признаки. Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекцион- но-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности):
самостоятельная работа с тестами; анализ текста; объяснительный диктант; работа в
парах сильный — слабый с
интерактивной доской (компрессия
текста); работа в парах сильный —
слабый(реализация алгоритма
проверки написания гласных в окончаниях и суффиксах глаголов) с последующей взаимопроверкой; проектирование способов выполнения домашнего задания
198
1 27.05
Имя прилагательное Формирование у учащихся
деятель-ностных способностей и
способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективный анализ ошибок, допущенных в
домашней работе, по алгоритму
выполнения задания; работа в парах
сильный — слабый (уч.П.: упр. 732—736) при консультативной помощи ученика
-эксперта; самостоятельная работа с печатными тетрадями; работа в парах сильный — слабый с орфограммами по памятке лингвистического портфолио; объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой.
199 1 29.05 Наречие Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
коллективный анализ текста по образцу при консультативной помощи ученика-
эксперта; групповая практическая
работа в парах сильный — слабый с
орфограммами по алгоритму
выполнения задания (уч.П.:
упр. 750, 751); проектирование
способов выполнения домашнего задания
200 1 31.05 Местоимение Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
коллективный анализ текста по образцу при консультативной помощи ученика-
эксперта; групповая практическая
работа в парах сильный — слабый с
орфограммами по алгоритму выполнения задания (уч.П.: упр. 750, 751); проектирование
способов выполнения домашнего задания
201, 202 2 27.05
28.05 Контрольная работа и её анализ Диагностика усвоения норм употребления частей речи в практике учащихся. Динамика формирования навыков учащихся Классифицировать ошибки, работать
над ошибками
203
204 2
30.05
31.05 Р/Р Изложение по упражнению 756 Систематизация материала по курсу «Русская речь», совершенствование коммуникативных умений и навыков шестиклассников Знать признаки текста, уметь
составлять план. Уметь пользоваться
средствами меж- фразовой связи,
определять стили и типы речи.
Владеть навыками написания
рассказа, описания природы,
помещения, костюма, а также — рассуждения в различных стилях речи. Уметь сжато
и полно излагать содержание текста