Урок на экологическую тему Беги, ручеёк

Тема. Значение воды в жизни человека и окружающей среды.
Просмотр мультфильма «Беги, ручеёк».
Цели. Показать детям значение воды в природе, Рассмотреть элементарные виды
загрязнения воды; как загрязнение воды влияет на жизнь человека и окружа
ющую среду. На примере мультфильма показать, что делает вода в природе,
какое значение она имеет для растений и животных, как дружба, доброта
помогает в жизни. Воспитывать любовь к природе, доброе отношение ко
всему живому, взаимопонимание, чувство ответственности за всё, что нас
окружает.
Оборудование: мультфильм «Беги, ручеёк», таблицы о воде, Диск с записью
песни «Вода, вода!»

І Организационный момент.
1. Слушание стихотворения «Береги планету».
1уч. Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
2уч. Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
3уч. Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
4уч. Береги свою планету,
Ведь другой такой же нету.




ІІ Актуализация опорных знаний.
Какие хорошие слова! Убить зверей внутри себя.
-Как вы понимаете это, ребята.(Человеку свойственно думать, поэтому,
прежде чем что-то сделать, нужно оценить ситуацию, предусмотреть
последствия своих желаний и поступков, ).
- А благодаря чему наша планета такая цветущая? (В основном – возду –
ху, воде и Солнцу).
- Что такое вода? Давайте составим ассоциативный куст.














- Какая бывает вода? (пресная, солёная, чистая, грязная, родниковая, дождевая,
речная, ).
-В каких состояниях встречается вода? (Твёрдом, жидком, газообразном).
Посмотрите на таблицу «Круговорот воды в природе».Расскажите по ней, как это
происходит .


-Какую работу выполняет вода? (Гидроэлектростанции, судоходство, дом для
рыб и морских животных, транспортный путь, водяные мельницы, ).

ІІІ Мотивация учебной деятельности.
1. Значение воды.
Да, дети, после воздуха, вода – второй по значению компонент, необходимый для
жизни на Земле.
- Что такое вода для человека?
2. Работа информационного клуба.
1уч.Содержание воды, например, в различных органах человека составляет 70 –
90%. Новорождённый ребёнок содержит 80% воды, а взрослый человек 60%.
Вода присутствует во всех тканях нашего организма, хотя распределена
неравномерно:
2уч. Мозг содержит – 85% Кости – 40%
Сердце -75%
Лёгкие – 85%
Печень – 86 5
Почки – 83%
Мышцы – 75%
Кровь – 83%



3уч. Вода необходима для поддержания всех обменных процессов организме, она
принимает участие в усвоении питательных веществ клетками, без неё невозмо
жно пищеварение. Измельчённые крохотные частицы пищи обретают способ –
ность проникать сквозь ткани кишечника в кровь только с помощью жидкости.
Вода является теплоносителем и терморегулятором, она поглощает излишки
тепла и удаляет его. 4уч. Знайте, потеря воды организмом человека на 20% приводит к смерти. Человек
без пищи может прожить больше месяца, а без воды несколько дней. По той же
причине не могут жить без воды животные и растения, в них до 90% воды.

5уч. Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни: ты – сама жизнь.
Ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент Экзюпери


Учитель
- А знаете ли вы, сколько воды на Земле? Посмотрите на таблицы.
Здесь вы видите схематическое соотношение воды на Земле (показать).


1уч. К счастью, вода на Земле имеется в изобилии. Если бы всю воду распреде-
лить по всей поверхности Земли равномерно, то получится всемирный океан
глубиной 2,5 километра. А на площади Тихого океана вполне поместится вся
суша нашей планеты, и ещё останется место.
2уч. Оно то так. Да вот пресная вода составляет всего 3% мирового запаса воды.
К тому же почти вся она – на 99% – заключена во льдах, на вершинах гор или
же находится глубоко под землёй. Доступен же всего 1% пресной воды. Но и
этого количества при равномерном распределении было бы вдвое или втрое
больше, чем достаточно для сегодняшнего населения Земли. Ведь оно в основ-
ном не уменьшается и не увеличивается.
3уч. Вода бесконечно циркулирует: из океанов она попадает в атмосферу, оттуда–
на землю, потом в реки, и опять возвращается в океан. Однако, несмотря на
обилие пресной воды на Земле, её критически не хватает. Почему?
4уч. А всему бедой является бесхозяйственная деятельность человека. Он настоль-
ко загрязнил воду, что теперь она непригодна для употребления в пищу без очи-
стки. Даже купаться в ней опасно.

ІV Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
Загадки. В морях и реках обитает, Это что живое льётся
Но часто по небу летает И по камушкам дерётся
А как наскучит ей летать Если нет – всё засыхает
На землю падает опять. Зверь и птица умирает.
Без рук, без ног, а целый мир обойдёт.
Что течёт и не останавливается?
В чём дырку не прокрутишь?
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде и посмотрим её работу в
мультфильме «Беги, ручеёк».
(На доске таблицы «Круговорот воды в природе», «Вода – главное богатствоЗемли. Вода и жизнь»
«Состав гидросферы»)
(По ходу урока учитель обращается к ним)


2. Беседа.
С каждым годом вода на нашей планете становится грязней и грязней.
Не столь уж и давно было так, что люди могли спокойно пользоваться водой из
речки, озера, родника. А сегодня действительно не всегда в них можно даже
искупаться. И если загрязнение воды не остановить, её химический состав мо-
жет измениться так, что она станет непригодной для человека и всех живых
существ.
- Почему же загрязняется наша вода?
Большинство фабрик, заводов, электростанции, шахты сбрасывают все свои
вредные отходы в речки, озёра, моря. Туда же идёт и сточная вода из квартир
и домов. И тогда водоёмы становятся ядовитыми. В них гибнут водные жители.
Такую воду нельзя пить, готовить в ней пищу, купаться. В загрязнённой воде
появляются различные бактерии, которые быстро размножаются и приносят
вред всему живому.
3. Учитель. Кроме того
Мировой океан – это что-то вроде гигантского котла центрального отопления
Земли. Солнце всё лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно
отдаёт своё тепло Земле. Чем не отопление? Без него на Земле наступят такие
сильные морозы, что погибнет всё живое: и звери, и птицы, и леса, и поля, и, ко-
нечно, человек. Есть у Мирового океана и другая великая работа – поить Землю.
Воду пьют леса и поля, их жители – звери, птицы. Но больше её использует чело
век. С её помощью гидроэлектростанции вырабатывают электрический ток, вода
умывает весь мир: людей, машины, принимают душ поля и леса, города и дороги,
животные тоже не прочь под дождиком освежиться. А ещё вода – самая широкая
и удобная дорога. По бесчисленным рекам, по морям и океанам день и ночь плы-
вут различные суда, перевозя тяжёлые грузы и пассажиров.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не
сделать бумагу для книжек и тетрадок, не соткать ткань для одежды, ни резину,
ни металл, ни пластмассу, ни лекарства и даже конфеты – ничего не сделаешь
без воды. Вот какая вода!
4. Физминутка.
Ручеёк, ручеёк, Ручеёк, ручеёк,
Расскажи-ка мне, дружок, Ты бежи скорей, дружок.
Как зайчишка лапы мыл, По лугам и по долинам
Как свой хвостик замочил. Путь твой будет очень длинным.

Как синичка прилетала, С речкой быстрой повстречайся,
Жажду быстро утоляла. Пообщайся, поплескайся.
Как мальчишки прибегали И живи с ней долго, дружно.
И кораблики пускали. Нужен всем ты, очень нужен.
5. Чтение сказки о Капельке.
Жила в речке дружная семья капелек: Кап – мама, Кап – папа, Кап – дочь и
Кап – сын. Речка была чистая и звали её Прозрачная. Рядом на берегу, в лесу жи
ли соседи: тётушка Берёза, девочка Ромашка, на ёлочке жила Белочка со своими
детками. Каждое утро семейство капелек отправлялось в гости.
Кап – мама поливала Берёзку и её знакомые деревья. Кап – дочка несла во-
ду Ромашке и всем растениям в округе. Кап – сын поил Белочку и её друзей. Кап
папа помогал человеку поливать огород. Соседи очень любили эту дружную
семью, потому что вода – это основа их жизни.
Но вот речка Прозрачная стала болеть. Вода из прозрачной превратилась в
разноцветную, потому что завод резиновых игрушек начал сливать свои отходы
прямо в реку. Жители сливали моющие отходы, часто мыли машины на берегу,
сливали нечистоты с ферм, приезжие туристы выбрасывали мусор тоже в реку.
Капельки в реке уже были не прозрачные, а пятнистые. Они заболели, перестали
ходить в гости к своим соседям, и всем вокруг стало тяжело. Листья у берёзки
поблёкли, ромашка стала вянуть, шерсть у белочки перестала блестеть, а огород
превратился в мёртвое царство.
- Какая вода была в речке сначала?
- Какая вода стала теперь?
Вот так и по всей Земле человек загрязнил воду. А без воды ни умыться, ни
чаю попить, и обед без неё не сварить. Без воды высохнут и погибнут леса, а
поля перестанут давать урожай. Грязная вода – источник разных болезней. Поэ-
тому все люди планеты должны заботиться о воде, не загрязнять её, экономить,
беречь её. А беречь воду – значит беречь здоровье, красоту окружающего мира.
- Где можно беречь воду?
- Как беречь воду? (Дети совместно с учителем составили цветок экономии воды.
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап!
Мелеют реки и моря.
Не тратьте, люди, воду зря!
Ведь быстро пробегут года.
Исчезнет чистая вода.
6. Вашему вниманию предлагается мультфильм «Беги, ручеёк».
Посмотрите и подумайте:
- Откуда взялся ручеёк?
- Что ему угрожало?
7. Демонстрация фильма.

8. Обсуждение содержания увиденного.
- Какое настроение было у ручейка? Где он пробегал?
- Кто сначала встретился ручейку?
- Что сделал ручеёк, чтобы не смыть улитку?
- Кому помогал ручеёк на своем пути? (поливал цветы, растения, поил
насекомых , спас от гусениц кустик травы, пчёлкам помог прогнать
медвежат, дал водички для птенцов пеночке).
- Что делали муравьи? Как ручеёк помог им?
- Как его встречали цветы? Почему?
- Что происходило в природе с появлением ручейка? (Оживали цветы,
поляны покрывались растительностью).
- Как относились к ручейку все, кто повстречался ему?
Легко ли было прокладывать дорогу ручейку? Почему,
Кто помогал ему в этом?
- Как ручеёк помог муравьям? А крот, что построил на реке?
- Кто задумал погубить речушку? Как на это отреагировали друзья
ручейка?
- Чем стал ручеёк? Почему он превратился в большую реку?
- На что похоже содержание мультфильма? Может ли с нашим ручейком
случиться тоже, что произошло с семьёй капелек?
- Что нужно делать, чтобы такого не произошло?

9. Творческая минутка.
- Как вы думаете, если бы ручеёк не пробился в этом месте, что могло
бы быть?
- Росли бы такие красивые цветы?
- Как жилось бы мурахам, пчёлкам, птичкам и всему живому без
ручейка?
- Сделайте вывод о значении воды и действительно ли необходимо бе-
речь её.

9. Работа в группах.
Составить план мероприятий по охране ручейка.























V Итог урока.
1. Игра на внимание «Вода – не вода».
2.Беседа.
- Вам понравился сегодняшний урок? Чем?
- Как вы будете относиться к воде на водоёмах? (Самим не загрязнять и
другим не давать это делать)
- А как относиться к воде из крана? (Экономно)
Важно это помнить не только в детском возрасте, но и когда станете
взрослыми, помните наши уроки экологии.
3. Прослушивание песни «Вода, вода!»













13PAGE 15


13PAGE 14815



Вода

Лёд

Снег

Пар



Сосу
лька

Роса

Иней


ОЗЁРА

ОХРАНА
ВОДОЁМОВ


РЕКИ


МОРЯ

РОДНИК
ПРУД
БОЛОТА

И ТОГДА НАВЕРНЯКА БУДЕТ ЧИСТАЯ РЕКА,
ИЗ ВОДЫ ИСЧЕЗНУТ ВСЯКИЕ БОЛЕЗНИ .
БУДЕТ ВСЯ ЗЕМЛЯ ЧИСТА, ЗАПАНУЕТ КРАСОТА
НА ТАКОЙ ПЛАНЕТЕ СТАНЕТ ИНТЕРЕСНЕЙ .



15