Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»
Предмет: литература
Класс: 6 А
Тема: Оставаться человеком при любых обстоятельствах (по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно»).
Вид урока: изучение нового материала.
Цели: развитие навыков анализа произведения; формирование умения характеризовать поступки героев; формирование прочной нравственной позиции школьников.
Этапы урока
Оборудование
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Инициация. Формулирование темы.
Рассказ Б.Житкова «Механик Салерно»
.....при любых обстоятельствах.
Есть одна страшная история про покорение горы Эверест. Группа индийских альпинистов в 1996 году замерзала на склоне Эвереста без кислорода, они были истощены и измучены. Альпинисты из Японии, студенты университета Фукуока прошли мимо них и оставили их умирать. Потом, когда всё это стало известно, во время разбирательства, один из японцев сказал: «Невозможно позволить себе роскошь нравственности на высоте более 8000 метров».
-Что главное для человека, находящегося в экстремальных ситуациях? (подвожу к мысли оставаться человеком). Дописываем тему.
- А что помогает выжить?
Ответы записываем на доске.
Оставаться человеком
Храбрость
Знакомство с биографией писателя
Презентация
Листы контроля
Если бы Бориса Житкова спросили, о чём он в своей жизни размышлял наедине с собой больше всего, он наверняка ответил бы: о храбрости! «Я о ней много думал, -признавался он. – особенно в детстве. хорошо быть храбрым: все уважают, а другие боятся. А главное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тянут бежать И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается Я знал, что по-французски «трус» и «подлец» - одно слово – «ляш». И верно, думал я: трусость приводит к подлости».
Что же мы можем сказать ещё о писателе? *Во время прослушивания биографии Житкова вам нужно выполнить задание и выступить с его защитой:
1 группа – составить
2 гр.-
3 гр.-
4 гр.-
5 гр.-
- Тьюторы групп оценят вклад каждого в группе, поставив в Листе контроля + или - рядом с фамилией работавших.
- Какой вывод о Житкове вы можете сделать?
Выступление ученика с биографией и презентацией «Борис Житков».
Работа с биографией по группам. Защита.
Оценивание работы.
Неутомимый путешественник. Море и жизнь моряков – излюбленная тема в творчестве Житкова.
Тексты
Раздаточный материал с заданиями.
Блок-схема
Мы уже прочитали рассказ «Механик Салерно». Попробуем восстановить логическую цепочку (сюжет).
Вспомним: итальянский пароход идёт в Америку. В трюме бочки с бертолетовой солью, которая при нагревании может взорваться. Возник пожар. О случившемся знает только команда. Она готовит плоты для спасения людей.
- Какой момент является кульминационным?
Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит своё задание и самостоятельно определит учебную задачу. Результаты работы нужно будет представить классу.
1 группа. «Капитан». Определите себе сами учебную задачу.
- Что случилось бы на корабле в случае паники? Найти цитату («Много случаев знал капитан. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. С воем кидаются в воду. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа рвется, ревет. Это бунт в сумасшедшем доме».
- Мог ли капитан допустить подобное?
Проследите по тексту, как ведет себя капитан в трагической ситуации. Меняется ли его поведение? Как вы думаете, почему?
Все ли поступки капитана можно понять и оправдать? Был ли у капитана выбор?
Выберите для выразительного чтения отрывок из произведения, который, по-вашему, показывает идею рассказа.
Остался ли капитан человеком? Аргументируйте свой ответ.
Составляют логическую цепочку содержания рассказа.
Работа в группах. Самостоятельно ставят перед собой учебную задачу (Доказать, что капитан - человек долга).
Экстремальная ситуация диктует иногда свои условия, но капитан несёт ответственность за жизнь всех пассажиров.
2 группа. «Механик Салерно». Проследить за поступками механика Салерно на протяжении рассказа.
Как он ведет себя в сложной ситуации?
Оцените поступки механика Салерно с этой точки зрения.
Для выразительного чтения возьмите нужный отрывок из главы 14. Как данный диалог характеризует капитана и механика Салерно?
Объясните смысл названия рассказа. Почему, по-вашему, исчез механик Салерно?
Остался ли он человеком? Аргументируйте свой ответ.
Доказать, что механик изменился.
3 группа. «Матросы». Всегда ли матросы выполняли поставленные перед ними задачи? Аргументируйте свою точку зрения.
Остались ли матросы людьми?
Найдите отрывок для выразительного чтения, который соответствовал бы вашему мнению.
Матросы остались людьми.
4 группа. «Языковеды».
- Найдите глаголы, передающие изменение поведения Салерно с тем, что он ощущает свою вину.
- Что происходит с лицом Салерно? Почему?
Вывод: писатель умело передаёт чувства героя с помощью лексики.
Язык писателя живой. образный.
Он не зашёл, а влетел. не дотронулся до капитана, а схватил, стал трясти. Глаголы передают состояние души героя. Душа страдает, человек нервничает.
Лицо кривилось, сморщилось, похудело, он осунулся. Муки совести отразились на лице.
5 группа. «Картины природы».
Прочтите созданный автором пейзаж (гл.15). Природа спокойна или тревожна? При помощи каких языковых средств Житков добивается создания столь напряженного пейзажа?
Вывод: Значит, природа слита с миром людей. Это тревожный мир. но тревоги могло и не быть, если бы механик Салерно не допустил ошибки или
«Красные пенистые волны», «Чёрный дым из трубы», «пароход летит вперёд». Цветовая лексика. Дым сравнивается со змеёй – «змеёй валил». Символ беды, страха. не обычный огонь горел в трюме, а
неправильного шага. А за свои поступки надо уметь отвечать.
- Как пытался искупить свою вину старый механик? (гл.15) (работал до самозабвения, «без памяти». Хотел спасти людей).
А в 14 гл. он плачет. Теперь он отличается от плачущего?
- Какие черты свойственны герою? Заполните блок-схему.
* Дебаты. Одни доказывают, что Салерно герой, а другие – не герой.
- Так кто же остался человек в экстремальной ситуации?
* Есть ещё одна немаловажная деталь в рассказе: градусник. Он, как совесть, не выдерживает!
«смертельный».
Заполняют блок-схему.
(ответственность, долг, сила духа, совесть)
Итоги урока.
1)Какие чувства вызывает финал рассказа?
2) Почему, кроме имени механика, в рассказе нет других имен? и почему – итальянцы, а не русские или др.?
У Житкова есть ещё один рассказ о подобной ситуации. он написан коротко и страшно. По вине капитана подводная лодка села на глинистый грунт и не смогла всплыть. Воздух кончался. Капитан застрелился, оставив записку: «Я не имею право дышать этим воздухом».
*Сдать Листы контроля.
1)Финал трагичен и радостен: люди спасены, а Салерно пропал. он искупил свою вину, но не захотел жить дальше.
2) Есть ситуации, которые одинаковы для всех. К какой национальности ты бы не принадлежал, по каким бы морям не плавал, какие бы вершины не покорял. Это ситуация нравственного выбора человека.
Дом.з.
Запись в дневниках
На выбор: 1) письменный ответ на вопрос: «Нужна ли сегодня совесть?»
2) составить рассказ от лица одного из героев произведения.
Записывают задание
Рефлек-
сия
«Диаграмма результатов»: уч-ся приклеивают листочки в соответствии со своим ответом, важным для себя.
Анализируют.
Учитель Досова Любовь Николаевна
ГЕРОЙ
Новые знания
Работа в команде
Работа с текстом
Выступление перед классом
15