ЧТЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ – ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА И СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ


Чтение поэтических книг для детей – обязательное условие развития ребёнка и способ укрепления семьи
Мы живём с вами на Южном Урале. Наш край славится не только голубыми озёрами, природными ископаемыми, самое главное он славится людьми, которые проживают на Южном Урале, а именно в нашем городе Челябинске.
Наш город Челябинск не только прославляют известные рабочие, учителя, врачи. Есть много талантливых писателей, которые пишут для детей и о детях.
2014 год городе Челябинске был объявлен годом Челябинской детской литературы. В рамках, которого мы познакомили учащихся с детскими писателями Челябинска.
А в этом году 12-19 апреля 2016 проходит под названием известного детского писателя Челябинска - Неделя Н. Шилова
Почему, именно в эти дни, спросите Вы? Этот день стал днём космоса. Кто знал, что в городе Щучье, Курганской области, в простой рабочей семье 12.04.1947 г. появился мальчик, который станет замечательным поэтом.
Николая Петровича можно назвать самым популярным и любимым детским поэтом Челябинской области. Стихи Николая Петровича как будто специально созданы, чтобы их читать вслух в семейном кругу. Взрослые находят свою радость при чтении стихов. Детей строчки поэта заставляют думать нестандартно, фантазировать, радоваться неожиданным поворотам, юмору, разнообразию возможностей языка. Читать стихи Николая Шилова очень легко. Они такие понятные, интересные.
Вот одно из них
БуквоедкиМаленькие мышкиВ чулане грызли книжки,Мышки-малолеткиБольшие буквоедки.
Воробей,
Воробей,
Ты из лужицы
НЕ пей,
Из подсолнуха
НЕ клюй,
Во все стороны
НЕ плюй,
На дороге
НЕ скачи,
Клювом в окна
НЕ стучи,
Возле кошек
НЕ садись,
Со скворцами
НЕ дерись.
Если выполнишь
Все НЕ,
Будешь правильным
Вполне.
Только правильных
Зануд
Воробьями
НЕ зовут.
Задача проекта — продвижение семейного чтения, превращение Челябинска в читающий город.
Цели проекта их несколько. Но самая главная из них вызвать у родителей интерес к поэзии для детей и современной поэзии в целом, побудить их к чтению поэтических текстов.У Нобелевского поэта Иосифа Бродского есть высказывание: «Поэзия -колоссальный ускоритель, сознания, мышления, мироощущения.» Поэзия в жизни человека может выполнять несколько функций: это и инструмент освоения речи, это и средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сферы.
Формирование психических новообразований у детей одновременно с развитием речи. Процесс этот управляем, и одним из главных управленческих решений является создание и поддержание речевой среды, в которой поэзия занимает важнейшее место.
Рассмотрим, как поэзия для детей может повлиять на формирование особенностей интеллектуально – эмоциональной сферы детей ( на примере чтения книг Н. Шилова.
Развитие речи и создание возможностей для творческого развития.
Если новое слово впервые встречается в поэтическом тексте, то усвоение слова идёт быстрее за счёт рифмы и ритма. Например, стихотворение про рёву.
Если плакать десять дней,
Образуется ручей
Если очень долго –
Кама или Волга.
На реке построят мост,
На мосту поставят пост,
И прибьют дощечку:
Наплакавшему речку
Игровой характер большинства стихотворений Н Шилова, подвигает детей к речевым играм.
Укрепление нервной системы.
- Ритм стихотворения ( настройка дыхания),
- «Правильное» чтение – чтение заставляет и читающего, слушающего дышать в одном ритме;
- Мягкий юмор поднимут настроение
Но терапевтический эффект чтения стихов будет возможен при нескольких условиях:
- читать стихи нужно вслух;
- взрослый человек должен сначала внутренне настроить себя на «правильное чтение», т.е на весёлое настроение. Например следующее стихотворение:
Если падаешь
с луны,
А внизу стоят слоны,
Приземлятся лучше с левой,
Или справой стороны,
А вот центр стада,
Попадать не надо,
Не приветствуют слоны,
Тех кто падает с луны
3. Развитие рефлексии.
В жизни любого человека важны не только реальные люди, его окружающие, но и некие образы героев, которые формируются в сознании человека под влиянием искусства. Вот как писал о своей внешности Н. Шилов. «Шилов Николай Петрович – довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес – девяносто килограмм, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких …». Умение видеть себя со стороны редко демонстрируется, тем более в понятной для детей форме, а именно рефлексия – одно из обязательных условий успешной учебной и трудовой деятельности.
Как читать книги Николая Шилова?
Обязательно вместе с ребёнком.
Физический контакт в начале чтения должен быть максимально тесным, оптимальный вариант: ребёнок сидит со взрослым, взрослый обнимает ребёнка одной рукой, замыкая объятие книгой.
Стихотворение читает взрослый!
Поэтические книги нельзя использовать для отработки техники чтения. Первым читает взрослый. Чтение стихотворений детьми условно: обычно дети запоминают их на слух.
После каждого стихотворения нужна пауза. Посмотреть на ребёнка, улыбнуться, увидеть и услышать его реакцию.
Оптимально, чтобы чтение вылилось в игру – подвижную.
Замечательно, если игры перейдут в рисование по мотивам стихотворения.
А закончить свою статью я хочу стихотворением о маме.
МАМЫМамы бываютРазными:Зелеными,Синими,Красными.С усами,Хвостами,Копытами,Щетиной И шерстьюПокрытыми.ПоющимиИ шипящими,ЖующимиИ мычащими.И лишь выражение глаз,Когда они смотрят на нас,У всех одинаково мам...Да ты это знаешь и сам.