Матрёшка. Игрушка или сувенир?
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Урюпинская кадетская школа имени генерал-лейтенанта С.И. Горшкова»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
«ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИГРУШКИ»
Работу выполнил
Воспитанник 2 взвода
Урюпинской кадетской школы
Тимофеев Марк Руководитель: воспитатель
1 квалификационной категории
Зубцова Валентина Николаевна
Урюпинск 2017 год
Содержание.
Введение 3 стр.
Актуальность 3 стр.
Цель 4 стр.
Задачи 4 стр.
Гипотеза 4 стр.
Методы исследования 4 стр.
Предмет исследования 4 стр.
Объект исследования 4 стр.
Теоретическая часть 5 – 9 стр.
Практическая часть 10 стр.
Результаты 11 стр.
Выводы 11 стр.
Использованная литература 12 стр.
Приложения
Введение.
В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка. Один из главных образов, возникающих при упоминании России, это матрешка – расписная точеная деревянная кукла, считающаяся чуть ли не идеальным воплощением русской культуры и “загадочной русской души”. Однако, насколько русской является матрешка? Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Но с остальными подробностями не все четко и ясно. Матрёшка символизирует материнство, семейное единство, доброту, уважение к старшему поколению, чего в наше современное время стало так не хватать.
Актуальность темы.
Мир игрушки удивительно многообразный. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами.
Матрёшка не просто игрушка, но и художественное изделие. И мы задумались о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется “матрёшка”? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества. И мы решили больше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.
Цель работы: история появления матрешки и изготовление авторской матрёшки.
Задачи:
- Изучить историю появления матрешки.
- Выяснить происхождение названия «матрёшка».
- Узнать, за что эту деревянную куклу назвали символом России.
- Выявить виды матрёшек.
- Проследить технологию создания матрешки.
- Определить, в чем же секрет её успеха и долголетия.
- Изготовить собственный (авторский) вариант матрешки.
Гипотеза
Несмотря на иностранное происхождение, Матрёшка является русской национальной игрушкой, символом России известным во всем мире.
Методы исследования:
Словесный
Наглядный
Практический
Частично-поисковый
Предмет исследования: декоративно - прикладное искусство России.
Объект исследования: матрёшка.
Теоретическая часть.
История появления матрёшки. Происхождение матрёшки.
Начиная работу, в первую очередь надо было узнать: что же такое «матрешка»? В словаре Ожегова дано значение этого слова, как «полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера
Хотя матрёшка и завоевала репутацию символа нашей страны, её корни не русские. История матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось? Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья, искусства. В конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Японцы утверждают, что первым на острове Хонсю, такую игрушку выточил безызвестный русский монах. Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин, расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а в центре спеленатый младенец.
Почему этой деревянной игрушке дали такое необычное имя? Мнений на этот счет много. Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри.
Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских имен довольно много, почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название. Возможно увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрёна!» Так имя и закрепилось за игрушкой.
Сегодня мы не воспринимаем название матрёшки, как имя собственное. Оно срослось с игрушкой и стало именем нарицательным – названием.
Виды матрёшек.
Первые русские матрёшки были созданы в городе Сергиев Посад, как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки, практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Ныне, это Загорская матрешка, ее расписывают по белому дереву, гуашевыми красками, используя красные, зеленые, синие цвета. При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.
Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. Для семеновской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Хотя сам город, знаменит в основном хохломской росписью.
Полховские матрешки. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских матрешек. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Основной элемент - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках.
Вятские матрешки. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.
У крутцкой матрешки тоже роспись по – своему: рядом с розами расцветают огромные колокольчики, невероятные гвоздики, ромашки, тюльпаны и такие цветы, которым уже и названия не подберёшь – сказочные.
Но она была дорога - и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства.
В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где заработала бронзовую медаль и признание мира. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.
Мериновская матрешки. В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на ярмарке матрешку. Матрешка понравилась всему семейству. Он выточил сам похожую форму и вместе с дочерями расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на изготовление матрешки. Изготовление матрешки и по сей день остается основным ремеслом для мериновских мастеров.
Современная авторская матрешка. Как и сто лет назад, теперь в Сергиевом Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях. Наибольший интерес стала представлять авторская матрёшка, выполненная художником, профессионалом или любителем. Современные художники–матрёшечники, прежде всего, обратились к традициям первых русских матрёшек.
Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок.
Самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три – семь - десять - пятнадцать мест. Кстати, матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. Нынешняя техника позволяет делать 20-50-местные матрешки. В 1970 году Евгений Безруков, семеновский мастер изготовил рукотворное чудо – 72-местную матрешку! В тот год семеновские мастера-игрушечники показали ее на Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства самодеятельных художников и мастеров. А в фондах Исторического музея есть экземпляр 100-местной матрешки.
Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.
Разделив матрешек по месту их изготовления, мы увидели, что можно найти много общего и среди этих разных групп. Вот новые группы:
Матрешки, «одетые» в национальные костюмы.
Исторические матрешки.
Матрешки - литературные произведения и их героев.
Семейная матрешка.
Авторские работы.
Технология изготовления матрешки мастерами.
Надо отметить, что русские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили изготовления матрешки с легкостью. Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. У каждого мастера есть свои секреты.
Первый этап – выбор дерева. И быть оно должно ровным, без сучков. Как правило, это липа, береза, осина. Срок сушки примерно два года.
Второй этап – заготовка. Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Она может быть совсем маленькой – с рисовое зерно. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Сначала вытачивает мастер голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!
Третий этап – шлифовка и грунтовка. После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника.
Четвертый этап – роспись. Начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись:
перед росписью деревянную поверхность матрёшек покрывают картофельным клейстером;
сначала карандашом наносится основа рисунка;
потом намечаются контуры рта, глаз, щёк;
затем матрёшке рисуют одежду.
Среди росписей различают:
- гжельскую
- городецкую
- хохломскую,
- дымковскую.
С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером. Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".
Матрёшки всегда радует нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!
Практическая часть.
Изготовления матрешки своими руками
Матрешку можно изготовить и самим. Для этого нужна фантазия, творчество. Ее можно нарисовать, вылепить из пластилина, сделать из солёного теста.
Матрёшки из солёного теста.
Тесто:
1 стакан соли;
1 стакан муки;
вода.
Замешиваем тесто и делаем из него заготовки для матрёшек.
Сушим в тёплом месте одну неделю, затем приступаем к росписи.
Расписываем матрёшек по своему замыслу (авторские).
Матрёшек можно нарисовать на бумаге:
Прежде чем расписывать поделки, пробуем фантазировать на бумаге.
Матрёшек можно сделать из пластилина:
1.В качестве основы взяли разные бутылочки от витаминов.
2.Сгладили пластилином формы головы и шеи.
3. Сделали лицо из белого пластилина и основу сарафана красного и синего цвета.
4.Затем делаем тонкие пластины из пластилина разного цвета, накладываем друг на друга и сворачиваем рулетиком.
5. Разрезаем рулетики на тоненькие поперечные пластинки и украшаем наши матрёшки.
6. В зависимости от цвета и формы получаются разные цветы.
Как и раньше, матрёшка очень популярна среди детей, 47 человек из 50 считают её символом России.
Дома матрёшку имеют не многие, всего 17 человек из 50 опрошенных, за то 30человек из 33 хотели бы приобрести матрёшку. Это говорит о том, что матрёшка остаётся дорогой и очень желанной игрушкой.
Результаты:
русская матрёшка во все времена символизировала плодородие, материнство, пожелание счастья и благополучия;
эту игрушку мастерят во многих уголках нашей страны, название ее зависит от места ее изготовления и вида росписи;
в своем облике она отражает историю русского народа, его традиции;
наиболее ценится авторская матрёшка, сделанная художником-профессионалом или любителем;
как и раньше, матрёшка остаётся достаточно дорогим сувениром, не каждый в состоянии её приобрести;
матрешку можно смастерить своими руками;
Вывод.
В настоящее время русская матрёшка переживает второе рождение, связанное, наверное, с огромным интересом в мире к России, к переменам, происходящим в нашей стране. Мы подтвердили нашу гипотезу, о том, что матрешка, несмотря на свое иностранное происхождение, является русской национальной игрушкой, символом России известном во всем мире.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.
1. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005.
2. Блинов Г.М. Чудо -кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. – М., 1997.
3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2000.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.
5. Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
6. Г.Л. Дайн. Игрушечных дел мастера. — М.: Просвещение, 1994.
7. Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1980.
8. Л.Н. Соловьева. Русская матрешка. – М.: Интербукбизнес, 1997.
9. https://yandex.ru/images/search?img_url=https
10. http://art-assorty.ru/1386-russkaya-matreshka.html
11. http://mylitta.ru/713-history-russian-dolls.html
12. http://fishki.net/1264148-russkaja-matryoshka.html
13. https://www.vipdoll.ru/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE2/