Урок по обществознанию по теме Знаешь ли ты Конституцию РФ? (9 класс)
Тема занятия: «Знаешь ли ты Конституцию Российской Федерации».
Цель занятия:
-совершенствованные знания по теме Конституция РФ.
-развивать умение анализировать, используя текст Конституции РФ в жизненных ситуациях в целях защиты своих прав и свобод.
-способствовать формированию активной гражданской позиции, осознанию своих прав и обязанностей.
- развития умения находить и обрабатывать необходимую информацию, используя Интернет; анализировать тексты, извлекать необходимую информацию для решения познавательных задач; критически перерабатывать материал и строить логические схемы; организовывать самостоятельную работу и групповую форму работы;
Основные понятия занятия:
Конституция РФ, Президент, Федеральное собрание РФ, плюрализм, парламентаризм, принцип разделение властей, права и свободы граждан, гласность, федеративное устройство.
Технологическая карта занятия
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Тема занятия: «Знаешь ли ты Конституцию Российской Федерации».
План занятия: Этапы игры (Информационная содержание занятия)
Личностно значимая проблема: первые попытки создать конституцию в России сделаны декабристами П. И. Пестелем (1793-1826) и Н. М. Муравьёвым (1796-1843):одного казнили, второго приговорили к 20 годам каторги. Российская империя в начале XIX в. не была готова к переходу от абсолютной монархии к власти права и закона. Об этом свидетельствуют воспоминания очевидцев: мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 г. на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Они считали, что Конституция – это жена великого князя Константина, брата – умершего императора Александра I, будущего императора Российской империи.
Цель занятия Цел создание условий для:
-совершенствованные знания по теме Конституция РФ.-развивать умение анализировать, используя текст Конституции РФ в жизненных ситуациях в целях защиты своих прав и свобод.
-способствовать формированию активной гражданской позиции, осознанию своих прав и обязанностей.
- развития умения находить и обрабатывать необходимую информацию, используя Интернет; анализировать тексты, извлекать необходимую информацию для решения познавательных задач; критически перерабатывать материал и строить логические схемы; организовывать самостоятельную работу и групповую форму работы;
Планируемые результаты изучения материала (УДД) Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
-Познавательные: давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия , осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Форма занятия: игра-викторина .(Информационное содержание занятия). Занятие-практикум .-Решение познавательных задач. Блиц-опрос (приложение №2)
Приемы деятельности учителя:
Блиц-опрос, прием «Лови ошибку», Давать определения понятиям темы.
Командам предлагается ряд заданий на этап «Интеллектуальная разминка»:
1.Ассоциативный ряд: подберите ассоциации к понятию «конституция», ранжируйте их. Сформулируйте определение понятия.
2.Задание: «Оратор»: обоснуйте необходимость принятия Конституции в РФ.
3. Викторина для команд.
2 тур игры: «Конституция- основной закон страны».
Предполагает анализ текста Конституции РФ 1993 года.
Классификация основных прав и свобод человека и гражданина: логические схемы
3 тур: «Органы власти в РФ».
4 тур: «Федеративное устройство РФ»: вопросы для команд.
Вопросы третьей команде: составить схему: «Федеративное устройство РФ».
Тест «Да-нет». Анализ текста и формулирование выводов .
Основные термины и понятия Демократическое государство, политическая система, компоненты политической системы, правовая основа политической системы, правовое государство, многопартийность, государственная власть в Российской Федерации
Источники информации: школьные и внешкольные 1.Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах: на основе ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / А.В.Плаксин. – М.: ЦИК РФ, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, Издательская серия: «Прикладная юриспруденция», 2007. – 64с. (включая электронный вариант)
2.Основы избирательного права РФ: учеб. пособие для студентов вузов / В.А.Ершов. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 192с.
3.Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 8 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2002. – 224 с.: ил.
4.Никитин, А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений.
5.Никитин, А.Ф. Право и политика: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений.
6.Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 классы: Рабочая тетрадь.
7.Никитин А.Ф. Право и политика. 9 класс: Рабочая тетрадь.
8.Выборы в представлении детей / Избирательная комиссия Белгородской области; составители: Н.П. Великих, Г.В. Калитина. – Белгород, ИПЦ «ПОЛИТТЕРА», 2006. – 44 с.
9.Олимпиады по избирательному законодательству эффективная форма повышения правовой культуры будущих избирателей/ Избирательная комиссия Белгородской области; составители: Н.П. Великих, Г.В. Калитина. – Белгород, 2006. – 83с.
Информационное содержание занятия:
Возможная личностно значимая проблема: первые попытки создать конституцию в России сделаны декабристами П. И. Пестелем (1793-1826) и Н. М. Муравьёвым (1796-1843):одного казнили, второго приговорили к 20 годам каторги. Российская империя в начале XIX в. не была готова к переходу от абсолютной монархии к власти права и закона. Об этом свидетельствуют воспоминания очевидцев: мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 г. на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Они считали, что Конституция – это жена великого князя Константина, брата – умершего императора Александра I, будущего императора Российской империи.
Группа «Архивариус»-исторический экскурс:
Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Она состояла из 6 разделов: "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", "Общие положения Конституции РСФСР", "Конструкция советской власти", "Активное и пассивное избирательное право", "Бюджетное право", "О гербе и флаге РСФСР".
После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР, которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
Новая Конституция СССР была принята в 1936 году. Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право; право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.
На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.
•Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.
•Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.
•История Конституции России – это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта. Годы Конституций СССР отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы. Конституция СССР менялась несколько раз.
Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин, а ответственным секретарем - Олег Германович Румянцев. Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина.
Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями. С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.
В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой - Анатолием Александровичем Собчаком и Сергеем Сергеевичем Алексеевым, а в 1993 году - общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева.
Конституция Российской Федерации состоит из Преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает статьи, закрепляющие основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем, основные права и свободы личности, федеративное устройство страны, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Второй содержит заключительные и переходные положения.
1 тур. Командам предлагается ряд заданий на этап «Интеллектуальная разминка»:
1.Ассоциативный ряд: подберите ассоциации к понятию «конституция», ранжируйте их. Сформулируйте определение понятия.
2.Задание: «Оратор»: обоснуйте необходимость принятия Конституции в РФ.
3. Викторина для команд:
1.Сколько разделов в Конституции РФ?
2.Сколько статей в Конституции РФ?
3.На какой срок избирается Президент РФ?
4.Во сколько лет можно стать Президентом РФ?
5.Из скольких палат состоит Федеральное Собрание?
6.Какую власть осуществляет Правительство РФ?
7.Какого возраста нужно достигнуть гражданину РФ, чтобы можно было стать судьёй?
8.Сколько лет должно быть гражданину РФ, чтобы стать депутатом Государственной Думы?
9.Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета РФ?
10.Кто осуществляет государственную власть в РФ?
11.Какой закон имеет высшую юридическую силу?
12.Что подлежит официальному опубликованию?
13.С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности?
14.Что по Конституции РФ является высшей ценностью?
15.Сколько субъектов в составе РФ?
16.Могут ли быть изменены границы субъектов РФ?
17.Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ?
18.Когда была принята действующая Конституция РФ?
19.Сколько депутатов входит в состав Государственной Думы?
20.Сколько глав в Конституции РФ?
2 тур игры: «Конституция- основной закон страны».
Предполагает анализ текста Конституции РФ 1993 года.
1группа – политические права и свободы;
2 группа – экономические права и свободы человека и гражданина в РФ;
3 группа – личные права и свободы человека и гражданина;
4 группа – социально-культурные права и свободы;
5 группа – юридические права – гарантии человека и гражданина;
6 группа – работая с текстами Конституции РФ, делает подборку видов и содержания конституционных обязанностей человека и гражданина.
Классификация основных прав и свобод человека и гражданина: экономические; политические; личные; социально-культурные; экологические; юридические.
Виды политических прав и свобод человека и гражданина в России:
-право на объединение (п.1ст30);
-право на митинги, шествия, пикетирование (ст.31);
-право участвовать в управлении делами государства (п.2.ст.32);
-право на обжалование (п.3.ст.32)
-право участвовать в отправлении правосудия (п.5.ст.32)
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации:
-право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (п.1ст.34);
-право на частную собственность и её наследование (ст.35,36);
-право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст.37);
-право на труд в условиях его охраны (п.3ст.37);
-право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации (п.3ст.37);
-право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (п.4ст.37);
-право на забастовку (п.4ст.37);
-право на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти (ст.53).
Личные права и свободы человека и гражданина:
-право на жизнь (п.1ст.20);
-право на достоинство (п.1ст.21);
-право на безопасность (п.2ст.21);
-право на свободу и личную неприкосновенность (п.1ст.22);
-право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (п.1ст.23);
-право на тайну переписки, телефонных переговоров (п.2ст.23);
-право на ознакомление с документами и материалами (п.2ст.24);
-право на неприкосновенность жилища (ст.25);
-свобода мысли и слова (п.1ст.29);
-свобода совести и вероисповедания (ст.28);
-право свободно выезжать за пределы России (ст.27);
-право на информацию (п.4ст.29).
Социально-культурные права и свободы:
-право на труд (ст.37);
-право на отдых (ст.37);
-право на защиту от безработицы (ст.37);
-защита материнства, детства, семьи (ст.38);
-право на социальное обеспечение (ст.39)
-право на жилище (ст.40);
-право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41);
-право на благоприятную окружающую среду (ст.42);
-право на образование (ст.43).
Юридические права – гарантии человека и гражданина:
-право на государственную защиту прав и свобод (ст.45);
-право защищать свои права и свободы способами, не запрещенными законом (п.2 ст.45);
-право на судебную защиту (п.1ст.46);
-право на получение квалифицированной юридической помощи (п.1ст.48);
-право на получение адвокатской помощи (п.2ст.48);
-право не свидетельствовать против себя и членов семьи (ст.51);
-право на компенсацию причиненного ущерба от преступления, злоупотребления властью (ст.52,53);
-презумпция невиновности (ст.49).
Виды и содержание конституционных обязанностей человека и гражданина в Р Ф:
-обязательность соблюдения Конституции и любых законов (п.2ст15);
-забота о детях и их воспитание (п.2ст.38);
-забота детей о нетрудоспособных родителях (п.3ст.38);
-обязательность получения общего образования (п.4ст.43);
-обязанность обеспечения родителями детям основного общего образования (п.4ст.43);
-забота о сохранении исторического и культурного наследия (п.3ст.44);
-обязанность платить налоги и сборы (ст.57);
-обязанность охранять природу и окружающую среду (ст.57);
-обязанность защищать Отечество (п.1ст.59).
3 тур: «Органы власти в РФ»
168021041910Президент РФ-глава государства
00Президент РФ-глава государства
4213860154305Судебная власть
Конституционный Суд
Верховный Суд
Высший Арбитражный Суд
00Судебная власть
Конституционный Суд
Верховный Суд
Высший Арбитражный Суд
167068597155Законодательная власть
Федеральное собрание (парламент)
Совет Государственная
Федерации Дума
00Законодательная власть
Федеральное собрание (парламент)
Совет Государственная
Федерации Дума
1333568580Исполнительная власть
Правительство РФ
00Исполнительная власть
Правительство РФ
19850101181100029660858001000
Задания:
-дать характеристику органам власти РФ
-построить схему органов власти РФ
4 тур: «Федеративное устройство РФ»
Вопрос командам (2 балла): В ст.1 Конституции РФ сказано: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», Что такое федерация?
Задание: записать на доске федеративное устройство страны: название субьектов и их количество. (3 мин) Максимальный балл-4.
В это время- вопросы командам (да или нет) –по 1 баллу.
Вопросы первой команде: Согласны ли вы,
1.что в Конституции РФ записано: «Государственным языком на всей её территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.» (Да, ст. 6 8 Конституции РФ)
2.На территории РФ допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов между субъектами. (нет, ст.74 Конституции РФ.)
3.В составе РФ есть Белгородская область. (да, ст .65 ).
Вопросы второй команде: Согласны ли вы, что:
1.Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.(да, ст 67)
2. Законы, принимаемые в субъектах федерации, для этих субъектов имеют высшую юридическую силу по сравнению с федеральными законами. (нет).
3. В составе РФ есть Камчатский край. (да, ст.65 ).
Вопросы третьей команде: составить схему: «Федеративное устройство РФ».
Ход игры
Этапы игры критерии оценивания 1 команда 2 команда
1 тур «Интеллектуальная разминка» за правильный ответ- 1 балл. 2 тур «Конституция-основной закон страны». «Права и обязанности граждан РФ» максимальное количество баллов-5.
3 тур «Органы власти в РФ» максимальное количество баллов отвечающего-4.
При внесении исправлений командой- не более 3. 4 тур-«Федеративное устройство РФ»
Максимальное количество баллов отвечающего-5.
команде-по 1 баллуза правильный ответ. (всего-8) «Блиц - опрос».
С ними можно работать и опросить весь класс одновременно. Быстро, точно, конкретно, с проверкой заданий и ответов. К блиц – опросам относятся следующие:
1) «Да - нет». Предлагается 8 – 12 утверждений. Учащиеся должны с ними согласиться («да») или отвергнуть, как неправильное , неточное («нет»). На ответ по каждому утверждению 20 – 30 сек.
2)«Исходная точка».Вначале дается исходная дата или событие. Затем ученикам через каждые 30 сек. Дается еще 6 – 10 дат или фактов, о которых они должны сказать: «да» или «после» исходной точки они произошли. Можно и усложнить задание – в конце ответа они должны еще и расставить события в хронологическом порядке .3) «Найти лишнее».Предлагается 3 – 5 слов, терминов, ученик должен определить лишнее слово. Можно усложнить задание: при наличии нескольких вариантов объяснить «почему лишнее?».
4) «Где ошибка». Дается развернутый исторический факт (или несколько) с ошибкой (или ошибками). Найти их. Дать правильный ответ .5) «Черное - белое». (Кому это принадлежит? или Кто это сказал?). Смысл один: вопросов больше, чем ответов, причем ответ уже известен, осталось правильно поставить под вопрос.
Тест «Да-нет»
1. Кто принял действующую Конституцию РФ?
А) народ Российской Федерации Б) Государственная Дума Российской Федерации
2. Статья 1 Конституции РФ гласит: «Россия есть:
А) суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство;
Б) демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
3. Какая религия установлена в Российской Федерации в качестве государственной?
А) Христианство Б) никакая.
4. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому:
А) от рождения Б) от совершеннолетия
5. Кто в России является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина?
А) Президент Российской Федерации Б) Судьи Конституционного суда Российской Федерации.
6. На какой срок избирается Президент Российской Федерации?
А) пять лет Б) шесть лет
7. Кто в Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации?
А) Министр обороны Российской Федерации Б) Президент России.
8. Какие нормативные правовые акты издаёт Президент Российской Федерации?
А) указы, распоряжения и законы Б) указы и распоряжения
9. Что является представительным и законодательным органом Российской Федерации?
А) Федеральное Собрание Б) Совет Федерации;
10. Кто может распустить Государственную Думу?
А) Председатель Правительства Российской Федерации Б) Президент Российской Федерации.
11. Сколько разделов содержит Конституция Российской Федерации?
А) три раздела Б) два раздела
Прием “Лови ошибку”
Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.
Время выполнения: 5-6 минут
Описание приема. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Возможны любые варианты текстов, соответствующие теме занятия.
Перед вами текст: « Рабочий день Президента России».
Прочитайте и укажите ошибки.
«……В течение дня Президент РФ подписал распоряжение об отставке правительства. Подписал указ об отставке Председателя Конституционного суда. Снял с должности директора коммерческого банка. Председательствовал на заседаниях Правительства РФ. Внес в Государственную Думу на рассмотрение законопроект. Принимал верительные грамоты послов. Обсуждал на заседании депутатов Государственной Думы законопроект. Подписал федеральный закон. Совершил поездку в Подмосковье на военный полигон. Участвовал в поздравлении граждан РФ в связи с их профессиональным праздником. Назначил Генерального прокурора РФ».
Этап рефлексии:
Получилась продуктивная работа. Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий викторины?
Данные трудности поможет преодолеть изучение курса «Основы избирательного права».
Что вам понравилось в ходе работы?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Литература:
1.Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах: на основе ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / А.В.Плаксин. – М.: ЦИК РФ, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, Издательская серия: «Прикладная юриспруденция», 2007. – 64с. (включая электронный вариант)
2.Основы избирательного права РФ: учеб. пособие для студентов вузов / В.А.Ершов. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 192с.
3.Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 8 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2002. – 224 с.: ил.
4.Никитин, А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений.
5.Никитин, А.Ф. Право и политика: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений.
6.Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 классы: Рабочая тетрадь.
7.Никитин А.Ф. Право и политика. 9 класс: Рабочая тетрадь.
8.Выборы в представлении детей / Избирательная комиссия Белгородской области; составители: Н.П. Великих, Г.В. Калитина. – Белгород, ИПЦ «ПОЛИТТЕРА», 2006. – 44 с.
9.Олимпиады по избирательному законодательству эффективная форма повышения правовой культуры будущих избирателей/ Избирательная комиссия Белгородской области; составители: Н.П. Великих, Г.В. Калитина. – Белгород, 2006. – 83с.