Сценарий общешкольной торжественной линейки к 20-летию Ассамблеи народа Казахстана
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 20-летию Ассамблеи народа Казахстана.
Ассамблея народов Казахстана
«Стратегия «Казахстан - 2050»:один народ – одна страна - одна судьба»
Цель мероприятия:
1.Формирование понятия о возникновении исторической необходимости объединения всех народов, проживающих в Казахстане, как частей единого целого.
2. Знакомство школьников с основными задачами, стоящими перед Ассамблеей народов Казахстана.
3. Расширение общего культурного политического кругозора, воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к Родине. Формирование у учащихся интереса к жизни людей других национальностей, обычаям, национальному искусству, их культуре.
Задачи:
1.Формировать у учащихся казахстанский патриотизм, миролюбие, национальное согласие, углубление и расширение знаний и представлений
2.Развивать творческие способности учащихся, развивать интерес и желание больше узнать о народах, живущих в Казахстане.
3. Воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ, уважение к традициям и обычаям.
Оборудование: плакаты, шары, флаг, герб, макет шанырака с цветными лентами, национальные костюмы, фонограмма Гимна РК и кюя.
Ход мероприятия:
1 вед. Сәлеметсіздер ме құрметті қауым! Сіздерді келе жатқан Қазақстан халықтар Ассамблеясының 20 жылдығы күнімен құттықтаймыз!
Өзіңдікі - Елің де,
Өзіңдікі – Жерің де,
Өзіңдікін өзің еткен Бақ-
Тәуелсіздік – төрінде.
Асқар тау да – сенікі
Бақша, бау да – сенікі,
Қалтқысыз дос пенен
Қатал жау да – сенікі.
Орыс, ұйғыр, неміс те
Үміт қосып жеңіске,
Жұдырықтай жұмылды
Келешегі кең іске.
Өзіндікі – Туың да,
От пен ауа, суың да.
Жаса, Қазақстаным
Белді бекем буын да!
Звучит гимн РК
2 вед. под фонограмму кюя «Султан» с показом презентации:
Стихотворение «РОДИНА МОЯ - КАЗАХСТАН»
Здесь лазурное небо (1) и снежные горы (2,3) Бескрайних полей(4) золотые просторы (5), Закаты, как в сказке(6), и звездные ночи (7), Рассветы ясны (8), как красавицы очи.
Здесь вольные ветры (9) и быстрые реки (10), Яркое солнце(11), широкие степи (12), Манящие тайной святые озера (13), И лоз виноградных витые узоры (14).
Там разные нации в мире живут (13, 14), Там вечные ценности – знания (17), труд (18). Самая лучшая ты на земле Родина - матушка - слава тебе! (19)
Спросите где это, и я вам отвечу! Краткой, но убедительной речью (20) "Осы маған ұлы Отан, Қасиеттi жер Қазақстан!
Ученица.
Смотрю на небо голубое
Там высоко парит орел!
Восходит солнце золотое
Над птицей, будто ореол.
До боли мне знакомо это
Ведение сквозь пики гор
Осталось лишь добавить сбоку
Национальный наш узор.
Герб и флаг наш гордый
Народом государству дан.
Пусть же всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!
Ученик.
Мой Казахстан велик и могуч!
В нём много рек, гор и высоких круч.
Народы в дружбе все живут,
Детей растят, разводят скот.
Пускают много в небосвод
Они космических ракет
До неизведанных планет.
1 вед. Казахстан – это наша Родина, это наш общий дом, где в мире и согласии проживают более 130 народов и народностей, людей, которые учатся, трудятся, растят своих детей, заботятся о старшем поколении и вносят свой вклад во имя процветания родной Отчизны.
2 вед. Одной из составляющих успешного развития любого государства является мир и общественное согласие. Это особенно актуально для полиэтнических государств, каким является Казахстан. В этом смысле исключительную роль выполняла и выполняет созданная по инициативе нашего Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева Ассамблея народов Казахстана. Она объединила и консолидировала национально - культурные центры, дала им импульс к созидательной деятельности на благо суверенного государства.
Ведущие на фоне презентации.
1вед. Сегодня наше мероприятие посвящено Ассамблее народа Казахстана.
1 марта 1995 года исторический день- день создания Ассамблеи народа Казахстана. Это был период тяжелого для нашей страны и всех постсоветских республик судьбоносного времени. Развал СССР, экономическая разруха, политическая неразбериха. И в такое критическое для страны время проявилась мудрость нашего Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева и талант предвидения на многие годы вперед: определять главные звенья в цепи событий.
2 вед. В настоящее время в мире в межнациональных, религиозных, экстремистских столкновениях гибнут сотни, тысячи ни в чем не повинных людей. Политика, направленная на разжигание межнациональной розни, превосходство одной нации над другой, религиозный экстремизм приводят к локальным войнам, кровопролитию, бедам, горю, нестабильности в обществе. Поддерживать в Республике Казахстан межнациональное и межконфессиональное согласие во имя стабильности и мира призвана Ассамблея народов Казахстана.
1 вед. Қазақстан халқы Ассамблеясы - заңды тұлға құрылмай, Қазақстан Республикасының Президенті құратын, басты міндеті мемлекеттік ұлттық саясатты іске асыру, Қазақстан Республикасындағы қоғамдық-саяси тұрақтылықты қамтамасыз ету, мемлекеттік және азаматтық қоғам институттарының этносаралық қатынастар саласындағы өзара іс-қимылының тиімділігін арттыру болып табылатын мекеме.
2 вед. 1 марта 1995 года Указом Нурсултана Абишевича Назарбаева была образована Ассамблея народа Казахстана и созван первый съезд. На нем были высказаны твердые заверения о проведении самой активной работы по укреплению дружбы народов Казахстана.
1 вед. Еліміздің Президенті Нұрсұлтан Назарбаев Қазақстан халқы Ассамблеясын құру идеясын алғаш рет 1992 жылы Тәуелсіздіктің бірінші жылдығына арналған Қазақстан халықтарының форумында айтты.
2 вед. Идея создания Ассамблеи была впервые высказана Президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в 1992 году на 1 Форуме народов Казахстана, посвящённом первой годовщине Независимости.
1 вед. 1995 жылғы 1 наурызда оның мәртебесін Қазақстан Республикасы Президенті жанындағы консультативті-кеңесші орган деп бекіткен Қазақстан Республикасы Президентінің Қазақстан халқы Ассамблеясын құру туралы Жарлығы шықты.
2 вед. 1 марта 1995 года вышел Указ Президента Республики Казахстан об образовании Ассамблеи народа Казахстана, определивший его статус как консультативно - совещательного органа при Президенте Республики Казахстан.
1 вед. 2007 жылғы мамыр айында Қазақстан Республикасы Конституциясына бірқатар өзгерістер енгізілді. Қазақстан халқы Ассамблеясына конституциялық мәртебе берілді, ол ҚР Парламенті Мәжілісіне тоғыз депутат сайлау құқығына ие болды. Осы арқылы Ассамблеяның қоғамдық-саяси рөлі айтарлықтай артты.
2 вед. В мае 2007 года в Конституцию Республики Казахстан был внесён ряд поправок. Ассамблее народа Казахстана придан конституционный статус. Она получила право избирать в Мажилис Парламента 9 депутатов, что значительно повысило общественно - политическую роль Ассамблеи.
1 вед. 2008 жылғы 20 қаңтарда еліміздің Президенті «Қазақстан халқы Ассамблеясы» туралы әлемде баламасы жоқ заңға қол қойды. Сөйтіп, Қазақстан халқы Ассамблеясы еліміздің саяси жүйесінің толық қанды бөлігіне айналды. Оның қызметінің нормативтік құқықтық негіздері айқындалды.
2 вед. 20 января 2008 года Президентом страны был подписан Закон «Об Ассабмлее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире. Ассамлея народа казахстана стала полноправным субъектом политической системы страны, были определены нормативные правовые основы её деятельности.
1 вед. Ассамблея мемлекеттік ұлттық саясатты әзірлеуге және жүзеге асыруға, Қазақстан Республикасындағы қоғамдық-саяси тұрақтылықты қамтамасыз етуге ықпал жасайды. Ассамблеяның мақсаты – қазақ халқының топтастырушылық рөлін арқау ете отырып, қазақстандық патриотизм, Қазақстан халқының азаматтық және рухани-мәдени ортақтығы негізінде қазақстандық біркелкілікті және бәсекеге қабілетті ұлтты қалыптастыру процесінде республикадағы этносаралық келісімді қамтамасыз ету.
2 вед. Целью Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в республике в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентноспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно - культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа.
1 вед. Ассамблеяның негізгі міндеті – этносаралық қатынастар саласында мемлекеттік органдармен және азаматтық қоғам институттарымен тиімді өзара іс-қимылды қамтамасыз ету, қоғамда этносаралық келісімді және толеранттылықты одан әрі нығайту үшін қолайлы жағдай жасау, ел бірлігін нығайту, қазақстандық қоғамының негіз қалаушы құндылықтары бойынша қоғамдық келісімді қолдау және дамыту. Сонымен қатар, Қазақстан халқы Ассамблеясы мемлекеттік органдарға экстремизм мен радикализм көріністеріне қарсы әрекет етуге, азаматтардың демократия нормаларына негізделген саяси-құқықтық мәдениетін қалыптастыруға көмек көрсетеді. Ассамблея этномәдени бірлестіктердің күш біріктіруін қамтамасыз етеді, этномәдени орталықтардың, Қазақстан халқының ұлттық мәдениеттері, тілдері мен дәстүрлерінің өркендеуін, сақталуын және дамуын қамтамасыз етеді.
2 вед. Основными задачами Ассамблеи является обеспечение эффективного межэтнического согласия. Одна из основных задач Ассамблеи – выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающих на территории Казахстана. Кроме того, Ассамблея готовит рекомендации по возрождению, развитию духовного и культурного потенциала наций, формированию политической грамотности, основанной на демократических нормах, на основе соблюдения принципа равноправия. Ассамблея народа Казахстана вносит большой вклад в сохранение в стране национального согласия и политической стабильности.
Презентация Дворца мира и согласия
1 вед. Символом дружбы, единения и мира на земле Казахстана является Дворец Мира и Согласия. Идея строительства в молодой столице республики грандиозного архитектурного творения- дворца в виде Пирамиды, которое стало бы местом проведения Съезда лидеров мировых и традиционных религий и олицетворяло бы стремление молодого независимого государства к миру и согласию, принадлежит Главе государства Нурсултану Назарбаеву.
2 вед. Эта идея была предложена им на I Съезде лидеров мировых и традиционных религий, проходившем 23-24 сентября 2003 года в Астане и ставшем эпохальным событием начала 21 века. Открытие Дворца Мира и Согласия состоялось 1 сентября 2006 года. Работа второго съезда уже проходила в новом дворце - Дворце Мира и Согласия.
1 вед. Автором проекта является известный британский архитектор Норман Фостер. Дворец Мира и согласия построен в форме правильной пирамиды высотой 62 м и такой же шириной у основания. Покоится сооружение на искусственной пятнадцатиметровой насыпи. Верхушку пирамиды украшает настоящее произведение искусства художника Брайана Кларка – витраж с изображениями 130 голубей, символизирующих национальности, живущие на казахстанской земле.
2 вед. Его называют восьмым чудом света. Всё в мире боится времени, только время боится пирамид. Так говорили древние египтяне и строили свои загадочные пирамиды, увековечивая имя фараона во времени и пространстве.
1 вед. Пирамида стала символом единения различных религий, этносов и культур, открытости народа и государства всему миру. Пирамида мира и согласия – это своего рода апофеоз идеи толерантности, памятник единству народа Казахстана, его стремлению к гармонии и гуманитарным ценностям.
2 вед. Благодаря повседневной работе крепнет дружба всего народа Казахстана. В этом - титанический труд нашего Лидера нации, Первого Президента, Председателя Ассамблеи народа Казахстана, Нурсултана Абишевича Назарбаева.
1 вед. За эти годы Ассамблея достигла совершеннолетия, стала важнейшим общегражданским институтом нашей нации. Казахстан стал территорией, свободной от этнических конфликтов. Экономические и социально-политические реформы успешно состоялись, благодаря межэтническому спокойствию и гармонии. Мир и покой вошли в каждый дом. Это и есть главный результат работы Ассамблеи!
2 вед. Сегодня с полным основанием мы можем утверждать, что Ассамблея - это и есть народ Казахстана в целом! Все семнадцать миллионов! Сегодня Ассамблея - это надежный, прочный фундамент стабильности и общественного согласия. История Ассамблеи – это история страны, история народа.
1 вед. Накануне 20-летия Ассамблеи народа Казахстана в нашей школе была образована своя Ассамблея народов, состоящая из представителей разных национальностей. Её задача – пропагандировать межнациональное согласие и толерантность, знакомить учеников с культурой народов, проживающих в Казахстане. В сентябре этого учебного года на ученическом собрании в голосовании большинством голосов Президентом Школьной Ассамблеи была избрана __________.
2 вед. В нашей школьной Ассамблее представлены учащиеся семи различных национальностей. Среди них большую часть –__ учащихся, составляют русские.
Ученик: Я - русский. В Казахстане проживает 4 млн. 24 тысячи 357 русских. Согласно Закону о языках, в нашей стране русский язык является языком межнационального общения.
Ученица. Стихотворение «Родной язык»
Всё: смелость, счастье, мужество и память-
Судьба вмерзает в безысходность льдин,
Но пламенный, как солнце над мирами,
Родной язык!- остался ты один.
Язык отцов - наследие святое,
Глубокий, острый, сильный, словно крик.
Своих детей заботливой рукою
К себе притянешь, мой родной язык!
1 вед. Второй по численности национальностью среди учеников нашей школы являются немцы.
Ученик: Я - немец. До недавнего времени в Казахстане проживал почти миллион немцев, которые составляли третью по численности национальность. Основным местами проживания немцев в Казахстане являлись Карагандинская, Костанайская, Павлодарская, Акмолинская, Восточно - Казахстанская и Южно-Казахстанская области. С середины 1980-х годов началась массовая эмиграция немцев в Германию.
Ученица. Стихотворение " Deutschland "
Wir wollen auf Erden glücklich sein,
und wollen nicht mehr darben;
verschlemmen soll nicht der faule Bauch,
was fleißige Hände erwarben.
2 вед. На начало учебного года у нас насчитывалось __ казахов.
Ученик: Я – казах. Язык моего народа является государственным языком в Республике Казахстан.
Ерлiк, елдiк,бiрлiк,кайрат,бак, ардың-
Жауыз тағдыр жойды бәрiн не бардың...
Алтын Күннен бағасыз бiр белгi боп,
Нұрлы жұлдыз - бабам тiлi, сен қалдың!
Жарық көрмей жатсаң да ұзақ, кен-тiлiм,
Таза, терең, өткiр,күштi, кең тiлiм,
Таралған түрiк балаларын бауырыңа
Ақ қолыңмен тарта аларсың сен,тiлiм.
1 вед. В нашей школе __ украинцев.
Ученица. Я – украинка. Украинцы по переписи населения 2009 года являются третьим по численности народом в стране.
Стихотворение о Родине на украинском языке
Червонiэ ранок, заблистить роса.
Мати рано встане, чути голоса,
То пiвнi крикливi на селi спiвають,
День, що народився, радiсно вiтають!
2 вед. Также, двое, в школе __ белорусов.
Ученица: Я – белоруска. История белорусско-казахских отношений имеет давние корни. В первой половине 60-х годов XIX века на север Казахстана были высланы некоторые участники восстания 1863-1864 годов. Для белорусов и дальше казахские степи оставались местом ссылки. В 70-е годы прошлого столетия здесь находилась часть осужденных белорусских народников, а позже - социал-демократов. А ещё были и переселенцы - крестьяне, которые ехали в Казахстан в поисках лучшей доли в начале XX века по ходу Столыпинской аграрной реформы.
Многие белорусские деятели культуры отбывали незаслуженное наказание в Казахстане в советское время.
С началом Великой Отечественной войны из Беларуси были эвакуированы люди, заводы, научные и культурные заведения. Казахстан стал также местом размещения многих тыловых госпиталей, где долечивались раненые советские воины. Здесь нашли приют и работу 10,7 тысячи рабочих и служащих, эвакуированных из Беларуси, члены их семей.
1 вед. Есть и __ узбеков.
Ученица: Я - узбечка. Узбеки - один из крупных народов в Республике Казахстан. Как и преобладающие стране казахи, узбеки тюркоязычны и также исповедуют ислам. Так как и казахские, и узбекские ханы принадлежали к одной династии, часть земель периодически переходила от одного ханства к другому. Так, например Ташкент успел побывать столицей Казахского ханства. А земли Южного Казахстана входили в Бухарский эмират и Кокандское ханство. Пока, наконец, переходящие земли со смешанным населением не были поделены пополам.
Ученик. Стихотворение "БЕВАТАН"
Тушимда "Ферузни" куйлайди биров,
Болалар бойчечак айтишар баъзан.
Умр сунгидаман,бошимда киров,
Мен мухожирман, номим-Беватан.
2 вед. И всего __ чеченцев.
Ученик: Я – чеченец. Чеченцев всегда отличало групповое самосознание, отличающее от других этносов, а также значительное чувство солидарности и симпатии к своим соплеменникам и ощущение связи с его историческими судьбами. Этим мы выделялись среди народа Казахстана.
Ученица:
Живут народы разные
С давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один - кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина у каждого
У нас у всех одна.
1 вед. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Каждый человек неповторимый. Он - индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно.
2 вед. Мы гордимся тем, что Казахстан называют в мире территорией дружбы и диалога. Для людей разной веры, живущих одной мечтой о добре и дружбе по силам задача построения нового Казахстана в новом мире.
1 вед. Мы, молодое поколение - будущее Казахстана. Нам его строить и беречь, нам укреплять мир и дружбу между народами!
2 вед. За два десятилетия Казахстанский Путь стал образцовой моделью национального успеха для новых независимых стран. Это результат трудолюбия и сплоченности всех казахстанцев!
1 вед. Это великая способность только сильных народов.
2 вед. Мы стали таким народом и должны оставаться на высоте!
1 вед. Казахстан – это единая земля, единый народ, единое будущее.
2 вед. Надо всеми силами обеспечивать единство народа. Потому что мы
Все вместе: один народ - одна страна - одна судьба!