Внеурочная деятельность. Проект От прошлого к настоящему
Учебная практика
«От прошлого к настоящему»
Пояснительная записка
Настоящая Программа учебной практики по литературе «От прошлого к настоящему» для 6 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО и предназначена для использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 6 классе. Она составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.:Просвещение, 2011
3.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М.:Просвещение, 2011
4.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк. А.М.Кондаков. В.А.Тешков. М.:Просвещение, 2011.
5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под редакцией А.Г.Асмолова. М.:Просвещение, 2011
6. Учебный план МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа».
Мы читаем произведения русских и зарубежных писателей, восхищаемся их содержанием, а о истории родного края часто забываем. Программа учебной практики позволяет познакомиться с историей собирания фольклора народов Прикамья, прочитать художественные произведения народов, населяющих Прикамье, тем самым развить у обучающихся интеллектуальные, творческие, личностные способности, приобщиться к культуре малой родины. Таким образом, создание данной программы является актуальным.
Возраст обучающихся – 12 лет.
Количество часов: теоретическое занятие – 2 час, практические занятия – 6 часов.
Цель : развитие гармоничных отношений с историей своего края, обучение детей грамотному смысловому чтению.
Задачи программы:
1.Знакомство с историей собирания фольклора народов Прикамья, с известными собирателями фольклора Прикамья, произведениями.
2.Обучение детей смысловому чтению, позволяющему точно и полно понять содержание текста.
3.Развитие устной и письменной речи обучающихся.
4.Формирование патриотизма, умение проникнуться многообразием традиций .
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповые, индивидуальные, работа в парах,. Виды деятельности:
сообщение, беседа, лекция, работа с текстом, создание собственных сказок, создание рисунков к своему произведению.
Способы организации познавательной деятельности: обсуждение, рисунок, интерпретация.
Ведущий вид деятельности – практико-ориентированный.
Содержание программы
Занятие 1. Вводное. Фольклор.История собирания фольклора народов Прикамья.
Занятие 2. Собиратели фольклора Прикамья. Сказка. Виды сказок. Структура и композиция сказок. Тематика.
Занятие 3.Сказки о животных. «Хитрый козёл»-русская, «ласточка и комар»-удмуртская, «Волк и козлёнок»-удмуртская.
Занятие 4.Волшебные сказки. «Про царевича Петра и волшебного коня»-русская, «Топор-саморуб»-удмуртская, «Зилян»-татарская.
Занятие 5. Волшебные сказки. «Шурале»-татарская, «Хунак и Имряк»-башкирская, «Умная сова»-мансийская.
Занятие 6. Бытовые сказки. «Хитрый солдат»-русская, «Друг»-удмуртская, «Дверь на лугу»-коми-пермяцкая.
Занятие 7.Создание собственных сказок, создание иллюстраций к ним.
Занятие 8. Представление сказки нового поколения.
Учебно-тематический план
№ Название темы часы Содержание деятельности педагога Содержание деятельности обучающихсяНаименование объекта оценивания
1. Вводное. Фольклор. История собирания фольклора народов Прикамья. 1 Сообщает новую информацию Воспринимают информацию Умение перерабатывать информацию
2. Собиратели фольклора Прикамья. Сказка. Виды сказок. Структура и композиция сказок. Тематика.
1 Сообщает новую информацию Воспринимают информацию Умение перерабатывать информацию
3. Сказки о животных. «Хитрый козёл»-русская, «ласточка и комар»-удмуртская, «Волк и козлёнок»-удмуртская.
1 консультирует Анализируют сказку
Умение анализировать
4. Волшебные сказки. «Про царевича Петра и волшебного коня»-русская, «Топор-саморуб»-удмуртская, «Зилян»-татарская 1 консультирует Анализируют сказку
Умение анализировать
5. Волшебные сказки. «Шурале»-татарская, «Хунак и Имряк»-башкирская, «Умная сова»-мансийская.
1 консультирует Анализируют сказку
Умение анализировать
6. Бытовые сказки. «Хитрый солдат»-русская, «Друг»-удмуртская, «Дверь на лугу»-коми-пермяцкая.
1 консультирует Анализируют сказку
Умение анализировать
7. Создание собственных сказок, создание иллюстраций к ним.
1 консультирует Создают своё произведение Умение создавать собственное произведение
8. Представление сказки нового поколения.
1 анализирует Представляют своё произведение, выразительно рассказывают Умение представлять своё произведение
Ожидаемые результаты учебной практики
Программа учебной практики направлена на достижение личностных, метапредметных, коммуникативных результатов:
Личностными результатами являются:
- повышение мотивации обучения;
- уважительное отношение к культуре Прикамья;
- развитие творческих способностей в процессе создания собственного продукта деятельности – создание сказки.
Метапредметными результатами являются:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности и последовательность действий;
- владение умением анализировать;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
Коммуникативными результатами являются:
- умение участвовать в диалоге, слушать, понимать других;
- умение работать в группе;
- умение строить собственные монологические высказывания.
КИМыКритерии оценивания:
- соответствие теме;
- раскрытие темы;
- оригинальность сюжета;
- логика, последовательность повествования;
- владение художественными средствами языка;
- выразительность.
Ресурсное обеспечение:
Д.А.Краснопёров. Родное Прикамье. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-6 классов средних школ Пермской области.