МДК.01.03 .Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков. Регламент самостоятельной работы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования (ССУЗ)
«Челябинский педагогический колледж №2»
Регламент самостоятельной работы
ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
Специальность: 050144 «Дошкольное образование»
МДК.01.03 .Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
Преподаватель: Н.Е. ШепеткоЧелябинск, 2013 г.
Темы для самостоятельной
работы Кол-во часов План изучаемой темы Методическое обеспечение Форма самостоятельной работы Ключевые вопросы Формирование умений и навыков (компетенции) Форма отчетности
Бег 1 1.Значение. Виды бега.
2. Техника выполнения.
3. Подготовительные и подводящие упражнения.
4. Профилактика травматизма. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студентов фак. дошк. образов. Высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова и др. – М.: Академия,2002. –320с. Записать показатели
правильного бега Фаза полета при беге.
Техника бега.
ОК Таблица
Лазание 1 1.Значение. Виды и способы лазания.
2. Техника выполнения.
3. Подготовительные и подводящие упражнения.
4. Профилактика травматизма. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студентов фак. дошк. образов. Высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова и др. – М.: Академия,2002. –320с.
Анализ: переменный и
приставной шаг при
одноименном и разноименном
способе выполнения Виды и способы лазания
Техника выполнения
ОК
Таблица
Прыжки 1 1.Значение. Виды и характеристика прыжков
2. Техника выполнения.
3. Подготовительные и подводящие упражнения.
4. Профилактика травматизма. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студентов фак. дошк. образов. Высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова и др. – М.: Академия,2002. –320с.
Подобрать подводящие
упражнения к каждому виду
прыжков Виды прыжков.
Техника выполнения приземления а зависимости от вида прыжка.
ОК
Перечень подводящих упражнений
Метание 1 1.Значение. Виды и способы метания 1 и 2 руками.
2. Техника выполнения.
3. Подготовительные и подводящие упражнения.
4. Профилактика травматизма. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студентов фак. дошк. образов. Высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова и др. – М.: Академия,2002. –320с. Определить наиболее
оптимальные способы метания
в вертикальную и
горизонтальную
цель, вдаль Виды и способы метания.
Техника броска при разных способах метания.
ОК
Таблица
Прыжки с разбега 1 1.Характеристика прыжков с разбега, их сравнительный анализ.
2.Техника выполнения, последовательность обучения.
3. Приемы страховки. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студентов фак. дошк. образов. Высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова и др. – М.: Академия,2002. –320с.
Сравнительный анализ техники
выполнения прыжков с разбега Отличие техники прыжков в длину и высоту с прямого разбега.
ОК Таблица
Упражнения в равновесии 1 1.Виды упражнений в равновесии.
2.Усложнение упражнений в равновесии.
3.Профилактика травматизма. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студентов фак. дошк. образов. Высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова и др. – М.: Академия,2002. –320с. Подобрать упражнение
В равновесии, определить
последовательность его освоения Функция равновесия и упражнения на равновесие. Статическое и динамическое равновесие
ПК
Перечень упражнений
Построения
Перестроения 1 1.Понятие, характеристика
2.Особенности выполнения дошкольниками
3.Основные построения в разных возрастных группах Степаненкова,Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 365с. Зарисовать основные
построения в тетрадь Усложнения в упражнениях на равновесие
ПК Схемы построений
1 1.Характеристика основных перестроений в разных возрастных группах
2.Техника выполнения упражнений Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 365с. Зарисовать способы
перестроения в тетрадь Способы перехода из одного строя в другой ПК
Схемы перестроений
Гимнастика. Методика обучения
Строевые упражнения 1 1.Значение и место в процессе физического воспитания
2.Методика обучения , приемы обучения.
3.Анализ программы
Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб пособие для сред. пед. учеб заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.АП.Шишкина. - М.: Академия, 1996. – 185с.
Записать команды и
распоряжения к выполнению
строевых упражнений для разных
возрастных групп
(Бабина «Утренняя гимнастика в детском саду») Отличие команды и распоряжения. Место команд и распоряжений в разных возрастных группах. ПК Перечень команд и распоряжений для каждой возрастной группы.
Основные движения 1 1. Место в физическом воспитании.
2.Особенности выполнения движений детьми
3.Задачи обучения каждому виду движений
4.Последовательность обучения
5.Методика обучения Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателей дет. сада / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1983. –144с.
Продумать способ
организации детей на
выполнение основныхдвижений.
Подобрать подводящие
упражнения.
Внести усложнения на последующие два занятия.
Реализовать индивидуально-
дифференцированный
подход при организации
выполнения движений.
Техника выполнения основных движений.
Усложнение в соответствии с этапами формирования навыков.
Понятие индивидуально-дифференцированного подхода.
ПК
Перечень подводящих упражнений, варианты заданий
Общеразвивающие упражнения 1 1.Задачи обучения ОРУ
2.Методика обучения
3.Использование музыки
Буцинская, П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду : кн. для воспитателя дет. сада / П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П. Лескова. – 2-е изд.. перраб. И доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175с.
Составить комплекс
общеразвивающих
упражнений
для возрастных групп.
Внести усложнения.
Продумать этапы подачи
общеразвивающих
упражнений в соответствии
со степенью их освоенности. Подбор ОРУ в комплекс по анатомическому признаку и исходному положению
ПК
Комплексы ОРУ для всех возрастных групп
Плоскостопие и его профилактика 1 1.Значение здоровой стопы
2.Понятие плоскостопия, его причины
3.Диагностика.
4.Система мероприятий Яковлева, Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: в 3-х ч. / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. – М.: Владос, 2003. – 315с.
Провести обследование стопы ребенка. Вывод.
Разработать необходимые
рекомендации. Понятие плоскостопия. Плантограмма. Специфические физические упражнения
ПК
Рекомендации
Воспитание правильной осанки 1 1.Понятие правильной осанки
2. Причины нарушений осанки и ее виды
3.Профилактика нарушений осанки
Яковлева, Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: в 3-х ч. / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. – М.: Владос, 2003. – 315с.
Анализ условий ДОУ для воспитания правильной осанки.
Рекомендации для ДОУ по реализации данного направления работы. Виды осанки. Сколиоз.
Диагностика.
ПК
Рекомендации
Дыхательная гимнастика 1 1.Типы дыхания
2.Особенности дыхания у дошкольников
3.Дыхательная гимнастика в профилактике ОРЗ Яковлева, Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: в 3-х ч. / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. – М.: Владос, 2003. – 315с.
Разработать комплекс
дыхательной гимнастики
для межсезонья.
Провести гимнастику с детьми в ДОУ. Особенности дыхания дошкольников.
Профилактическая дыхательная гимнастика
ПК
Комплекс гимнастики для осени, весны
Элементы акробатических упражнений 1 1.Значение для развития детей
2.Использование в работе с дошкольниками
3.Индивидуальный подход при разучивании упражнений
4.Методика обучения
5.Профилактика травматизма Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш учеб. заведений физ. культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 476с. Составить акробатический
этюд для детей дошкольного возраста Элементы акробатики, их использование с учетом особенностей ОДА
ПК
Этюд
Вольные упражнения 1 1.Значение и использование вольных упражнений в работе с дошкольниками.
2.Методика разучивания комплексов
3. Приемы активизации детей при выполнении вольных упражнений. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш учеб. заведений физ. культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 476с. Составить композицию для мальчиков и девочек
(праздник пап, праздник мам)
Виды и сочетаемость вольных упражнений для дошкольников
ПК
Композиция
Ритмическая гимнастика 1 1.Задачи гимнастики
2.Методика составления, разучивания и проведения занятий ритмической гимнастикой
3.Контроль за нагрузкой
4.Музыка на занятиях ритмической гимнастикой Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 365с.
Составить комплекс
ритмической гимнастики.
Продумать
последовательность обучения. Структура и значение каждой части, подбор упражнений для них в соответствии с задачами ПК Комплекс гимнастики
Упражнения на тренажерах и нестандартном оборудовании 1 1.Значение, виды, упражнения на тренажерах
2.Индивидуальный подход к детям при работе на тренажерах
3.Нестандарьное оборудование в физическом воспитании дошкольников Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 365с.
Составить перечень
литературы по теме.
Изготовить (подгруппа)
нестандартное оборудование
для ДОУ. Простейшие и сложные тренажеры. Способы организации детей для работы на тренажерах
ПК
Физкультурное пособие
. Элементы художественной гимнастики 1 1.Методика обучения основным элементам
2.Танцевальные упражнения
3.Методика обучения танцевальным упражнениям Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 365с.
Разработать рекомендации
по использованию элементов
художественной гимнастики
в физическом воспитании
дошкольников Элементы художественной гимнастики, подбор музыки
ПК
Рекомендации
Подвижные игры.
История развития подвижной игры 1 1.Создание теории и
методики подвижных игр
2.Творческое развитие теории подвижной игры
3.Исследования научных и практических работников в области игры.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 365с.
Сообщение о взглядах одного
из теоретиков на подвижную игру
(П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин, В.В. Гориневский)Место подвижной игры в физическом воспитании дошкольников ОК Реферат
Обучение подвижным играм в разных возрастных группах 1 1.Понятие, значение, специфика подвижных игр
2.Классификация подвижных игр
3.Методика проведения подвижных игр
4. Длительность игр Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – 3-е изд., перераб. – М.: просвещение, 1986. – 304с.
Определить этапы подачи
подвижной игры.
Выделить усложнения
каждого
этапа в соответствии с
возрастом детей.
Усложнить подвижную игру
(на конкретном примере). Методические подходы к организации и проведению подвижных игр в разных возрастных группах
ПК
План проведения игры в 3х возрастных группах
. Народные подвижные игры 1 1.Анализ содержания народных игр в работе с дошкольниками
2.Последовательность освоения игр
3. Особенности организации в разных возрастных группах
Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Кенеман, В.В. Хухлаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,1985. – 271с.
Составить картотеку народных подвижных игр для детей разных
возрастных групп Место народных подвижных игр в физическом воспитании детей
ПК
Картотека
Игры-эстафеты 1 1.Отличие от подвижных игр
2.Требования к подбору содержания эстафет
3.Последовательность освоения игр-эстафет Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателей дет. сада / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1983. –144с.
Составить 5 эстафет для
«Веселых стартов» с учетом
требований к разнообразию
движений и их физиологическоймощности Требования к сложности и количеству движений в эстафетах
ПК
5 эстафет
Малоподвижные игры 1 1.Значение и характеристика игр малой подвижности
2.Место игр в режиме дня и физическом воспитании детей
Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – 3-е изд., перераб. – М.: просвещение, 1986. – 304с.
Подобрать по 5 игр спокойного характера для разных
возрастных
групп Методическое руководство при совместной организации игр
ПК
5 игр
Подвижная игра как средство развития умственных способностей и нравственных качеств личности ребенка 1 1.Принцип «сопряженного воздействия»
2.«Закон опережения» А.Гармаева3.Метод творческих заданий Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 365с.
1.Конспект статьи из журнала
«Дошкольное воспитание».
2.Примеры игр для
последующего их применения. Возможности развития личности в ходе проведения подвижных игр ПК Конспект статьи с выводами
Спортивные игры.
Оборудование площадок и инвентаря для игр детей 5-7 лет 1 1.Требования к оборудованию площадок для спортивных игр
2.Инвентарь для спортивных игр детей дошкольного возраста
3.Профилактика травматизма
Кожухова, Н.Н. Педагогическая практика студентов с дополнительной подготовкой «Руководитель физического воспитания в дошкольном учреждении»: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2005. – 216с.
Зарисовать в тетради
спортивную площадку
для каждой игры с
указанием ее размеров Отличие площадки для детей от общепринятой
ПК
Схема площадок для всех спортивных игр
Содержание игр с элементами спорта 1 1.Содержание игр с учетом возраста детей
2.Цель игры, участники, судейство
3.Время и счет игры
4.Последовательность обучения элементам игр
5.Структура и методика проведения занятий по обучению спортивным играм Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш учеб. заведений физ. культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 476с.
Сравнительный анализ
подвижной игры и игр
с элементами спорта Основное отличие- коллективное взаимодействие с четким распределением ролей.
ПК
Таблица
Баскетбол 1 1.Общеразвивающие и специальные упражнения
2.Обучение технико-тактическим приемам
3.Игры и игровые упражнения
4.Тактика игры Волошина Л.Н. Играйте на здоровье.- М .2005г. Подобрать игры на освоение
техники, разучить их Последовательность освоения элементов
ПК
Перечень игр
Футбол 1 1.Общеразвивающие и специальные упражнения
2.Упражнения для развития двигательных качеств
3.Практические действия
4.Тактика игры
5.Подвижные игры и игровые упражнения
Волошина Л.Н. Играйте на здоровье.- М .2005г. Подобрать игры и игровые
упражнения, разучить их Последовательность освоения элементов
ПК Перечень игр
Хоккей с шайбой 1 1.Общеразвивающие и специальные упражнения
2.Упражнения для развития двигательных качеств
3.Практические приемы
4.Катание на коньках, игры на коньках
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 365с.
Подобрать игры игровые
упражнения, разучить
(на снежной площадке, на льду) Последовательность освоения элементов
ПК
Перечень игр
Бадминтон 1 1.Упражнения для развития двигательных качеств
2.Обучение практическим приемам
3.Игры с воланом без ракетки
4.Игры с воланом и ракеткой
5. тактика одиночной игры
6.Взаимодействие в парной игре
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 365с.
Подобрать игры с воланом без
ракетки, игры с воланом и
ракеткой Последовательность освоения элементов
ПК
Перечень игр
Настольный теннис 1 1.Общеразвивающие и специальные упражнения
2.Обучение практическим приемам
3.Игры и игровые упражнения
4.Индивидуальная и парная игра
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 365с.
Подобрать игры и
игровые упражнения Последовательность освоения элементов
ПК
Перечень игр
Городки 1 1.Общеразвивающие и специальные упражнения
2.Освоение городошных фигур
3.Обучение технико-тактическим приемам
4.Тактика игры Волошина Л.Н. Играйте на здоровье.- М .2005г. Зарисовать построение
фигур, разучить Последовательность освоения фигур
ПК
Зарисовка фигур
Спортивные упражнения.
Лыжи. Методика обучения 1 1.Виды лыжного спорта и их краткая характеристика
2.Лыжный инвентарь, хранение, уход
3.Обувь, одежда лыжника в соответствии с температурой воздуха
4.Подбор лыж.
5.Последовательность освоения техники ходьбы на лыжах
6.Игры на лыжах
Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – 3-е изд., перераб. – М.: просвещение, 1986. – 304с.
Продумать приемы
профилактики обморожения.
Подобрать игры на
лыжах для младших и
старших дошкольников. Элементы техники, последовательность освоения
ПК
Элементы техники, последовательность освоения
Коньки. Методика обучения 1 1.Особенности техники бега на коньках
2.Последовательность обучения
3.Профилактика обморожений
4. Игры на коньках Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – 3-е изд., перераб. – М.: просвещение, 1986. – 304с.
Подобрать игры на коньках для старших дошкольников Элементы техники, последовательность освоения
ПК Элементы техники, последовательность освоения
Санки. Методика обучения 1 1.Общая характеристика. Саночный спорт в системе физического воспитания.
2.Использование санок в ДОУ
3, Методика обучения
4.Игры и забавы с санками Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – 3-е изд., перераб. – М.: просвещение, 1986. – 304с.
Определить
последовательность
обучения.
Разработать пути
профилактики травматизма.
Подобрать игры и забавы
с санками для младших и старших дошкольников Техника безопасности. Требования к зимним горкам
ПК
Игры-забавы
Скольжение по ледяным дорожкам. Методика обучения 1 1.Харакитеристика, условия и место проведения
2.Организация и методика проведения
3.Правила поведения детей
4. Страховка и предупреждение травм Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – 3-е изд., перераб. – М.: просвещение, 1986. – 304с.
Разучить игры на ледяной
дорожке для детей младшего и
старшего дошкольного возраста Требования к заливке дорожек
ПК
Перечень игр
Велосипед. Самокат. Методика обучения 1 1.Выбор и подготовка мест катания на велосипедах
2. Подбор велосипедов, самокатов
3.Последовательность освоения
4.Индивидуальные, подгрупповые занятия
5.Характеристика игр на велосипедах
6.Знакомство с правилами дорожного движения Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – 3-е изд., перераб. – М.: просвещение, 1986. – 304с.
Определить требования к подбору.
Определить последователь
ность обучения.
Подобрать игры. Подбор велосипедов, создание велосипедной дорожки
ПК
Перечень игр
Плавание. Методика обучения 1 1.Задачи и характерные особенности
2.Техника плавания
3.Организация работы по плаванию с детьми
4.Методика проведения учебных занятий по плаванию
5.Облегченные способы плавания Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб пособие для сред. пед. учеб заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.АП.Шишкина. - М.: Академия, 1996. – 185с.
Составить перечень оборудования
для занятий плаванием Виды плавания.
Индивидуализированный способ плавания ПК
Перечень оборудования
Составление конспектов организации и проведения туристических походов на лыжах 1 Структура туристических походов на лыжах
Особенности организации и проведения
Составление конспекта и его защита Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – 3-е изд., перераб. – М.: просвещение, 1986. – 304с.
Составить конспект туристического
похода на лыжах на начальном и
заключительном этапе обучения
детей ходьбе на лыжах. Содержание большого и малого привала.
Выбор маршрута ПК Конспект
Составление конспектов организации праздника на воде 1 1.Отбор содержания для занятий в соответствии с возрастом, программным содержанием
2.Последовательностьнаполнения содержания конспектов Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб пособие для сред. пед. учеб заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.АП.Шишкина. - М.: Академия, 1996. – 185с.
Составить конспект праздника на воде для одной из возрастных групп Структура праздника на воде ПК Конспект
Консультации для родителей 1 1.Место консультаций в повышении компетентности родителей в вопросах физического воспитания детей
2.Принципы и структура построения консультаций
3. Грамотность преподнесения теоретического и практического материала Кожухова, Н.Н. Педагогическая практика студентов с дополнительной подготовкой «Руководитель физического воспитания в дошкольном учреждении»: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2005. – 216с.
Составить консультацию для родителей.
Подобрать наглядный и практический материал. Целевая направленность консультаций, их содержательная часть ПК Консультация
Особенности обучения физическим упражнениям детей с недостатками развития 1 1.Проблемы физического воспитания детей с отклонениями в развитии
2.Компенсаторные способности детей с нарушением слуха, зрения
3.Особенности организации и проведения занятий
4.Профилактика травматизма Яковлева, Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: в 3-х ч. / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. – М.: Владос, 2003. – 315с.
Составить рекомендации для воспитателей по организации занятий с детьми с недостатками развития (слух, зрение) Влияние состояния здоровья на занятия физическими упражнениями ПК Рекомендации для всех профилей отклонений в здоровье детей