Развитие творческого мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства
Л.В.Бойко
МБОУ СОШ №2, г. Куйбышев
учитель начальных классов
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства
Шестилетний ребёнок пришёл в школу. Пришёл с восторгом, ожиданием. Каждый день – это многочисленные вопросы учителей, родителей. Очевидным становится то, что рассматриваемый период отличается исключительной отзывчивостью к воспитательным влияниям, ещё неосознанной потребностью в духовной деятельности, повышенной эмоциональностью. Формируется духовный мир ребёнка. Самозабвенно, увлечённо ребёнок слушает, рассказывает, рисует, лепит, поёт. Его особенно притягивает ощущение возможности создавать своими руками то, что видел, о чём слышал однажды.
Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатления и размышления об окружающем мире. Графический язык не так нормирован, пластические образы формируются более спонтанно. Каждый ребёнок от природы художник. Рисование доставляет им удовольствие. Именно рисование, по мнению Л.В Выготского, является «ведущим видом творчества в детстве» [1, 34].
Дети неистощимы в своей потребности реализовать свои впечатления на бумаге. Они обращаются к рисунку как к наглядной живой форме выражения впечатлений и чувств. Подобно игре, рисунок является действенным способом освоения мира и искусства.
Пока ребёнок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нём рассказывал. Это всегда «рассказ для себя» о том, в чём автор непосредственно участвует.
«Общение с детьми, - писал замечательный русский художник М.В.Нестеров, научило меня ценить детский рисунок не только как художественную продукцию, но и как переживание, которое мы узнаём в живом рассказе». Ребёнок – художник в изображении сюжета часто довольствуется намёком, домысливая всё остальное. В сущности, он творит по законам, близким способу отражения жизни в кукольном театре. И в детском рисунке, и в кукле превалирует общее над индивидуальным, их сближают принципы, не стремящиеся к правдоподобию.
Художники не перестают восхищаться способностью детей во всём видеть главное, наиболее характерное: у зайца – уши, у коровы – рога. Детям этого возраста свойственно острое эмоциональное ощущение цвета. Именно цвет является средством, способным выразить отношение к изображаемому предмету. На этой основе рождается особая художественная выразительность детского рисунка.
Рисование в школе приобретает новую окраску – оно становится учебным предметом, и надо сделать так, чтобы оно не превратилось в будничную, скучную обязанность, а сохранило в своей сущности праздник творчества. Согласно Б.М. Теплову «творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности»[3, 19]. Конечно, школьники в массе не могут создать продукты, имеющие общественную новизну и значимость, да это и не входит в задачи школы, поэтому творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, рисунка, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Так как изобразительное творчество занимает большое место в жизни детей, оно должно стать связующим звеном в их развитии, познании и воспитании. Изобразительное творчество детей должно стать средством, с помощью которого педагог будет развивать у детей воображение, фантазию, воспитывать эстетические, нравственные чувства, вести детей к научному, целостному познанию мира.
Для того чтобы понять какую роль играет изобразительное творчество в развитии младших школьников, рассмотрим его в трёх аспектах.
ИЗО как средство достижения какой – то цели (вспомогательный, побочный, дающий подспорье для уроков чтения, природоведения, математики, русского языка и т. д.).
Собственно предмет (дающий графические навыки, умения видеть, наблюдать, воспроизводить в памяти, фантазировать).
Дополнительный, развивающий аспект (внеклассная работа по ИЗО, участие в конкурсах и выставках).
Проанализировав учебники, я пришла к выводу, что большая часть учебной деятельности связана с рисованием. Возьмём учебное пособие «Окружающий мир. 1 класс» А.А.Плешаков. Из 75 вопросов и заданий к пособию 22 имеют самую тесную связь с рисованием. Например: раскрась правильно светофор. Нарисуй портреты членов своей семьи. Нарисуй или слепи по образцу народную игрушку. Без специальной подготовки. Без наблюдения, беседы, определённых графических навыков ребёнку будет очень трудно сделать это на уроке ознакомления с окружающим миром. Поэтому предварительная работа на уроке рисования будет являться подспорьем, средством достижения поставленных на уроке целей.
В тетради на печатной основе по математике есть задания такого вида: соотнеси картинку и запись, раскрась рисунок, где цвет является ответом в решении примера, составь и реши задачу по сюжетному рисунку. Есть и задания такого вида: «Домино» (дорисуй недостающее количество точек). Последующие задания становятся более сложные, требующие наблюдательности, умения анализировать, фантазировать.
Каждый урок письма в первом классе имеет задание – выполнение графического рисунка: обведи и раскрась узор. Написание букв по образцу требует умения детей рисовать различные линии, наблюдать, анализировать, соотносить их размеры и расположение. Из всего сказанного можно сделать вывод, что рисование гармонично вливается в другие изучаемые в первом классе науки, знания по ИЗО помогают лучше, образнее воспринимать услышанное, увиденное, развивать у детей фантазию, мышление, память. ИЗО является средством, помогающим разнообразить работу детей на уроке, как можно чаще переключать внимание детей от одного вида деятельности к другому. Знания, полученные с интересом, лучше усваиваются, дольше остаются в памяти, лучше воспроизводятся.
Но нужно иметь в виду, что гармоничное вливание ИЗО в другие предметы должно быть компенсирующим. На уроке чтения при изучении произведения В.В.Бианки «Первая охота», я провожу не только словесное рисование, но и предлагаю детям выполнить рисунок карандашом, используя музыкальное сопровождение. Чтобы не ущемлять урок чтения, не отрывать безвозмездно время, отведённое на отработку навыков чтения, на уроке рисования читаем «Сказку о красках». Знакомясь с сюжетом сказки, дети узнают особенности акварельных красок, учатся смешивать краски и получать другие цвета.
На уроке ознакомления с окружающим миром, во время изучения темы «Осень в природе», я веду детей на экскурсию. Мы наблюдаем за изменениями в природе, разглядываем растения, их форму, внешний вид. Предлагаю детям под впечатлениями увиденного выполнить рисунок. Позднее, на одном из уроков изобразительного искусства по теме «Рисование животных по памяти, по представлению», читаем с детьми рассказ, содержащий природоведческий материал о том, как зимуют эти животные, чем питаются, какие имеют повадки, или выслушиваем заранее подготовленные выступления детей о каком – то животном.
Дети на таких уроках работают с удовольствием, они увлекаются работой и хотят делать это ещё и ещё, значит, есть перспективы на последующую работу, на развитие, на пополнение знаний детей, то есть, появляется необходимость в проведении дополнительных внеклассных занятий по ИЗО.
Задачами внеклассных занятий по ИЗО становится совершенствование изобразительных способностей, развитие художественного вкуса, наблюдательности, творческого воображения и мышления учащихся, расширение изобразительных способностей учащихся путём включения заданий, направленных на практическое воплощение замыслов учащихся, знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и прикладного искусства, не вошедшими в школьную программу. Рисование на одном занятии сменяю лепкой на другом. Беседу о красоте окружающей природы сочетаю с работой по составлению декоративного букета из осенних листьев, с последующим рисованием этого букета на уроке ИЗО. Большинство внеклассных занятий направляю на практическое воплощение творческих замыслов учащихся в материале. Дети конструируют из бумаги, рисуют маски к новогоднему балу, выполняют поделки из пластилина или глины для последующего раскрашивания на уроке рисования.
Б.М. Неменский является одним из создателей программы «Изобразительное искусство и художественный труд в общеобразовательной школе»[2, 1-124]. За основу в своей работе я взяла именно эту программу, учитывая местные условия, подготовленность и предыдущий опыт моих учеников.
Мои ученики стали постоянными участниками различных заочных Всероссийских творческих конкурсов. Дети получают сертификаты участников и дипломы победителей. Я, как руководитель этих творческих работ, была отмечена сертификатами куратора за успешное проведение мероприятия Всероссийского конкурса прикладного творчества. Охотно делюсь своим опытом, публикуя материалы в электронном педагогическом журнале «Большая перемена».
Список литературы
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. 1967. – 96 с.
Неменский Б.М. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского « Изобразительное искусство и художественный труд»». Лекции 1-4. – М.: «Первое сентября 2007. -124 с.
Теплов Б.М. « Психология. Способность и одарённость». М. -1966. -52 с.