«Воспитание литературно-художественного вкуса у старших дошкольников в процессе восприятия художественной литературы»
«Воспитание литературно-художественного вкуса у старших дошкольников в процессе восприятия художественной литературы»
Автор: Новокрещенова Татьяна Петровна - воспитатель СП ГБОУ ООШ с.Коноваловка Борского района Самарской области
Интерес к книге у детей появляется рано. Сначала ребенок листает, слушает чтение взрослого, рассматривает иллюстрации, далее воспринимается литературный текст. На 4 году ребенок проявляет интерес к судьбе героя. На 5 году выражает свое понимание и отношение к герою. В старшем возрасте осознает события, которых не было в его личном опыте.
Определение задач литературного образования детей старшего дошкольного возраста в детском саду:
- Воспитывать интерес к художественной литературе;
- Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него;
-Формировать первоначальное представление об особенностях художественной литературы: о жанрах,
-Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность.
Для этого нужно отобрать произведения.
Отбор литературы
В основе педагогические принципы. Существует несколько критериев
отбора книг:
-идейная направленность
-доступность
-высокое художественное мастерство
Круг чтения
Произведения русского народного творчества
Произведения русской и зарубежной классической литературы
Произведения современной русской и зарубежной литературы
Требования современной, педагогической науки жизни заставляют пересматривать круг детского чтения, дополнять его
Методы
Чтение воспитателя
Сохраняет язык автора, передает все оттенки мысли писателя,
воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных
произведений читается по книге.
Рассказывание воспитателя
Текст передается относительно свободно. Рассказывание дает больше возможности для привлечения внимания детей.
Инсценирование
Данный метод рассматривается как средство вторичного ознакомления с произведением
Заучивание
Выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста ребенка.
Содержание работы:
С целью реализации задачи по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе проводятся беседы. Например, беседа на тему «Откуда книга пришла?», где дети получают знания о процессе создания книги, о профессиях людей, которые участвуют в рождении книги. Дается понимание того, что люди затрачивают много труда, прежде, чем книга попадает к нам в руки. Поэтому книгу надо беречь.
В процессе беседы на тему «Книжкина одежка» дети получают знания о том, из чего делается книга, из каких частей состоит и какие виды переплетов бывают.
Беседы о писателях и художниках - иллюстраторах углубляют знания дошкольников старшего возраста о книге. Им рассказывается об особенностях этих творческих профессий, объясняют основные функции, подчеркивают значимость. Детей знакомят с художниками-классиками (И. Билибин, В. Конашевич, А. Пахомов, Е. Рачев), и современными художниками (В.Зотов, Л. Токмаков и др.) Рассматривание иллюстраций после прочтения произведения позволяет детям глубже понять замысел автора.
С целью углубления литературного интереса проводится организация книжных выставок. Тема должна быть актуальной для детей. Например, связана с юбилеем писателя, художника-иллюстратора или с предстоящим праздником.
Как итоговое мероприятие организуются литературные викторины. Например, на тему «В дорогу за сказками», где закрепляются знания детей подготовительной группы о сказках А. Пушкина. Дети учатся выразительно рассказывать отрывки из сказок. В результате речь становится более связной, богатой эпитетами, сравнениями. Формируется представление о жанрах произведений.
Экскурсии в библиотеку позволяют сформировать у детей старшего возраста реалистичное представление о труде библиотекаря, уважение к его труду. Воспитывается интерес к книге, бережное отношение. Воспитываются трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
Участие в литературных конкурсах развивает творческие способности детей, способствует выражению отношения к литературным героям. Конкурсы устраиваются к датам. Например, конкурс поделок на тему «В нашем доме появился новый член семьи» по произведению А. Александровой «Домовенок Кузя»