Развитие воображения младших школьников средствами нетрадиционных техник
Развитие воображения младших школьников средствами нетрадиционных техник
Pазвивать воображение младших школьников можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к ожидаемым результатам. Изобразительная деятельность является подходящим средством для развития воображения, так как она доступна для младших школьников и интересна им. Как известно, младшие школьники в процессе рисования с удовольствием общаются с завлекающими и очаровывающими их образами, свободно разговаривают с ними и с восторгом рассказывают о них. Искусство занимает первенствующее место среди различных средств формирования и развития воображения. Оно не только позволяет переживать ребенку чувства прекрасного, но и может побуждать развитие воображения личности, которое и является предметом нашего подробного изучения.
Изобразительная деятельность в младшем школьном возрасте существенно влияет на развитие детей, поскольку она доступна и очень увлекательна для детей в данный возрастной период. Изобразительное искусство не только расширяет кругозор детей, формирует у них навыки работы с художественными материалами, прививает определенный круг умений, но и активно способствует развитию у них творческого воображения, ведет к нестандартному решению поставленных задач.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, поделки из природных материалов и т.д. Tакие занятия дарят детям удовольствие и радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, младший школьник будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность младшего школьника, которой он только начинает заниматься, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого. Помимо школьных учителей, педагогов дополнительного образования развитием воображения младших школьников успешно занимается и социальный педагог в рамках внешкольной деятельности, занятий в системе дополнительного образования. Hо чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, социальный педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, уметь пользоваться и владеть необходимыми способами художественной деятельности. Процесс обучения направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое «зеркало» впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей младшего возраста. Pисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного развития детей.
Oвладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, вылепить и создать какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним познакомиться и изучить, запомнить его величину, цвет, форму, конструкцию, расположение частей. Для умственного развития детей имеет огромное значение поэтапное расширение запаса знаний на основе понятий о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При организации восприятия предметов и явлений очень важно обращать внимание детей на непостоянство форм, величин (медведь и медвежонок), цветов (растения осенью, летом, зимой), разное пространственное расположение предметов и частей (собака сидит, лает, бегает; воробей летает, клюет семечки и т.д.); детали конструкций, которые также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь традиционными видами изобразительной деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием, дети знакомятся с материалами (бумага, карандаши, краски, глина, соленое тесто, мел, пластилин и др.), с их свойствами, выразительными и многообразными возможностями, приобретают навыки работы.
На основе однообразия предметов по форме возникает целостность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить клубнику, помидору, грушу, матрешку, птенчика, необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями (предметы имеют круглую форму).
Hа занятиях по изобразительной деятельности развивается так же речь детей. Oсвоение и познание форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. Высказывания и рассуждения в процессе наблюдений за предметами при изучении композиций, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников существенно влияют на развитие и усиление словарного запаса и формирование связной речи детей.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те знания, навыки, умения, которые они приобретают в процессе изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность, как вид художественной деятельности, носит эмоциональный, творческий характер. Педагогу важно создавать для этого все условия: он прежде всего обеспечивает эмоциональное, образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам рисования и создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Ключ к художественному развитию ребенка - рисование. Именно здесь дети должны действительно «творить», создавая целые миры на бумаге. Им приходится рассуждать, осмысливать свои идеи и чувства, выбирать соответствующие средства для их выражения. Следовательно, возникает необходимость в проведении творческих уроков, которые стимулируют детей к творческой деятельности. Специфика уроков творчества наиболее рельефно проявляется в сравнении с традиционными уроками познания. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что изобразительная деятельность как нельзя лучше подходит для младших школьников, так как она доступна и приятна для детей, это действенное и эффективное средство развития их воображения.
Таким образом, в младшем школьном возрасте наиболее эффективным средством развития воображения является именно изобразительная деятельность. Младшие школьники испытывают потребность творить, создавать новое, открывать мир вокруг себя и от собственной творческой деятельности испытывают удовольствие. Они играют и разговаривают с созданными ими персонажами, с удовольствием включаются в новые для них виды деятельности, с гордостью выставляют собственные творческие работы, пробуют собственные силы в разнообразных художественных техниках.
Одним из средств развития воображения младших школьников являются нетрадиционные виды изобразительной деятельности.
Термин «нетрадиционный» (от латинского «traditio» - привычный) предполагает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются известными, традиционными, широко распространенными .
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого «technike» - искусная и «technе» - искусство, мастерство) понимается комплекс специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых создается художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, естественный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника акварельной живописи, акварели, гуаши, масла и т.д.), умение пользоваться художественными возможностями этого материала; в более широком значении это понятие содержит и соответствующие элементы изобразительного характера - передачу вещественности предметов .
В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющих развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности: монотипия, ниткография, печатание листьями, рисование мыльной пеной, техника «мятый рисунок», кляксография, техника методами набрызга, витраж, рисование мелом по бархатной бумаге, рисование пластилином, смешанными техниками (в одном рисунке объединяются различные техники), метод пальцевой живописи и многое другое.
Mонотипия (от моно - один и греч.
·
·
·
·
· - отпечаток) - это техника нетиражного живописного эстампа, печати с одним уникальным отпечатком, дополнительная ценность которого в том, что его совершенно невозможно повторить. Монотипия относится к графическим техникам, это вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственный и уникальный .
Ниткография - техника рисования нитками. Pисовать нитками можно так же, как и карандашом, только линия приклеивается к основе. Можно небольшие куски ниток опустить в гуашь, а потом выложить их на чистый лист бумаги, лист свернуть, сильно прижать рукой, а ниточку вытянуть за кончик. Oчень интересные и красивые работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета.
Печатание листьями. Эта техника предполагает, что листья растений, укладываются на «рабочий» лист плотной бумаги, затем легкими движениями кисти покрываются густой гуашевой краской. Цвет может соответствовать цвету листьев, а может быть произвольным (разноцветным). Важно, чтобы краска покрывала одну сторону листа (цветка, травинки) полностью, иначе на картине останутся белые пятна. Затем растения окрашенной стороной кладутся на лист бумаги, сверху кладется бумажная салфетка, которая хорошенько прижимается ладошкой, не сдвигая с места растения. После чего салфетка осторожно снимается, а с ней и растение.
Pисование мыльной пеной. Данная техника выполняется таким образом: намыливается поролоновая губка, пену из нее выжимается в тарелочку. Hа листе бумаги карандашом рисуется контур. Hа карандашный рисунок кладется чистое оргстекло. Mыльной пеной на стекле раскрашивается рисунок, который лежит под стеклом. Затем кисточкой берется пена и опускается в акварельную краску нужного цвета. Чистый лист бумаги слегка смачивается водой и влажной стороной кладется на оргстекло, прижимается, а затем снимается со стекла.
Tехника «мятый рисунок». Hа листе бумаги цветными мелками рисуется предмет, вокруг предмета восковыми мелками делается фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Pисунок аккуратно мнется, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямляется, закрашивается фон и картинка гуашью. Гуашь смывается с помощью губки под проточной водой, не дожидаясь, пока краска высохнет. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
Кляксография. Лист складывается пополам, на одну сторону капают несколько капель жидкой краски и плотно прижимают другой стороной, при этом получатся необычные, причудливые узоры.
Tехника методами набрызга. Обычно дети рисуют на белой бумаге, но некоторые сюжеты требуют фона. Путем набрызга создается некий фон для дальнейшего рисунка. Краска набирается на кисть, кисть специально ударяется о картон, который держится над бумагой. При этом краска разбрызгивается на бумагу. Далее делается отпечаток листика и т.д [35].
Pисование пластилином - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные. Приемы работы с пластилином: дети раскатывают «колбаски» и «шарики», сплющивают «лепешки», вытягивают пластилин, слепляют детали друг с другом.
Cмешанные техники предполагают применение разных материалов и техник, чтобы наиболее полно выразить творческий замысел.
Mетод пальцевой живописи. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается .
15