Консультация для родителейРазвитие творческого воображения дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования


Консультация для родителей «Развитие творческого воображения дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования»
Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном
Дени Дидро
Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины ХХ века. Практика показывает, что способность к творчеству может быть развита практически у всех детей с нормальным интеллектом.
Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством. Что мы знаем о детских рисунках, мыслях и желаниях изобразить?
Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями.
Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность.
Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.
В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие способности осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребёнок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха и т. п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребёнка способность представить предмет в целом, мысленно изменять его, составить из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способности психологи называют воображением. Развитие воображения обычно идёт по трём направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых – целенаправленным, в-третьих, ребёнок должен овладеть методами активизации своего воображения.
Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать.
Для того, чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей надо найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки. Организация работы на фронтальных занятиях мало устраивает, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятие ограничивалось временем и темой. Поэтому надо использовать нетрадиционные приемы рисования.
Основной принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства.
Как известно, детская игра не имеет цели, или, точнее, ее цель – сама игра. Детское рисование в этом смысле напоминает игру. Маленький ребенок рисует ради процесса, ради удовлетворения мышечного чувства, ради желания почувствовать себя причиной нарисованного, наконец, ради удовольствия от бумагомарания. Рисунок маленького ребенка, самый хаотичный и непонятный есть ни что иное, как попытка выразить свое настроение, цветами и пятнами рассказать об увиденном и услышанном.
Процесс простого каляканья важен как для развития образного мышления, так и для эмоционального развития ребенка. Карандаши и фломастеры хороши для 4-5 летних, их рука уже достаточно натренирована, чтобы послушно выразить желаемое. Малышам же (с полутора лет) нужны краски. Размазывая краски по листу (кистью и рукой, ребенок рассказывает о пережитом. Для маленького ребенка это один из немногих способов самовыражения и расслабления, поэтому последующая уборка не слишком дорогая цена.
Достаточно 6 красок основных цветов. Особенно хороша гуашь, кисти должны быть качественные: широкие и натуральные. Специалисты рекомендуют: малышу удобнее рисовать двумя кистями одновременно. Малышу нелегко запомнить, что перед переменой краски кисть требуется мыть, поэтому для получения чистых тонов, лучше всего, чтобы одна кисть мылась в баночке с водой, пока ребенок рисует другой.
Отдельные листы имеют преимущество перед альбомами и тетрадями. Во-первых, потому что предыдущие рисунки и темы не будут связывать чувств и фантазий рисующего, во-вторых, Существование еще нескольких пустых листов не дадут покоя маленькому художнику, он будет стремиться на каждом листе оставить свой след и не успокоится до тех пор, пока не закалякает все страницы.
В возрасте 4-5 лет, когда ребенок начинает рисовать уже не чувства, а мысли, когда у рисунка появляется замысел и сюжет, можно предложить ребенку несколько простых заданий на развитие воображения.
1. Кляксы. Капнуть каплю краски на лист. Дать высохнуть, а затем постараться увидеть в кляксе незаконченное изображение. Дорисовать его (удобнее фломастерами и карандашами) .2. Губкой, намоченной в краске, размазать по листу. Дать высохнуть и дорисовать.
3. Лист произвольно покрывается разноцветными мазками. Задача: увидеть в рисунке сюжет и дорисовать его.
4. Намазать ладонь краской и поставить отпечаток на лист. Сделать еще несколько разноцветных отпечатков, а когда рисунок высохнет, дорисовать.
5. Можно рисовать пальцами. Если каждый палец намочить краской определенного цвета, а затем поставить отпечатки на лист, то получится картина (салюта, огоньков на новогодней елке и т. п.) . Главное дорисовать.
6. Рисуем всеми пальцами сразу или двумя руками одновременно.
7. Окунуть соломинку для сока в краску, подуть. Разбрызгать краску, а потом дорисовать по высохшему.
8. Взять карандаш или фломастер, и, закрыв глаза, не отрывая руку от бумаги, сделать несколько хаотичных движений. Попытаться увидеть в этих «каляках» сюжет. Дорисовать его.
Детей старшего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
•тычок жесткой полусухой кистью.
•печать поролоном;
•печать пробками;
•восковые мелки + гуашь
•свеча + акварель;
•отпечатки листьев;
•рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
•волшебные веревочки;
•монотипия предметная
•рисование солью, песком, манкой;
•рисование мыльными пузырями;
•рисование мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•монотипия пейзажная;
•печать по трафарету;
•кляксография обычная;
•пластилинография•граттаж.
Подобные упражнения не только развитие фантазии, но и способ детского самовыражения. Слишком `зажатому` малышу они помогут расслабиться, почувствовать себя свободнее. Если же ваш малыш слишком активен и склонен к разрушительной деятельности, не стоит провоцировать его такого рода занятиями. Для тренировки внимания, дисциплины и аккуратности предложите ему фломастеры и карандаши.
Рисование по точкам, обведение контурной фигурки, штрихование – отличные упражнения, тренирующие не только мелкие движения кисти, но и аккуратность. Что касается многочисленных раскрасок, то они полезны только для тренировки руки, для воображения же раскрашивание чужого рисунка бесполезно. «Образец – смерть для всякого пластического труда», – писал когда-то Гейднер. Поменьше образцов, побольше смелости и свободы в рисовании, аппликации, лепке. Время образцов еще впереди – в школе.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
•Способствует снятию детских страхов;
•Развивает уверенность в своих силах;
•Развивает пространственное мышление;
•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
•Развивает мелкую моторику рук;
•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети раскрывают свои уникальные способности, испытывают радость, которая им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве не существует не правильный путь, есть только свой собственный путь"
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов.