Конспект урока по окружающему миру на тему Где живут слоны?(1 класс)


Урок окружающего мира 1 класс «Школа России» ( по УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова)
Тема: Где живут слоны?
Цель: Формировать представление о разнообразии природы Земли.
Задачи:
Познакомить с тёплыми районами земли, с животным миром данных районов.
Расширить знания детей о слонах, об отличительных признаках индийских и африканских слонов.
Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Орг.момент Повторение изученногоЦель: создание ситуации успеха, повторение ранее изученного материала, подготовка к изучению новой темы На доске картинки: кот, собака, белый медведь, пингвин. ( слайд 1)
-На какие две группы можно разделить этих животных и по какому признаку?
-Вспомните, где живут белые медведи?
-Могут ли они охотиться на пингвинов? Почему?
-На диких и домашних животных.
-На Северном полюсе.
-Нет, т.к. пингвины живут на Южном полюсе. Регулятивные: контроль своих действий.
Личностные: понимание значения знаний; проявление интереса к изучаемому предмету и приобретение мотивации к процессу обучения.
Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать партнёра по диалогу, грамотно строить речевое высказывание, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Целеполагание
Цель: создать условия для поиска детьми темы и цели работы на уроке -Ребята, нам пришло письмо от белого мишки. Посмотрим, что же он нам написал. (открывает конверт)
-Отгадайте загадки:
1.Любят очень есть бананы, это точно…
2.Птица большая, большая трусиха
Голову прячет в песок….
3.На носу зверь носит рог и зовется…
4.Какая маленькая киска!
Подходят дети к клетке близко.
К ней тянут руки осмелев,
Но осторожно – это…
-А теперь соберите слово из первых букв.
-Как думаете, что хотел сказать своим письмом белый медведь?
-Кто догадался, как звучит тема нашего урока? (слайд 3)
-Сформулируйте цели нашего сегодняшнего занятия, используя слова зачем? почему? где? -Обезьяны.
-Страусиха.
-Носорог.
-Лев. (слайд 2, изображения появляются в процессе разгадывания загадок)
-Слон.(слайд 2)
-Мы будем беседовать о слонах.
-Где живут слоны.
Формулируют цели. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, формулировать тему и цель учебной деятельности; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности партнёров, при необходимости корректировать её.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности.Познавательные: умение отвечать на вопросы , строить цепочку рассуждений.
4.Планирование
Цель: обеспечить условия для планирования учащимися работы на уроке
-Но для начала предлагаю вам составить план работы на уроке. Вспомните, какие три ступеньки мы с вами должны пройти?
-Что будем делать сначала?
-А что дальше?
-И последнее что мы будем делать?

оцениваю
применяю
Открываю -
-Мы будем делать открытие.
-Применять открытие.
-Будем оценивать и проверять себя, что мы узнали, чему учились. Регулятивные: умение планировать свою деятельность
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности.Познавательные: умение отвечать на вопросы , строить цепочку рассуждений.
Реализация плана.
(изучение нового материала)
Цель: создать условия для знакомства жаркими районами планеты, знакомства с животным миром этих регионов.
-Итак, тема нашего урока – где живут слоны? Как мы ответим на этот вопрос, кто желает высказать свое предположение?
-Окончательно на этот вопрос мы ответим в конце урока.
-На прошлом уроке мы путешествовали по очень холодным районам нашей планеты. Как они называются и что их объединяет?
-А как вы считаете, есть ли на Земле места, где всегда жарко и круглый год светит солнце?
-Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, для этого снова отправимся в путешествие, а поможет нам в этом глобус и карта.(раздает всем учащимся карту)
-Посмотрите на карту и найдите линию, которая делит Земной шар на две половины. Эта линия называется экватор. Покажите мне эту линию на глобусе. Прочитайте, что такое экватор?(слайд 4)
-По обе стороны от экватора расположены жаркие районы. Кто догадался, как они выделены на наших картах?
-Ребята, а почему они обозначены разными цветами?
-Прочитайте, что обозначает область, закрашенная желтым цветом. Зеленым цветом.(слайд 4)
-В эти места мы сегодня и отправимся.
Ф И З М И Н У Т К А
-Найдите на карте саванну, покажите мне где она?
-Прежде чем мы узнаем о ней, расскажите, какой вы ее себе представляете.
-А теперь мы поработаем в парах: вы прочитаете на карточках текст о саваннах и выделите характерные особенности самостоятельно, а затем мы обсудим их все вместе.(слайд 5)
-Как вы думаете, можно ли здесь встретить животных?
-Вы правы здесь живет много животных, которые приспособлены к жизни в жарких условиях. Но о них мы поговорим чуть позже, а сначала поговорим о еще одном жарко м районе, как он называется?
-Что вы о них знаете?
-Снова поработаем в парах (аналогичная работа как с саваннами) (слайд 6)
-Вот какие интересные места мы с вами посетили сегодня. Ребята, а чем они отличаются?
-Давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили названия жарких районов:
1.как называются открытые места в жарких странах?
2. как называются густые влажные леса в жарких странах?
-А какие животные обитают в этих регионах, вы ответите мне сами, воспользовавшись иллюстрациями на с.14,15 учебника (по группам)(слайд 7,8)
-Ребята, что интересного заметили?
Ф И З М И Н У Т К А
-Африканский слон живет в саванне, а индийский – в тропиках.
-Сейчас мы проведем исследование и посмотрим, похожи ли эти слоны, а если не похожи, то чем. Рассмотрите фотографии на слайде(сл.9) и в учебнике и выделите отличия. Дети высказывают свои предположения.
Вспоминают, отвечают.
-Есть
Находят экватор на глобусе, читают определение
-Зеленым и желтым цветом.
Высказывают предположения.
Читают обозначения.
-Находят саванну.
Высказывают мнение.
Дети выделяют особенности:1.мало деревьев и кустарников, 2.очень жарко, 3.травы и деревья с узкими стеблями и длинными корнями(запасают влагу)
4.жаркая сухая зима меняется влажным дождливым летом.
-Да.
-Влажные тропические леса.
Отвечают
Выделяют признаки тропиков:
1.очень жарко, 2.дожди круглый год, 3.много высоких деревьев, кустарников и трав, 4.всегда сумрачно.
Называют отличительные признаки.
-саванны
-влажные тропические леса
По очереди называют животных саванн и тропических лесов.
И в тропиках и в саванне живут слоны.
-У африканского уши круглые, а у индийского заострены снизу. Спина у африканского вогнутая, а у индийского прямая или слегка выпуклая. У африканского слона бивни длиннее. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, формулировать тему и цель учебной деятельности; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности партнёров, при необходимости корректировать её.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности.Познавательные: умение отвечать на вопросы , строить цепочку рассуждений.
Применение
Цель: применение полученных знаний в процессе выполнения заданий Ребята, какая следующая ступень на нашей лесенке успеха?
-Итак, чтобы окончательно закрепить полученные знания, мы применим их при выполнении упражнения. Рабочая тетрадь с.12, № 1. Давайте обсудим, какой слон на картинке индийский, а какой – африканский. Кто желает ответить с объяснением? -Применяю
Выполняют задание с объяснением Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности.Познавательные: умение отвечать на вопросы , строить цепочку рассуждений.
Закрепление изученного (самостоятельная работа) Цель: применение новых знаний при самостоятельном выполнении задания. -Пришло время проверить как вы усвоили новый материал, для этого выполните самостоятельно в рабочей тетради на с.12 № 2, 3. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради, затем меняются и проверяют работу друг друга Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение применять полученные знания.
Личностные: проявление интереса к предмету, овладение навыками адаптации, осознание важности полученных знаний.
Оценивание
Цель: создать условия для оценивания детьми степени усвоения нового материала, выявление затруднений -Итак, ребята, на сколько ступенек мы с вами уже поднялись?
-Какая последняя ступенька?
Давайте обсудим устно выполненные задания, заодно проверим себя и оценим. -На 2(открываю, применяю.)
-Оцениваю. Итог урока. Рефлексия
Цель: подвести итог урока и своей деятельности на уроке. -Итак, давайте прочитаем вывод в учебнике, который сделала Мудрая Черепаха, и сравним с теми выводами, которые мы сделали на уроке.
-Пришло время ответить на главный вопрос урока, где живут слоны?
-Какие жаркие районы мы сегодня изучили? Чем они отличаются?
-Чем отличаются слоны, живущие в Африке и в Индии?
-Ребята, я каждому из вас раздам по капельке дождя, который мы встретили в жарких районах. Если урок вам понравился, нарисуйте улыбающуюся капельку, если нет – грустную. Если вы хорошо поработали на уроке – раскрасьте ее голубым карандашом, если работали не в полную силу – оставьте ее не закрашенной, а если вы не работали на уроке и много отвлекались – серым цветом.
Читают, сравнивают выводы.
-В саваннах и тропиках.
Отвечают на вопросы.
Закрашивают капельку.
Познавательные: освоение начальной формы рефлексии
Коммуникативные: умение полно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные: осуществление контроля, корректировки и оценивания своей деятельности и деятельности партнера.
Карточки для чтения детьми:
Саванна-это царство травянистых растений. Кустарники здесь встречаются редко и растут небольшими группами, еще реже здесь встретишь деревья.
До полугода здесь тянется тропическая зима. Но она не такая как у нас морозная и снежная, а сухая и очень жаркая. В это время почти не бывает дождей и влаги едва хватает низкорослым травам. Для деревьев же ее остается совсем мало. Поэтому и растения здесь растут такие, которые не боятся засухи. Травы имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце испаряло меньше влаги, а также длинные корни или подземные клубни, в которых запасается вода.
Саванна - удивительное место, где засушливая жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зеленым и разноцветным ковром.
В тропических лесах всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15-20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — еще и еще меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы...
Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, перебрасываются с одного дерева на другое. В тропическом лесу всегда сумрачно. Тесно растениям на земле, они тянутся вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами.. А какое многообразие деревьев можно встретить в этих лесах. Это и высоченные пальмы с пышным пучком листьев на верхушке, и бананы, которые свесили до земли широкие и длинные, как полотенца, листья и гроздья спелых плодов, и даже фикусы.
Много разных птиц и зверей бегает, летает, ползает в лесной чаще.