Конспект урока по окружающему миру на тему Где живут слоны? (1 класс)
МКОУ Светлоярская СОШ № 2 имени Ф.Ф. Плужникова
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Гаврилова Е.А.
(04.02.2015 год)
Предмет – окружающий мир;
Тема урока – Где живут слоны?
Тип урока – решение частных задач;
Данный урок стоит пятым в разделе « Где и когда?». На уроке используются следующие методы: наглядный, словесный, научно-познавательный, поисковый. Они позволяют в полной мере раскрывать способности каждого ученика. На уроке используется фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, инсценирование.
Цель урока:
Формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, разнообразии жизни в этих районах; находить тепловые пояса и природные зоны на глобусе.
Задачи урока:
Познакомить с жарким тепловым поясом Земли, с природными зонами (тропические леса и саванны), географическим положением на глобусе, представителями животного мира.
Показать связь между природными условиями и животным миром.
Учить элементарным приемам работы с глобусом.
Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать. Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний, любовь к природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные :научатся находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.Метапредметные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог.
Универсальные учебные действия:
- Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;
- Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жарких районах Земли; осуществление поиска необходимой информации( из рассказа учителя или одноклассников, рассказов, сказок и т. д.)
- Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, предлагать собственные способы решения, слушать другого ученика-партнера по коммуникации и учителя.
Оборудование: учебник, глобус, карта природных зон, карточки с названиями , картинки с изображением животных, шапочка слона, пазлы с изображением мамонтенка.
Организационная структура урока
Этапы урока
Формы, методы,
методические
приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и формы
контроля
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Фронтальная, словесный.
Приветствие Ужасно интересно ,Все то, что неизвестно. А то, что неизвестно, Нам хочется узнать. Но чтоб добыть нам знания, Проявим мы старания , Тогда с тобою многое Удастся нам понять.- Вы любите узнавать что-то новое ? - Для чего нужно узнавать новое? - Какой начинаем урок ? -Как вы считаете важен данный урок? Почему?
Организуют своё рабочее место.
Проявляют эмоцианальную отзывчивость на слова учителя.
- Конечно.
- Развиваться
- Окружающий мир.
- Узнавать все, что нас окружает, делиться информацией с другими
Фронтальный , устные ответы.
2. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа с опорой на наглядность
На доске картинки с изображением животных холодного пояса.Белый медведь, морж, пингвин, морской леопард.
- Кого вы видите? -Что объединяет этих животных? - Назовите место ,где живут белый медведь и морж. – Где находится эта природная зона? - Покажите на глобусе. – Назовите место , где живут пингвин и морской леопард. – Где находится эта природная зона? – Покажите на глобусе. – Сколько вам известно тепловых поясов? – Перечислите их ? - Где располагается Жаркий тепловой пояс? Покажите на глобусе. - Что называем экватором? Покажите на глобусе. –На чем вы показали экватор? -Что называем глобусом? ИТОГ. – Что повторили ? - Где пригодятся эти знания?
Животных
Место обитания
На Северном Ледовитом океане
В холодном поясе , на Северном полюсе.
В Антарктиде
В холодном поясе , на Южном полюсе.
5
2- холодных, 2- умеренных, жаркий.
Экватор- воображаемая линия , которая разделяет Земной шар на полушария.
Глобус- уменьшенная модель Земли.
При изучении нового.
Устные ответы.
3. Постановка учебной задачи.
Фронтальная с опорой на наглядность, словесный.
Учитель снимает с доски картинки и случайно обнаруживает у белого медведя письмо с загадками. – Вы готовы разгадать загадки? Учащиеся по очереди читают загадки.
Птица большая, большая трусиха, Голову прячет в песок ( появляется картинка с изображением страуса)
Какая маленькая киска!
Подходят дети к клетке близко.
К ней тянут руки осмелев,
Но осторожно – это ( картинка льва)
Любят очень есть бананы, это точно(картинка обезьяны)
На носу зверь носит рог и зовется
( картинка носорога)
- Ребята , белый медведь подготовил к загадкам задание.
- Назовите букву с которого начинается название каждого животного.
На доске появляются буквы.
-Ребята мне кажется это целое слово. Прочитаем его хором.
- Как вы считаете, почему медведь прислал именно слово СЛОН?
- Чтобы вы хотели узнать об этом животном?
- Какую учебную задачу нам предстоит решить?
страусиха
лев
обезьяны
носорог
С Л О Н
На уроке мы будем говорить о слоне.
Где живет? Чем питается? Почему большие уши?
Как можно больше узнать о животном( место обитания)
Фронтальный, устные ответы.
4. Изучение нового материала.
Фронтальная. Слово учителя.
Инсценирование.
- Вы готовы узнавать новое и « ужасно интересное» ?
- Тогда отправляемся в интересное путешествие за новыми знаниями.
- Как вы думаете, кто лучше всего нам расскажет об этом животном?
-Верно. В роли слона сейчас выступят некоторые наши мальчики.
Учащиеся в определенном порядке выходят к доске, надевают шапочку слона и отвечают на вопрос учителя. Остальные дети внимательно слушают, затем учитель проводит беседу по полученной информации.
-Слон! А давай поиграем! Ты же все знаешь про слонов. Давай , я тебе буду задавать вопросы как в сказке про красную шапочку: Бабушка, бабушка! А почему у тебя такие ? Помнишь? Попробуем?
- Слон, а слон! А зачем тебе такие большие уши?
Беседа по полученной информации.
Работа с картинками , где изображены два вида слонов. Устанавливается различие во внешнем виде. Возникает вопрос: почему разные уши.?, для чего они слону?( на эти вопросы ученики ответят, когда познакомятся с природными зонами жаркого пояса.
Вопросы учителя .
- Слон, а слон! А зачем тебе такой большой нос?
Беседа по полученной информации.
-Слон, а слон! А почему у тебя такие большие ноги?
-Слон, а слон! А где ты живешь?
- В каком тепловом поясе живет слон?
-Как догадались?
- Ребята , что такое саванна , нам расскажет( доклад ученицы , показ картинки с изображением природной зоны)
Учитель на географической карте показывает расположение природной зоны- САВАННА. Поясняет о роли солнечных лучей на климат .
Физкультминутка.
(проводит один ученик , класс повторяет движения)
- Где мы побывали с слоном?
Работа по учебнику.
- Как вы считаете , другие животные обитают в саванне?
- Откройте учебник на странице14, познакомьтесь с животными саванны.
- Ребята, слон сказал, что он встречается и в тропических лесах .О них нам расскажет ( доклад ученицы, показ картинки с изображением природной зоны)
Учитель на карте природных зон показывает расположение природной зоны. Поясняет о роли солнечных лучей на климат.
Работа по учебнику.
Откройте учебник на странице 15, познакомьтесь с другими животными тропиков.
-Вернемся к картинкам, где изображены два вида слонов.
- Почему у африканского слона уши большие?
ИТОГ.- Что узнали нового?
Сам слон
Чтобы не перегреваться на жарком солнышке. Ушами я могу обмахиваться ,как веером. Я слон индийский и у меня еще не такие большие уши, как у моего родственника – африканского слона.
Дети высказывают свои предположения
Эти зубы называются- бивни .Они служат мне для защиты от хищников, например- львов .Бивни- мое оружие в поединке с другими слонами. Люди называют мои бивни- слоновая кость.
О-о-о! Мой нос называется- хобот. Хобот- мой главный помощник. Чего я только им не делаю: могу еду достать, ветки, фрукты. Могу утолить жажду: засосать хоботом воду и потом фонтаном отправить себе в рот. А еще хоботом я умею трубить звуки.
Чтобы удобнее было бегать, удерживать свое большое туловище, отбиваться от врагов.
Я житель самых жарких стран. Меня можно встретить в саванне и тропических лесах.
В жарком
Саванна-это обширные равнины, покрытые травой и отдельными редкими деревьями. Там очень жарко и почти нет тени.
По саванне ходит слон
Уши, хобот, серый он.
Головой своей качает,
Будто в гости приглашает.
В саванне
Да.
Работают в паре
Тропические леса- это природная зона, где много деревьев, травы. Там тепло и влажно.
Работа в паре.
Как видно на картинке он живет в саванне . Там очень жарко и он спасается от солнца.
Ответы учащихся.
Фронтальный. Устные ответы.
Пошаговое изучение нового материала.
Диалог.
Закрепление.
Групповая работа
- Вспомним правила работы в группе.
Задание. Собрать картинку из пазл.
- Кто получился на картинке? Почему?
-Вы правы. Как предполагают ученые, он является предком современных слонов.
Выслушивать соседа, уважать его мнение
Мамонтенок. Он похож на слона.
Устные ответы, групповое сотрудничество.
Итог урока
Тестирование
–Очень быстро и познавательно пролетело наше путешествие.
- Давайте проверим с какими новыми знаниями мы вернулись из путешествия.
На доске карточки с вариантами ответов. Учитель задает вопрос , ученики называют правильный ответ( если ошибочный, повторяют)
-Где располагается жаркий пояс?
-Какие природные зоны в нем расположились?
-Распределите картинки с животными жаркого пояса по природным зонам( учащимися применяются знания полученные при работе в паре по учебнику).
Среди картинок одна лишняя с изображением птицы.
- Почему здесь осталась птичка?
- Предположите о, ком пойдет речь на следующем уроке?
-Чем различаются слоны живущие в разных природных зонах? Почему?
Северный Ледовитый океан, Антарктида, экватор.
Саванна, тропические леса, ледяные пустыни.
Дети распределят картинки по природным зонам.
Она подскажет тему следующего урока
Мы будем изучать птиц
Ушами. Спасаются от палящего солнца
Устные ответы детей.
Рефлексия.
Выбери и продолжи предложение
- Мне было интересно на уроке
- Мне было легко на уроке
- Мне работалось трудно, потому что
- Я узнал, что
- Мне было известно
- Мне помогло получать новые знания..
- Мне мешало активно работать
- Я расскажу дома о
- Свою работу я оцениваю на
Урок
окружающего мира
в 1 классеTimes New Roman15