Урок географии в 5 классе на тему План местности и географическая карта


Технологическая карта урока географии
Урок «открытия» нового знания
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет: география Класс: 5 Тема урока: План местности и географическая карта
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности;
сформировать понятия план местности, масштаб, географическая карта, градусная сеть; дать общее представление об условных знаках.
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
Овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Формировать географическое мышление:
Освоить способы ориентирования с помощью карты;
Формировать умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности.
Формировать умения анализировать, сравнивать, применять теоретические знания на практике.
Формировать умение работать с разными видами географических карт, глобусом
Владение основами самооценки, умение определять понятия, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
Формирование личностных представлений о целостности природы;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно - исследовательской деятельности;
Формирование экологического сознания, ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
Учебник «География. Начальный курс 5 класс/ И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, , -- Дрофа,2015
Н.И. Сонин, С.В. Курчина. Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина География. Начальный курс.5 класс. Дрофа,2015
Атлас по географии для 5 класса. -Дрофа,2015
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I этап. Организационный момент Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на урок. Приветствуют учителя.
II этап. Мотивация Чтобы определить тему урока, нам необходимо разгадать кроссворд. Выделенное слово и будет темой нашего урока.
Под стеклом сижу,
На север и юг гляжу,
Со мною пойдешь-
Дорогу найдешь.
Эта звезда всегда указывает на север.
Определение своего местоположения относительно сторон горизонта и отдельных объектов, называется…
Виден край, да не дойдешь.
Отгадать загадку:
- Страны без людей
Города без домов
Лес без деревьев
Море без воды…
- Что это такое?
- Итак, тема нашего урока – План местности и географическая карта. Запишем ее в тетради
А вам приходилось в повседневной жизни сталкиваться с планом? Видели планы помещений? Обращали ли внимание на план школы, он есть на каждом этаже (план эвакуации).
Для чего они предназначены?
-Что вам известно о картах?
-Когда появились первые карты? Как они выглядели?
-Что обычно наносится на карту? Каким образом?
-Почему карту называют «языком» географии? Решают кроссворд
к о м п а с п о л я р н а я
о р и е н т и р о в а н и е г о р и з о н т Отгадывают загадку
Запись темы урока в тетради
III этап. Целеполагание Какие цели мы поставим себе на уроке?
Для чего это мне понадобится?
Какие средства нам помогут достичь этих целей?
1. Что такое план местности  
2. Что такое географическая карта?
3. Для чего нужен масштаб?
4. Что такое условные знаки?
5. Что такое градусная сеть?
6. Отличия плана местности от карты
Формулирование целей урока
IV этап. «Открытие» нового знания
1. Что такое план местности и географическая карта?
Для чего нужен масштаб?
Что такое условные знаки?
Что такое градусная сеть?
1) Работа с учебником стр. 83
-Что изображено на рис. 97?
-Вы знаете, как в древности изображали земную поверхность?
2) Работа по сравнению понятий плана местности и географической карты
- Посмотрите на определения «плана местности», «географической карта».
В этих определениях подчеркните синим карандашом - общие признаки, красным карандашом –различия между определениями
3) Формирование понятия масштаб
- И план местности и географические карты изображают в уменьшенном виде с помощью чего?
-Что показывает масштаб?
Посмотрите на план местности и на географическую карту. Давайте сравним масштабы плана местности и карты. Где территория уменьшена в большее количество раз?
Как вы думаете почему?
4) Знакомство с условными знаками
-Посмотрите внимательно на условные знаки плана местности (рис. 99 стр. 85)
-что обозначают цвета на плане местности?
- как обозначают отдельно стоящее дерево, хвойный лес, смешанный, лиственный лес, кустарник, луг, болото, родник, обрыв, река, озеро, колодец, деревянный мост, фруктовый сад, огород, грунтовая дорога, населенный пункт?
-людям, каких профессий нужны планы местности?
- Посмотрите внимательно на условные знаки карты (рис. 100 стр. 86)
-Что на карте обозначают цвета?
- Какие карты бывают по содержанию? (зад. 3 стр. 44 рабочая тетрадь)
5) Знакомство с градусной сетью
Работа с учебником стр. 85 последний абзац
Стр. 86
Ответить на вопросы:
– Что называется градусной сетью?
-Что называется параллелями?
-Что называется экватором?
-Что называется меридианами?
Показ на глобусе и картах меридианов, параллелей, экватора
Задание 4 -6 стр. 44-45 рабочая тетрадь Отвечают на вопросы
Сравнивают два определения
Отвечают на вопросы
Знакомятся с условными знаками плана местности и географической карты
Работают с учебником с рабочими тетрадями
IV этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) Ребята, вы уже познакомились с понятиями план местности и географическая карта. Теперь мы сравним их и найдем сходства и отличия
Заполнение таблицы:
Элементы сравнения Географическая карта План
местности
Территория Большая Небольшие
участки
Есть градусная сетка + Условные знаки похожи на настоящие объекты +
Стороны горизонта определяются по стрелке или рамке +
Населённые пункты Кружок Отдельные дома, кварталы
Стороны горизонта определяются по параллелях и меридианах + Изображение при помощи масштаба + +
Чтение текста с топографическими знаками по группам
1 группа
В решили организовать поход. Из ___по мы вышли на . Она привела нас в к ,оттуда по мы пересекли и вышли на Перед нашим взором предстала
2 группа
Мы подошли к , перешли на другой берег в Здесь мы побывали в и увидели , напились студеной воды из , побывали в . Затем мы сели в поезд на. Он вез нас по мимо . Мы вернулись в _ на окраине которого стоит наша
Заполняют таблицу
Читают тексты
VI этап.
Рефлексия и оценивание -Какая была цель урока?
- Мы смогли ответить на поставленные вопросы?
- Как работали на уроке, где добывали информацию?
- Что показалось трудным?
Предлагает дополнить предложение:
Я знаю, что такое…
Я могу…
3) Я научился…
Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке
VII этап. Домашнее задание Инвариантная часть: §18, задание 1-2 на стр. 43 в рабочей тетради
Вариативная часть: Самостоятельно составить рассказ, письмо, зашифровав географические объекты условными знаками (по выбору). Записывают.
План местности – это уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости при помощи масштаба и условных знаков
Географическая карта - это уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи масштаба и условных знаков
1 группа
В решили организовать поход. Из ___по мы вышли на . Она привела нас в к , оттуда по мы пересекли и вышли на Перед нашим взором предстала
Элементы сравнения Географическая карта План
местности
Территория Есть градусная сетка Условные знаки похожи на настоящие объекты
Стороны горизонта определяются по стрелке или рамке
Населённые пункты Стороны горизонта определяются по параллелях и меридианах Изображение при помощи масштаба
Предлагает дополнить предложение:
1) Я знаю, что такое…
2) Я могу…
3) Я научился…
План местности – это уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости при помощи масштаба и условных знаков
Географическая карта - это уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи масштаба и условных знаков
2 группа
Мы подошли к , перешли на другой берег в . Здесь мы
побывали в и увидели , напились студеной воды из ,
побывали в . Затем мы сели в поезд на. Он вез нас по мимо . Мы вернулись в _ на окраине которого стоит наша
Элементы сравнения Географическая карта План местности
Территория Есть градусная сетка Условные знаки похожи на настоящие объекты
Стороны горизонта определяются по стрелке или рамке
Населённые пункты Стороны горизонта определяются по параллелях и меридианах Изображение при помощи масштаба
Предлагает дополнить предложение:
1) Я знаю, что такое…
2) Я могу…
3) Я научился…