Конспект урока географии «План местности и географическая карта»
Шалонова Н.М.,
учитель географии
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 79
Конспект урока по теме «План местности и географическая карта»
с использованием электронного приложения к данному учебнику.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
знать – строение плана и географической карты; условные знаки; градусную сеть.
уметь – объяснять значение понятий: «план местности», «географическая карта», «меридиан», «параллель»;
показывать и наносить на контурную карту меридианы, параллели, экватор, начальный меридиан.
понимать - отличие плана от географической карты, называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте, их значение в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД).
Учить:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных пособиях;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения.
Учить:
ответственному отношению к учебе;
осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
учебно-исследовательской деятельности.
Оборудование: 1.Учебник. География. Начальный курс. 5 класс (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин).
2. Атлас. Изд. Дрофа. 5 класс. (ФГОС)
3. Электронное приложение к учебнику
4. Презентация на интерактивной доске (разные виды карт).
5. Фрагменты различных карт (для группы № 5 и на доске на магнитах).
6. Таблички на доску (физические карты, политические карты, экономические карты).
7. Рисунок местности и аэрофотоснимок.
8. Задания группам.
9. Контурные карты.
Этап урока.
Основной вид деятельности учителя.
Основной вид деятельности учащихся.
Конечный результат.
УУД.
1 этап. Организационный
(не более 2 мин).
Показ слайдов с изображением рисунка местности, аэрофотоснимка, плана местности, географической карты.
(Демонстрация фрагмента из электронного приложения)
Организовать учащихся на успешную работу;
определение задач урока.
Совместно с учащимися определены задачи урока
Ставить учебную задачу под руководством учителя.
2 этап. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного.
Опрос.
1. Рассказать о строении компаса.
2. Объяснить, как ориентироваться по Солнцу.
3. Рассказать о способах ориентирования по местным признакам.
1. Работа с компасом (весь класс) по определению сторон горизонта.
2. Подписать стороны горизонта на схеме.
Показали знание
домашнего задания.
Ученики демонстрируют умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи с применением новых терминов.
3 этап. Усвоение новых знаний.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. (15-20 мин.).
Вводная беседа:
- возвращаясь из путешествия в древнее время, как люди делились увиденным?
- на чем изображали свой путь?
Эти изображения были не совершенны.
(Демонстрация фрагмента № 2 из электронного приложения «План местности и географическая карта»).
Стадия вызова.
Отвечают на вопросы.
(предполагаемые ответы)
Рассказ, записи, рисунки, чертежи тех мест, в которых побывали.
На скале, камне, дереве, бересте, коже, бумаге.
Вспоминают и повторяют ранее изученную тему «Как люди открывали Землю».
Учить умению ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи с применением новых терминов.
Современные изображения местности.
Как сейчас изображают местность?
(Демонстрация фрагмента из электронного приложения «План местности и географическая карта» № 2).
Отвечают на вопрос.
Рисунок, план местности, географическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок.
Работа с определениями
Учебник стр.84, 85
Атлас стр. 20
Читают определения и записывают в тетрадь – план местности, географическая карта, масштаб
Знакомятся с определениями: план, карта, масштаб.
Учить выделять главные, существенные признаки понятий.
Работа в группах по определению различий между картой и планом и их значением в жизни человека.
Задание группе № 1.
1) С помощью рисунка или аэрофотоснимка можно лучше изучить местность?
2) Объясните, почему вы так решили? 3) Найдите основные отличия.
Задание группе № 2.
1) С помощью аэрофотоснимка или плана местности можно лучше изучить местность?
2) Объясните, почему вы так решили? 3) Найдите основные отличия.
Задание группе № 3.
1) С помощью плана местности или географической карты можно лучше изучить местность.
2) Объясните, почему вы так решили? 3) Найдите основные отличия. (Атлас стр.21 и 24; учебник стр.84 рисунок 98 и рисунок 100 стр. 86)
Задание группе № 4.
1) На плане и карте найдите одинаковые условные знаки.
2) Найдите условные знаки разные для карты и плана.
3) Чем отличается изображение реки на плане и карте? (атлас стр.21 и 24; учебник стр.84 рисунок 98 и рисунок 100 стр. 86)
Задание группе № 5.
1) Какие бывают карты? (Страница учебника 85).
2) Разложите предложенные карты по выделенным группам. (Приложение № 3).
3) Назовите географические объекты, которые можно определить по карте
№ 1.
Отчёт групп.
Сделать вывод: о значении планов и карт.
- Каким изображением местности приходилось пользоваться вам или вашим родителям?
Почему именно этим?
Стадия осмысления.
1. Работают с рисунком местности и аэрофотоснимком.
№ 2. Работают с аэрофотоснимком и планом местности.
№ 3. Работают с планом местности и географической картой.
№ 4. Работают с планом местности и географической картой.
№ 5. Работают с различными географическими картами.
Вывод.
Отчёт групп
Отвечают на вопрос и делают вывод.
Узнали, что аэрофотоснимок удобнее для изучения местности.
Узнали, что по плану лучше изучать местность.
Узнали, что на плане местность показана подробнее, а на карте менее подробно.
Изучили условные знаки плана и карты.
Объединили карты в группы.
Делают вывод о значении плана и карты.
Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Учить:
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
участвовать в совместной деятельности;
вести самостоятельный поиск, отбор информации;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами.
Работа в группах по изучению градусной сети карты.
Задание группе № 1-2
1) Что называется меридианом (учебник страница 86; атлас стр.22), запишите в тетрадь определение.
2) На контурной карте полушарий (стр. 23) выделить красной пастой два меридиана, начальный и 180 меридиан.
3) Через какое количество градусов проведены меридианы на контурной карте полушарий?
4) Подписать Западное и Восточное полушарие. (Учебник страница 86; атлас стр.22)
Задание группе № 2 -2
1) Что называется меридианом (учебник страница 86; атлас стр. 22), запишите в тетрадь определение.
2) На контурной карте России (стр. 23) красной пастой выделить два меридиана и 180 меридиан.
3) Через какое количество градусов проведены меридианы на контурной карте России?
Задание группе № 3 -2
1) Что называется параллелями (учебник страница 86; атлас стр. 22), запишите в тетрадь определение.
2) На контурной карте полушарий (стр. 23) выделить две параллели и экватор красной пастой.
3) Через какое количество градусов проведены параллели на контурной карте полушарий?
4) Подписать Северное и Южное полушарие.
Задание группе № 4 -2
1) Что называется параллелями (учебник страница 86; атлас стр. 22), запишите в тетрадь определение.
2) На контурной карте России (стр. 23) выделить две параллели.
3) Через какое количество градусов проведены параллели на контурной карте России?
Задание группе № 5 -2
1) Что называется параллелями и меридианами (учебник страница 86; атлас стр. 22), запишите в тетрадь определение.
2) Рассмотреть меридианы и параллели на глобусе.
3) В виде чего меридианы и параллели на глобусе? (окружности, дуги, прямой линии).
Вывод о значении градусной сетки.
Стадия осмысления.
Работают с текстом учебника, географической и контурной картой.
Отчёт групп.
Вывод. Делают вывод.
Узнали что такое меридианы и параллели, их значение.
Формировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Учить:
искать и отбирать информацию в учебных пособиях;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
высказывать, собственное мнение при анализе работ своих товарищей (к)
4 этап. Проверка понимания изученного материала (3-5 мин). Цель: проверка усвоения полученных знаний.
Работа с контурной картой на интерактивной доске.
(Фрагмент презентации на интерактивной доске).
Через какое количество градусов проведены меридианы и параллели на контурной карте на доске?
На контурной карте полушарий и России, на интерактивной доске выделяют разными цветами меридианы и параллели, экватор, начальный меридиан, 180 меридиан.
Отвечают.
Умеют показывать меридианы, параллели, экватор, начальный меридиан.
Учить: соотносить полученный результат с поставленной целью;
адекватно определять уровень усвоения нового материала;
высказывать суждения, подтверждая их фактами; оценивать работу одноклассников.
5 этап. Закрепление полученных знаний. (10-15 мин).
Цель: закрепить полученные знания; начать вырабатывать умения применять их.
Тестирование с использованием электронного приложения.
(Демонстрация фрагмента № 3 из электронного приложения «План местности и географическая карта»).
Работа по закреплению знаний условных знаков плана.
(Демонстрация фрагмента № 4, 5 из электронного приложения «План местности и географическая карта»).
Выполняют тест и проводят взаимопроверку.
Работают с электронным приложением.
Закрепили полученные знания.
Учить:
оценивать результат учебной деятельности.
работать с текстом и нетекстовыми компонентами.
6 этап. Домашнее задание.
П. 18, контурная карта.
Творческое задание составить «Топографический диктант» (на листе формата А 3).
научить школьников:
соотносить полученный результат с поставленной целью.
Учить выполнять творческую работу, используя информацию, полученную на уроке (к)
7 этап. Рефлексивно-оценочный.
Стадия рефлексии.
Критерии
Параметры оценки
Знаю параллели и меридианы.
знаю
затрудняюсь
не
знаю
Могу объяснить отличия плана от карты.
могу
затрудняюсь
не
могу
Умею показывать параллели и меридианы на карте.
умею
затрудняюсь
не умею
Учить анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на собственное настроение. (к)
Итог урока.
Приложение.
1. Рисунок местности. (для группы № 1).
2. Аэрофотоснимок. (для группы № 1 и 2).
3. Фрагменты карт (для группы № 5).
Заголовок 1*, Знак Знак Знак Знак