Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему План местности и географическая карта
Технологическая карта урока географии
Предмет: география.
Класс:5
Тема урока: « План местности и географическая карта»
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Сформировать понятия план местности, масштаб, географическая карта, градусная сеть.
Дать общее представление об условных знаках.
Планируемые результаты:
Личностные:
-Формирование личностных представлений о целостности природы;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно - исследовательской деятельности;
- Формирование экологического сознания, ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Предметные:
-Овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
-Формировать географическое мышление:
- Освоить способы ориентирования с помощью карты;
- Формировать умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности.
- Формировать умения анализировать, сравнивать, применять теоретические знания на практике.
-Формировать умение работать с разными видами географических карт, глобусом
-Формировать умение составлять графический конспект.
Метапредметные- Владение основами самооценки, умение определять понятия, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Техники и технологии: мозговой штурм, ИКТ
Средства обучения. Учебник, атлас, контурные карты, рабочая тетрадь, физическая карта полушарий, презентация, электронное приложение.
Используемые УМК:
1. Учебник«География. Начальный курс 5 класс/ И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, , -- Дрофа,2015
2. Н.И. Сонин, С.В. Курчина. Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина География. Начальный курс.5 класс. Дрофа,2015
3. Атлас по географии для 5 класса. -Дрофа,2015
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Формы оценивания
Личностные Регулятивные: Познавательные Коммуникативные 1.Организациооный момент.
1 мин. 1. Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке.
2. Создаёт обстановку психологического комфорта для уч-ся.
3. Проверяет подготовленность школьников к уроку
4. Подготавливает ЭОР к работе по теме
5. Раскрывает общие цели урока и плана его проведения. Готовят рабочее место самоопределение
целеполаганиепланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2. Проверка изученного материала.
5 мин. 1. – Как можно ориентироваться на местности с помощью солнца и полярной звезды?
2. Учитель предлагает ребятам сдать на проверку практическую работу – план своей квартиры или комнаты.
Анализ 1-2 работ учащихся.
1.Ребята отвечают на вопрос.
2.Ребята слушают комментарий учителя, вспоминают этапы выполнения практической работы. . 1.Умение отвечать на вопрос, слушать других.
2. Умение анализировать выполнение своей работы Устный опрос
3. Установка познавательной задачи.
1 мин. 1. Создаёт проблемную ситуацию.
2. Организовывает учащихся по исследованию проблемной ситуации на мультимедиа материале.
3. Обеспечивает осмысление методов исследования изучаемой темы, знаний, способов и средств, которые привели к определенным содержательным выводам.
Отгадывают загадку, решают кроссворд, где заключены ключевые слова темы урока. 4. Создание проблемной ситуации.
2 мин. Направляет на постановку цели урока.
Мы уже познакомились со сторонами горизонта, сегодня узнаем , что такое « План местности и географическая карта».
Предлагает определить цель урока, затем конкретизирует ее формулированием задач урока.
Работа с ЭОР. Учитель ставит проблемный вопрос « Как в древности люди изображали на бумаге новые земли? Когда появились первые карты?» с помощью мультимедиа: демонстрационного, иллюстративного средства.
4.Знакомит с этапами возникновения карт. Записывают тему урока в тетрадь, ставят цель и формулируют задачи урока. целеполагание, включая постановку новых целей. 5. Открытие нового знания.
10 мин. 1.- На плане можно изобразить небольшой участок земной поверхности. Как быть
геологам, морякам, летчикам?
- Что называется картой?
2.-Почему картами пользуются чаще, чем глобусом?
3. -Чем карта отличается от плана местности?
4 .-Какие бывают карты? ( используется электронное приложение к учебнику или презентация) 1.Ребята отвечают.
-Людям многих профессий необходима карта.
Ответы учащихся с опорой на определение карты .2.Учащиеся читают первый раздел параграфа 18, отвечают
На поставленный вопрос.
3.Ответы учащихся после прочтения раздела учебника .4.Ребята, глядя на экран,составляют графический конспект.
1.формировать умение
ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2.формировать умение составлять графический конспект.
1.Умение слушать других, отвечать на поставленные вопросы.
6. Первичная проверка понимания.
5 мин. 1. Устанавливает осознанность восприятия материала.
2. Организует коллективную работу с ЭОР, вовлекает класс в обсуждение проблемных вопросов, которые содержатся в мультимедиа слайде.
2 Работа с ЭОР. Демонстрирует слайд, ставит проблемные задачи перед учащимися.
-Кто из древнегреческих ученых создал первую карту?
Работа с ЭОР. Учитель демонстрирует первые карты, которые создали Эратосфен, Гекатей, Птолемей. 1. Принимают участие в коллективное работе класса, выполняет поставленные учителем задачи, приходит к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения.2. Класс принимает участие в коллективном решении проблемных задач. Учащиеся записывают примеры в тетради.
.
1.формирование умения самостоятельно организовать учебную деятельность при работе с картами атласа и учебником 1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей;
Дифференцированная оценка
7. Включение нового знания в систему.
10 мин. 1. Проверяет понимание учащихся того, что является сущностью основного содержания изучаемого материала
Работа с ЭОР
Учитель демонстрирует учебный модуль и просит выполнить задание. Какие открытия в изображение земной поверхности сделали эти учёные:
Эратосфен
Птолемей
Гекатей2. Проверяет полноту и осознанность усвоения изученного с помощью вопросов.
3.Ликвидирует неясности осмысления учащимися нового материала (индивидуально).
4.Учитель вызывает слабого ученика, который объясняет учащимся основные умения
5.После демонстрации всех примеров учитель просит зачитать материал учебника.
6. Выполняют задания по учебнику. 1. Демонстрирует субъектный опыт по применению знаний и проявлению новых умений Работа с ЭОР. Сильный ученик выполняет практические задания по карте полушарий
2. Работа с ЭОР. Дают логическое объяснение написания слов слабые уч-ся.
3.Графическое обозначение помогает акцентировать внимание учащихся, активируя кнопку «комментарий»
4.Сильные ученики записывают примеры в тетрадь.
5.Затем работают с материалом учебника. контроль, оценка, коррекция.
информационное сотрудничество в поиске и выборе информации 8. Проверка понимания.
10 мин. 1.Корректирует выявленные пробелы в знаниях и способах действия учащихся. Работа с ЭОР
2.Задает вопросы: Выясните, какие объекты изображены на плане. Воспользуйтесь «расшифровкой»
условных знаков, приведенной на с. 85 (рис. 99) по теме урока, подтверждая или корректируя ответы, учитель делает комментарии.
3. Работа с ЭОР Раскрывая основные понятия, учит слабых детей рассуждать и делать выводы самостоятельно. 1.Выполнение действий по коррекции выявленных недостатков Работа с ЭОР. С опорой на мультимедийные иллюстрации отвечает, как характеризуются по теме урока изображенные понятия по алгоритму, который предложил учитель.
Выполнение самостоятельной работы с дальнейшей устной проверкой по алгоритму.
2. Работа с ЭОР. Работают с текстовым заданием. Определяют какие объекты изображены на плане. самоопределение. общеучебные - умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить высказывание, рефлексия способов действия управление поведением, контроль и коррекция.
9.Домашнее задание.
2 мин. 1.Обеспечивает понимание целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
2.Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания
3.Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.
4.Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания Записывают домашнее задание в дневниках 10. Подведение итогов. Оценивание.
2 мин. 1.Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
2. Оценивает результаты как работы класса, так и отдельных учащихся Ученик получает оценку за работу на уроке и принимает объективный комментарий учителя умение выделять и формулировать главные понятия и умения урока. Оценка за урок по совокупности промежуточных результатов
11. Рефлексия.3 мин. Предлагает дополнить предложение:
Я знаю, что такое…
Я могу.. Я научился… Определяет свой уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач умение точно и с полнотой выражать свои мысли.