Конспект урока географии в 6 классе «В» по теме: «Ориентирование на местности»
Конспект урока географии
в 6 классе «В» по теме: «Ориентирование на местности»
Выполнила: Ларина Ф.Г.,
учитель географии
Место урока в серии уроков:
Урок является первым в серии из 5 уроков по теме «План и карта».
Цели урока:
1. Обучающая
2. Развивающая
3. Воспитательная
Изучение и первичное закрепление нового материала о способах ориентирования в пространстве, формирование умения работать с компасом.
Развитие логического мышления при применении знаний в новой ситуации.
Раскрытие значимости знаний и умений ориентироваться в пространстве для практической жизни людей.
Задачи урока:
1.Образовательная
2.Развивающая
Формировать знания о способах ориентирования в пространстве:
- по Солнцу;
- звездам;
- местным признакам;
- компасу.
Формировать умения работать с компасом, определять азимут.
Развивать логическое мышление при применении знаний о способах ориентирования в пространстве при решении практических задач.
Оснащение урока:
Доска, учебники, атласы, компасы, тетради «Мой тренажер» под редакцией В.В.Николиной, презентация на диске.
Ход урока
1. Сообщение темы. Мотивация и настрой на учебную деятельность через анализ фрагмента картины В. М. Васнецова
« Витязь на распутье»
2. Подготовка к изучению нового материала.
3. Ознакомление с новым материалом. Используется словесные, наглядные, частично - поисковый методы.
4. Физкультминутка. Отработка навыков определения сторон горизонта в классе.
5. Устное закрепление изученного материала. Используя рисунки в учебнике, атласе, материалы презентации, учащиеся закрепляют знания по теме «Ориентирование на местности», понятия «ориентирование», «азимут».
6. Письменное закрепление изученного материала. Работа в группах по определению азимута на предметы, находящиеся в классе. Индивидуальная работа в тетради «Мой тренажер» по закреплению знаний и умений по теме «Ориентирование на местности».
7. Постановка и объяснение домашнего задания.
8. Подведение итогов урока.
Схема конспекта урока
Таблица 1
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)
1.
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
Учитель успокаивает учащихся, здоровается, сажает за парты.
Просит открыть учебник на странице 33 и обращает внимание учащихся на фрагмент картины В.М. Васнецова « Витязь на распутье».
У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.
Сообщение темы урока и постановка конкретных задач.
В процессе актуализации учитель выясняет, что учащиеся знают по этой теме, т.е. готовит их к усвоению новых знаний.
Методы: анализ фрагмента картины в учебнике, диалог, беседа.
2.
Объяснение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
Учитель подводит учащихся к основной цели урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
1.Обеспечивает восприятие и осмысление понятия «ориентирование» в процессе рассказа, беседы, работы с учебником. Учащиеся слушают учителя, участвуют в беседе, работают с рисунком 19 на стр. 34 учебника, записывают в словарь определение понятия «ориентирование».
Цель: сформировать понятие «Ориентирование»
2. Учитель обеспечивает просмотр презентации на тему «Способы ориентирования в пространстве». Учащиеся после просмотра презентации отвечают на вопросы»
- Как ориентироваться по Солнцу?
- Как найти направление север – юг по созвездию Большой Медведицы?
Цель: сформировать знания об ориентировании по Солнцу, созвездию Большой Медведицы.
Методы: интерактивный, рассказ, беседа.
3. В процессе парной работы с использованием материала атласа (рисунки) учащиеся самостоятельно готовят небольшие рассказы на тему «Определение сторон горизонта по местным признакам: сугробу, пню, количеству веток на дереве, мху на стволе дерева, муравейнику». Затем один ученик из пары рассказывает классу об одном из способов ориентирования по местным признакам.
Цель: сформировать знания о разных способах ориентирования в природе.
Методы: работа с рисунками атласа, рассказ, беседа.
4. Учитель на доске, а ученики в тетради рисуют основные и промежуточные стороны горизонта, подписывая количество градусов на каждом направлении. Учитель обеспечивает восприятие и осмысление нового понятия «Азимут». Учащиеся слушают учителя, участвуют в беседе, работают с рисунком 20 на стр. 35 учебника, записывают определение понятия «Азимут» в словарь.
Цель: сформировать понятие «Азимут».
Методы: беседа, работа с рисунком учебника.
5. Физкультминутка. Учащиеся, стоя в проходах, поворачивают туловище и руки в зависимости от нахождения сторон горизонта в классе (север-юг, запад-восток, северо-восток, юго-восток и т.д.).
Цель: для повышения учебной активности.
6. Учитель обеспечивает выполнение групповой практической работы по определению азимута по компасу, предварительно рассказав об истории изобретения компаса, его строении (разных видов компасов), познакомив с правилами работы по определению азимута. Учащиеся в группах определяют азимуты на разные предметы, находящиеся в классе. Один ученик из каждой группы записывает ответ на доске. Затем после выполнения заданий всеми группами подводятся итоги и коррекция.
Цель: формирование умения определять азимуты на заданные предметы.
Методы: рассказ, беседа, частично - поисковый.
3.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Проводится понимание усвоенного материала и закрепление.
Учитель обеспечивает закрепление знаний и умений в измененной ситуации. Каждому
учащемуся раздается тетрадь «Мой тренажер», в которой он самостоятельно выполняет задания 1,2 стр.15; 11 стр.17; 20 стр. 20.
Учитель озвучивает норму оценок выполнения задания.
Оценка «5» -выполнены правильно все четыре задания;
Оценка «4» - выполнены правильно 3 задания;
Оценка «3» - выполнены правильно 2 задания.
По истечении семи минут учитель поворачивает доску, на которой даны правильные ответы. Учащиеся сверяют свои ответы с доской и ставят себе оценку.
Затем учащиеся, которые выполнили все эти задания правильно, помогают другим ученикам, которые в той или иной мере не справились с этими заданиями.
Если ученик не освоил новый материал, учитель работает с ним индивидуально и ему дается дополнительное задание на усвоение материала.
4.
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Цель данного этапа: сообщение учащимся о домашнем задании и разъяснение методики его выполнения.
Учитель обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Изучить параграф 6.
Устно ответить на вопросы 1,2,3,6 стр. 37.
Письменно выполнить задания 9,10 стр. 37; усложненное задание 11 (по желанию)
Учитель комментирует выполнение каждого задания. Проверяет записи домашнего задания в дневниках.
Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся (рефлексия).
II. Учебно-методический комплекс урока.
1. Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. Программы общеобразовательных учреждений. География 6-9, 10-11 классы, - М., Просвещение 2011г.
2 . Николина В.В. География 6 класс. Методические рекомендации. – М., Просвещение 2007г.
3. Николина В.В. Мой тренажер. – М., Просвещение 2007г.
4. Гусева Е.Е. География 6 класс. «Конструктор» текущего контроля. – М., Просвещение 2008г.
5. Атласы.
6.Компасы.
.
III. Тема «План и карта»
Тема урока «Ориентирование на местности»
IV. Место урока в тематическом планировании.
На эту тему программой отводится пять часов. Этот урок первый по теме.
V. Тип урока.
Урок изучения нового материала (урок открытия нового знания)
VI. Цели урока.
Образовательные: в результате урока учащиеся узнают способы ориентирования в пространстве, научатся работать с компасом и определять азимут.
Развивающие: развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации.
Воспитательные: 1) учащиеся проявят уверенность в своих силах при определении азимута;
2) раскроют значимость знаний и умений об ориентировании в пространстве для практической жизни людей.
VII. Задачи.
В результате урока учащиеся узнают способы ориентирования в пространстве
- по Солнцу;
- звездам;
-местным предметам;
- компасу.
Научатся определять азимут
VIII. Методы обучения.
По источнику знания.
а) словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися о способах ориентирования в пространстве и значении умений для практической жизни людей.
б) наглядные – работа с рисунками № 19, 20, 22, 23 в учебнике; с рисунками в атласе, слайдами презентации.
в) практические – выполнение заданий при формировании умений определять азимуты на заданные предметы.
По характеру познавательной деятельности. Частично-поисковый
По степени самостоятельности.
а) с учителем при получении нового знания
б) в паре при работе с рисунками в атласе
в) группе при решении пробных упражнений
г) самостоятельно при закреплении умения определять азимуты
IX. Формы обучения.
Практическая работа
X. Формы, организации работы в классе.
а) индивидуальная и парная при получении новых знаний.
б) групповая - при выполнении пробного упражнения.
в) индивидуальная - при закреплении новых знаний и умений.
XI. Средства обучения.
- Программа
- Учебник под редакцией А.И. Алексеева «География. Природа и люди». - Москва, «Просвещение» 2015.
- Тетрадь «Мой тренажер» В.В. Николина. - Москва,
«Просвещение», 2009.
- Атласы.
- Компасы.
XII. Хронометраж урока.
- Организационная часть 5-7 минут
- Основная часть 20-25 минут
- Заключительная часть 10-15 минут
Содержание и структура урока.
Этап
Структурные элементы урока
Дидактические
задачи
Проектируемая деятельность учителя
Проектируемая деятельность ученика
Результат
I.
Организационный этап
5-7 мин.
1) Организацион-
ный момент.
Подготовка ученика и учителя для проведения урока.
Успокаивает детей. Здоровается. Сажает за парты.
Класс стоит.
Класс садится.
Учитель и ученики готовы начать урок.
2) Мотивация и целеполагание.
Настрой учащихся на учебную деятельность;
Возбудить к деятельности;
Заинтересовать, определить значимость этой темы для практической жизни людей.
Учитель обращает внимание на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу.
Учитель рассказывает о значимости этой темы для практической жизни людей.
Слушают учителя. Принимают участие в беседе при рассмотрении вопроса о практической значимости данной темы для жизни людей.
Значимость знаний о способах ориентирования для практической жизни людей.
3) Актуализация
Выяснить, что учащиеся знают по этой теме. Подготовить учащихся к усвоению новых знаний.
Просит учащихся решить учебную задачу по определению сторон горизонта на данном фрагменте картины.
Пробуют решить учебную задачу по фрагменту картины «Витязь на распутье».
Горизонт,
линия горизонта,
стороны горизонта
II.
Операционно-познавательный (Основной этап)
20-25 минут.
1) Введение материала.
1.Формирование новых знаний по теме «Ориентирование на местности»:
понятие «ориентирование»
2.Формирование новых знаний по теме «Способы ориентирования в пространстве»
3.Формирование новых знаний по теме «Способы нахождения сторон горизонта по местным предметам»
4.Формирование нового понятия « Азимут».
5.Физкульминутка.
Цель: для повышения учебной мотивации.
6. Формирование новых знаний и умений по теме «Ориентирование по компасу»
Обеспечивает восприятие и осмысление понятия « ориентирование» учащимися в процессе рассказа, беседы, работы с учебником.
Обеспечивает восприятие и осмысление новых знаний по теме «Способы ориентирования в пространстве» в процессе просмотра презентации.
Обеспечивает восприятие и осмысление новых знаний по теме «Способы нахождения сторон горизонта по местным предметам» в процессе работы с рисунками атласа и последующей беседы.
Обеспечивает восприятие и осмысление нового понятия «Азимут» в процессе рассказа, беседы, работы с рисунком в учебнике.
Показывает поворот туловища и рук в зависимости от положения сторон горизонта в классе.
Обеспечивает восприятие и осмысление знаний и умений по теме «Ориентирование по компасу».
- рассказывает историю изобретения компаса;
- показывает и рассказывает устройство компаса и правила работы с ним; обучает умению определять азимут по компасу.
Слушают учителя, участвуют в беседе; работают с рис.19 на стр.34 учебника; записывают в словарь определение понятия «ориентирование».
Смотрят презентацию. Затем отвечают на вопросы.
- Как ориентироваться по Солнцу?
- Как найти направление север-юг по созвездию Большой Медведицы?
В процессе парной работы учащиеся устно составляют рассказ на тему «Способы определения сторон горизонта по местным предметам (сугробу, пню, мху на стволе дерева, количеству веток на стволе дерева)». Затем один ученик рассказывает классу.
Слушают учителя, работают с рисунком 20 стр. 35 учебника; записывают определение понятия «Азимут» в словарь.
Учащиеся, как и учитель, делают поворот туловища и рук в зависимости от положения сторон горизонта в классе.
Слушают учителя, рассматривают строение компаса, работают с текстом учебника стр.37 «Шаг за шагом» как работать с компасом, выполняют простые задания по определению азимута на углы школьной доски.
Знание понятия «ориентирование»
Знание способов ориентирования по Солнцу и созвездию Большой Медведицы
Способы определения сторон горизонта по местным предметам
Понятие «Азимут»
Знания о положении сторон горизонта в классе.
Знания о строении компаса, умения определять азимут по компасу.
III.
Рефлексивно-оценочный этап
10-15 минут.
Проверка усвоения знаний и умений.
1. Закрепление знаний и умений в изменённой ситуации.
Обеспечить усвоение понятий «ориентирование», «азимут»; умение его определять на уровне применения в изменённой ситуации.
Просит учащихся объединиться в группы по четыре человека и выполнить задания в рабочей тетради по определению азимута на предметы в классе.
Учащиеся объединяются в группы по четыре человека. Находят заданные точки и определяют их азимут. Один человек из группы записывает ответы на доске. Проводится коррекция умения определять азимут на заданные предметы.
Выполнение задания на применение полученных на уроке знаний в новой ситуации.
2. Обобщение и систематизация знаний и умений.
Обеспечение глубокого усвоения знаний и умений; формирование целостной системы по данной теме знать понимать применять.
Задает более сложные задания. Разрабатывает норму оценок выполнения заданий.
Оценка «5» - все четыре задания выполнены правильно;
оценка «4» - правильно выполнены три задания;
оценка «3» -правильно выполнены два задания.
Учащиеся выполняют задания 1,2 стр. 15; 11 стр. 17; 20 стр. 20 в тетради «Мой тренажер» под редакцией В.В.Николиной.
Выполнение сложных заданий по теме; глубокое усвоение понятий «ориентирование», «азимут».
3. Контроль.
Самопроверка. Взаимопроверка. Коррекция.
Выявление качества и уровня усвоения знаний, овладение умениями, коррекция.
Контролирует выполнение задания. Проводит коррекцию.
По истечении семи минут, учитель поворачивает доску, на которой написаны ответы на эти задания. Учащиеся
проводят самопроверку. Взаимопроверку.
Получение информации о достижении или не достижении планируемых результатов.
4. Подведение итогов занятия.
Подвести итог занятия; дать оценку успешности или не успешности в достижении цели; наметить пути дальнейшей работы.
Отмечает что усвоено хорошо, что усвоено плохо. Намечает пути дальнейшей работы.
Слушают учителя. Совместно с ним намечают план дальнейшей работы.
Учащиеся получают информацию о реальных результатах обучения; план дальнейшей работы по устранению не успешности при изучении темы «Ориентирование на местности».
5. Рефлексия (оценка результатов деятельности ученика)
Обеспечение рефлексии учащегося своей деятельности на уроке.
Обеспечивает хорошую моральную атмосферу на уроке для открытости учащихся в передаче и осмыслении своих действий на уроке.
Оценивают свою деятельность на уроке, что получилось, что не получилось, какие возникли затруднения, как он будет их преодолевать.
Открытость учащихся в передаче и осмыслении своих действий, самооценка деятельности, положительные и отрицательные моменты урока.
6. Информация о домашнем задании (информация о самостоятельной работе)
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка записи в дневниках.
Задаёт домашнее задание:
Изучить §6.
Устно ответить на вопросы 1,2, 3,6 стр. 37;
Письменно выполнить задания 9, 10 стр. 37 учебника.
Задание 11 (усложнённое), письменно по выбору учащегося.
Комментирует выполнение заданий. Проверяет записи в дневниках.
Записывают в дневник. Находят задания в учебнике.
В дневнике записывают задание на дом. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с поставленной задачей и уровнем развития учащихся.
15