Доклад на тему: Работа над формированием умения писать сочинения у учащихся начальной школы.
Работа над
формированием умения писать сочинения
у учащихся
начальной школы.
Методика работы над сочинениями
в 3 классе.
Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного развития речи во всех последующих классах.
Коммуникативная функция языка как средство общения делает его могучим оружием развития мысли, и, в свою очередь, развития мышления влечёт за собой развитие устной и письменной речи учащихся, повышает их речевую культуру. Весь процесс обучения осуществляется в строгой системе и должен быть процессом развития логического мышления и речи учащихся.
Сочинения в начальной школе – это небольшие сюжетные рассказы с элементами описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года. В ходе этой работы учитель должен:
Научить детей коллективно составлять сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно записывать небольшие рассказы о детских играх, забавах, работе, прогулках;
Научить составлять и записывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, диафильмам;
Научить коллективно составлять план устных рассказов и сочинений в форме вопросительных и повествовательных предложений;
Совершенствовать умение правильно строить простые предложения, различные по интонации;
Работать над обогащением активного словаря учащихся.
Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определённой системе. Видное место в этой системе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают умение говорить связно, последовательно, учатся пользоваться планом. Правильно строить предложения, точно систематизировать. Обобщать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные рассказы расцениваются не только как необходимые упражнения в развитии связной устной речи, но и как подготовительные упражнения к сочинениям.
Систематическая работа по развитию речи младших школьников, содержание которой строится на основе восприятия картин, может формировать у детей сложное учебное умение, объём которого включает в себя как наиболее общие коммуникативно-речевые умения, так и специальные.
Все коммуникативно-речевые умения, направленные на создание собственного текста можно объединить в несколько групп. В учебнике предлагаются сочинения разного вида:
А) сочинения по началу;
Б) сочинения по данному образцу;
В) сочинения по рисунку и данному плану;
Г) сочинения по рисунку и коллективно составленному
плану;
Д) сочинение по серии рисунков и данному плану;
Е) сочинения по данным словосочетаниям;
Ж) сочинения по вопросам и личным наблюдениям;
З) сочинения, опирающиеся на произведения, прочитанные
на уроках литературы, межпредметные связи.
Сочинение – это творческая работа. Ребёнок должен жить в мире творчества. «Без этого, - писал В. А. Сухомлинский, - он засушенный цветок». К сожалению, речь ребёнка часто бывает, бедна, однообразна, непоследовательна, засорена различного рода ошибками и недочётами. «Творчество не приходит к детям, по какому – то наитию». Для обучения их следует самому родителю уметь писать сочинение, сказку. Наиболее благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни. В процессе наблюдения взаимодействия предметов, вещей, явлений у детей появляется желание передать свои чувства и переживания. «В такие минуты, - пишет Сухомлинский, - мысль просится в слова». Он считал самыми счастливыми минутами те, в которых слово и мысль сливались в детской душе в «стремительный поток, рождая поэтический образ». В таких условиях каждый ребёнок, найдя «своё слово», может выразить мысль согласно своей логике осмысливания взаимодействия предметов и явлений и сознательно применять правило при письме. Такой способ составления сочинения даёт простору детскому мышлению, творчеству. Правильность этого положения показана в исследованиях Л. В. Занкова.
Родители должны отказаться приноравливать детское восприятие окружающего под своё, должны научиться видеть ростки творчества, должны доверять детским силам в таком сложном виде деятельности, как сочинение. «Ребёнок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее подготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который подходит в данном случае», - писал Сухомлинский.
В школьных сочинениях различают три вида: повествование, описание, рассуждение. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в 1 и 2 классах. В сущности, нет никакой необходимости требовать чистого жанра. Чаще всего в начальной школе сочинения – это работы смешанные.
В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет, в этом случае они близки к рассказам как к литературному жанру. Повествование – это самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений («Как мы встречали новый год», «Мои летние каникулы», «Осень пришла»).
Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете («Узнай, кто это!», «Моя любимая книга», «Моя любимая игрушка»). Элементы описания, как правило, встречаются в повествовательных сочинениях.
Рассуждение – это связанный текст, в котором для доказательства какого – то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям – к выводам («Почему нужно учиться», «Школа будущего», «Моя будущая профессия»).
Тематика определяет содержание сочинения. Значит, всякая новая тематика – это новое содержание. Выделены две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Первая группа раскрывает какой – то отдельный факт, связанный с опытом детей или отдельным учебным предметом. Например, чтобы написать сочинение на тему «Что я знаю о белке», достаточно изложить определённое темой знание, то есть выполнить работу на репродуктивном уровне. Подобные сочинения приближаются по методу работы к изложениям, хотя и не тождественны ему, ведь ребёнок самостоятельно отбирает факты и составляет текст.
Вторая группа – творческая, не ограничивается воспроизведением знаний о белке, хотя тема близка по смыслу: «Могут ли белки жить в воде?». Для ответа на поставленный вопрос ребёнок должен раскрыть взаимосвязи живой и неживой природы, обусловленность внешнего вида животного, его средой обитания и питанием. Ребёнок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства и построить связный текст – выполнить работу творческим методом. Творческая тема формирует самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании, воспитывает чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей. «Осень пришла» - полная свобода выбора жанра, или «Что рассказала мне капелька дождя». Тема может быть сформулирована в виде вопроса: «О чём чирикал воробей?», «Зачем людям игрушки?».
Особое значение для формирования личности имеют темы, которые требуют высокого уровня обобщения материала и широкого переноса знаний, впечатлений: «Моя Родина – Республика Казахстан». Знания, необходимые для раскрытия этих тем, привлекаются из разных источников, они не ограничиваются учебными предметами.
Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний – к таким условиям, какие складываются в жизни.
Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать увиденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.
Сочинение – это творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения. Установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний. Построение предложений и связи между ними. Проверка орфографии – весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.
В сочинении для ученика обретает смысл орфография. Все изучаемые правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причём письмо грамотное, осознаётся учеником не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.
Школьники любят писать сочинение. Любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нём можно проявить себя, «писать своё».
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить своё сочинение определённой мысли, собирать материал, его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют и «технические» задачи: орфографические и каллиграфические, делят текст на абзацы, соблюдают «красную строку», поля и другие требования оформления текста.
Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанрам и по языковым особенностям (по стилю).
Эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение, на их личный опыт. Поэтому одно из важнейших мест принадлежит сочинениям на основе личного жизненного опыта учащихся «Мой выходной день». Прекрасным стимулятором детского речевого творчества, воображения служит картина: ею удобно пользоваться на уроке, она воздействует на чувства детей. Картина или серия картин воздействует на чувства ребёнка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он не мог столкнуться в своём непосредственном опыте. Она помогает глубже осознать и те явления, с которыми школьник уже знаком. Между учащимся и жизнью стоит художник, который выделил существенное в явлении жизни, осмыслил его, осветил светом своего таланта.
К числу сочинений, опирающихся на опосредованные источники материала, относятся сочинения на основе прочитанного. К их числу относятся, в частности, отзывы о прочитанных книгах «Кто такой Волшебник Изумрудного города?», «Что за прелесть эти сказки». Цель отзыва состоит в том, чтобы школьник глубже уяснил смысл, идейное содержание и художественные детали произведения искусства, научной книги.
Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, то есть степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. В первом классе происходит преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества преобладают в устных рассказах, а так же в виде небольших зарисовок, эпизодов, выражениях своих чувств, сообщений о себе, о своих поступках.
Во втором классе школьники учатся работать над текстом самостоятельно. Всё чаще второклассники должны получать индивидуализированные темы для рассказов и сочинений («Самый интересный день каникул») – тема едина для всех, но раскрывает её каждый по-своему, так как у каждого свои события, свои впечатления.
В третьем классе число индивидуализированных тем возрастает, а так же должен практиковаться выбор собственных тем из числа предложенных учителем и даже предлагаемых самими учащимися.
Дети любят живое действие, им ближе, доступнее повествование как жанр, поэтому в начальных классах повествовательные сочинения преобладают. А описание играет вспомогательную роль. Однако роль и место описания растёт с годами обучения.
Никакое другое упражнение по языку не выявляет так всесторонне знаний и умений учащихся, как сочинение. Даже если оно написано со значительной помощью учителя. Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся, тем легче она будет развиваться в дальнейшем. Известно, что дети, которые не приучены с первых шагов к записи собственных мыслей, а умеют лишь списывать, позднее с большим трудом преодолевают психологический барьер, переходя от списывания к сочинению.
Воспитательный эффект сочинения зависит от выбора темы, однако, не менее важно для воспитания школьников и то, насколько самостоятельно они работают над сочинением, насколько они увлечены, заинтересованы, какова идея их рассказов.
Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, самоутверждает школьников, развивает интерес к языку и к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком.
Сочинение воспитывает любовь к природе, к людям, к их благородным стремлениям и поступкам, к труду и тому, что трудом создано, стремление к героизму, раскрывает красоту человеческих поступков и стремление подражать лучшим людям. Оно помогает детям осознавать нравственные требования современности.
Лучшие письменные сочинения обычно прочитываются в классе и становятся предметом анализа, - это тоже воспитывает. Особенно подчёркивается лучшее, а не худшее в сочинениях.
Актуальным для методики развития речи остаётся вопрос о критериях оценки ученического сочинения. Естественно, что эти критерии должны учитывать основные требования к написанию школьниками сочинений. Без единых критериев невозможен единый подход, невозможно единство требований учителей к сочинениям учащихся.
1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта?).
2. План, композиция, последовательность. Ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы.
3. Жанр, стиль.
4. Лексика (правильность её употребления, её разнообразие, наличие или отсутствие слов, обладающих оттенками значений,- использование синонимов, антонимов, фразеологизмов).
5. Размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие).
6. Синтаксис (размеры предложений, разнообразие или однообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций, глубина фразы).
7. Орфографическая и пунктуационная грамотность, характер ошибок (грубые и негрубые).
8. Каллиграфия, внешнее оформление (соблюдение полей, красная строка, расположение заглавия).
Успех всей работы по развитию речи, (конкретно написанию сочинений), зависит от трёх основных факторов:
1) от внимания к слову, к образцам русского языка, от начитанности детей, правильной и выразительной речи окружающих, то есть речевой среды;
2) от организации речевой практики детей: разносторонней, мотивированной, интересной, чётко контролируемой учителем;
3) от умения учителя опереться в развитии речи на теорию языка, грамматику, элементы лексикологии, стилистики.
Успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, так как через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни.
Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний – к таким условиям, какие складываются в жизни.
Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную деятельность, приучает детей осмысливать. Оценивать и систематизировать увиденное, пережитое или усвоенное, развивает наблюдательность. Учит находить причинно-следственные связи. Сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить своё сочинение определённой мысли, собирать материал. Его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют и «технические» задачи: орфографические и каллиграфические.
Никакое другое упражнение по языку не выявляет так всесторонне знаний и умений учащихся, как сочинение, даже если оно написано со значительной помощью учителя. Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся, тем легче она будет развиваться в дальнейшем. Известно, что дети, которые не приучены с первых шагов к записи собственных мыслей, а умеют лишь списывать, позднее с большим трудом преодолевают своеобразный барьер, переходя от списывания к сочинению.
Воспитательный эффект сочинения зависит от выбора темы. Но и ещё насколько самостоятельно дети работают над сочинением, насколько они увлечены, заинтересованы, какова идея их рассказов.
Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, самоутверждает школьников, развивает интерес к языку и к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом близком. Сочинение воспитывает любовь к природе, к людям, к их благородным поступкам и стремлениям, к труду и тому, что трудом создано, раскрывает красоту человеческих поступков и стремление подражать лучшим людям. Оно помогает детям осознать нравственные требования современности.
Лучшие письменные сочинения обычно выразительно прочитываются в классе и становятся предметом анализа, - это тоже воспитывает. Особенно подчёркивается лучшее в сочинениях.
Сочинения по наблюдениям и воспоминаниям.
Сочинения – повествования.
Повествовательный характер отвечает на такие вопросы: кто?, что делал?, где?, когда?, как?
Действия протекают во времени, чередой, одно за другим. Для того, чтобы показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как: сначала, потом, затем, тогда, сперва, ещё, уже и другие.
Главная особенность повествования – сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия. В повествовании должно быть много глаголов.
Схема построения повествовательного текста.
1. Начало действия:
а) место;
б) время.
2. Развитие действия:
а) сообщение о действующем лице;
б) особенности и порядок действий.
3. Кульминация.
4. Вывод.
Проба пера (предлагаемые темы сочинений).
1. Как мы отдыхали летом.
2. Случай, который я не забуду
3. Как мы однажды
4. Как я научился
5. Как мы решали
Из предлагаемых тем сочинений наиболее удачными в моём классе считаю сочинения учащихся о летних каникулах.
Тема № 1:
«Как я отдыхал летом».
План к сочинению.
1. Где ты отдыхал летом? (Не только указать название местности, но дать небольшое её описание).
2. Какое событие тебе особенно запомнилось?
3. Какие чувства ты испытывал?
4. Развлечения и игры?
5. Как помогал старшим в работе?
6. Возвращение в школу. (Описать настроение, переживания, подготовку к возвращению в школу).
Сочинение № 1.
«Мои летние каникулы прошли очень весело и интересно. Всей семьёй мы ездили на рыбалку и просто купаться на Иртыш. Но больше всего мне понравилась поездка в Баянаул. Стояла замечательная солнечная погода. Мы купались в озере Джасыбай, плавали на катамаране. Ещё я сам научился ездить на лошади. Природа в Баянауле очень красивая. Мы ездили на экскурсию, и каждый день ходили в горы. Я многое увидел этим летом и хорошо отдохнул! Летние каникулы – это здорово!»
Сытник Александр.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 2.
«Как долго я ждала это замечательное время – летние каникулы. Наконец они наступили. Летом мы с папой и мамой и с сестрой ездили отдыхать в Боровое. Мне очень понравилось: чистый воздух, красивая природа, особенно сосновый бор.
Больше всего мне понравилась экскурсия, которая проходила по местам шёлкового пути. Мы посетили Трон Абылай хана, были на скале Жумбактас, видели гору Буру. Нам рассказывали легенды об этих местах.
Было очень интересно и познавательно. Но погода была прохладная. И не смотря на то, что даже выпал снег, у меня остались хорошие впечатления от этой поездки».
Шакурова Альбина.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 3.
«Каникулы – это здорово! Этим летом я был в городе Омске, в Баянауле, в Алматы. Больше всего мне понравился город Алматы. Это южная столица республики Казахстан. Весь город покрыт зеленью. Растут разные деревья: дубы, пихта, ольха. Мы с родителями ходили в городской парк развлечений. А в самом парке кроме качелей, аттракционов и комнаты страха есть большой зоопарк. Диких животных и птиц там более двухсот видов. Самым красивым в зоопарке был белый тигр. Он мне очень понравился. Мы присутствовали на его кормлении. Это было целое шоу. Также в зоопарке есть террариум. Там много змей, жуков, тараканов. Было очень интересно ходить и смотреть на всех животных. Если у меня будет возможность, я хотел бы ещё раз приехать в город Алматы».
Грошев Никита.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 4.
«Началось жаркое лето. У меня наступили летние каникулы, а мама с папой пошли в отпуск. И наша дружная семья отправилась в путешествие. В начале мы поехали в Астану – столицу нашего государства. По дороге мы видели много интересного: бескрайние степи Казахстана с их растительностью и животным миром. В Астане мы посетили океанариум и Байтерек. В океанариуме я видела много разновидностей рыб: котиковых и тигровых акул, ската, морскую звезду, пиранью, крокодила, черепах, лягушек и много разных морских обитателей. На Байтерек мы поднимались на высоту 90 метров. Положили руку на ладонь Назарбаева и загадали желание. С высоты мы осматривали все красоты нашей столицы. Астана - очень красивый город. После этого мы поехали в южную столицу Казахстана. По пути мы проезжали город Караганду, побывали на берегу озера Балхаш. Какое это большое и красивое озеро. Проезжали по полупустыне, видели тушканчиков, сусликов и сурков. Ещё мы видели верблюда, а мама даже на нём каталась. Потом мы приехали на озеро Капчагай. Сонечка, моя младшая сестра, увидев домик, в котором мы будем жить, сказала, что он похож на избушку Бабы-яги, потому что он был сделан из камыша. На Капчагае нам было очень интересно: мы много катались на моторной лодке, плавали, загорали. В ясную погоду мы видели Алматинские горы, покрытые снегом. Вот такая я была этим летом лягушка – путешественница».
Ширяева Дарья
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс
Сочинения о природе.
Сочинения по наблюдениям, полученным на экскурсии в осенний парк. На уроках познания мира в третьем классе проводилась экскурсия в осенний парк. Предварительно с ребятами обговаривался и составлялся план наблюдений за объектами живой и неживой природы.
План наблюдений:
1. Небо, солнце (облака, тучи, цвет).
2. Деревья, кустарники, другие растения.
3. Птицы.
4. Животные.
5. Краски осени.
6. Настроение.
В ходе экскурсии дети отмечали и записывали свои наблюдения в блокноты, черновики, фиксировали полученные наблюдения на экскурсии, а потом использовали этот материал при письменном оформлении сочинений на тему: «Осень пришла».
В эти сочинения ребёнок может ввести цитаты, вклеить иллюстрации или сам что-нибудь нарисовать. Работа над сочинением такого вида обогатит словарь ребёнка, разовьёт его эстетический вкус. Особенно ценны непосредственность и живое восприятие, чувство, проявляющееся в сочинениях. Красочны описания картин природы, особенно если ребёнок пишет их самостоятельно.
Тема № 2.
«Осень пришла».
Сочинение № 1.
«Наступила осень. На деревьях пожелтели листья, птицы улетают в тёплые края. Идут холодные дожди. Всё чаще хмурится небо. Ветер становится сильным. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Солнце часто прячется за облака, а под вечер уже чувствуется прохлада. Животные накапливают запасы на зиму, а некоторые из них уже впадают в спячку. Скоро выпадет снег, и придут морозы».
Ткачёв Кирилл.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 2.
«Наступили осенние деньки. Стало холодать. Дни стали короче, а ночи длиннее. Часто идут дожди. На улице слякоть. Небо стало хмурым. Все деревья надели новый наряд. Он всех радует своими великолепными красками. С деревьев падают пожелтевшие листья. Ветер разбрасывает их по дворам и улицам нашего города. Почувствовав холод, птицы улетают на юг в тёплые страны, чтобы пережить холодную осень и зиму. Осень – прекрасная пора! Она дарит нам незабываемые краски. Несмотря на свою серость и сырость, в ней есть своё великолепие».
Ткач Александра.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 3.
«Осень пришла. Стали дни короче. Листья на деревьях пожелтели, покраснели и потихоньку начали опадать на землю. Подул холодный ветер. Птицы засобирались в тёплые края.
«Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льётся, лужи у крыльца»
Мне не очень нравится осень. Потому что на улице очень сыро и грязно, везде лужи. Теперь уже не побегаешь на улице как летом.
«Что рано в гости, осень к нам пришла?
Ещё просит сердце света и тепла!»
Осенью мы собираем урожай овощей на огородах и на дачах, чтобы зимой кушать варенья и соленья и вспоминать о лете».
Роганская Арина
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 4.
«Пришла золотая осень. Листья на деревьях пожелтели, начался листопад. Листва покрыла всю землю золотым и шуршащим ковром. День стал короче, чем летом. Голубое небо покрылось серыми тучами. Перелётные птицы улетают на юг. Началась уборка урожая на полях. Настроение у людей хмурое. Так как стало холодно. Но, несмотря на это осень – красивое время года».
Кравцов Владимир.
ГУСОШ № 28, 3»Б» класс.
Сочинение № 5.
«Наступила осень. В первый день осени все школьники пошли учиться в школы. Дни становятся всё короче и короче. Пожелтели листья на деревьях и кустарниках, пожухла трава в городе и на полях. С каждым порывом ветра листья, кружась, падают на землю всё больше и больше. Птицы скоро улетят на юг. Синички и воробьи утепляют свои гнезда. На небе ещё светит тёплое солнышко. Но уже тучи стали заволакивать небо. Началась пора холодных и проливных дождей. А после дождя стоят большие лужи, по которым можно пускать кораблики из бумаги и из листьев. А из опавших листьев можно построить кучи и прыгать в них с горки. А всё-таки мне нравится золотистая и холодная осень».
Футорной Артём.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 6.
«Всё чаще хмурится небо. День становится короче, о ночи длиннее. Прошёл первый месяц осени. Высоко на деревьях начинают желтеть, краснеть, буреть листья. Исчезли птицы: грачи и стрижи. Воздух пустеет, холодеет вода. И вдруг устанавливаются тёплые и ясные дни. В воздухе летит серебряная паутинка. Настаёт время, которое называется «бабье лето». Все люди радуются последним тёплым денькам. Впереди нас ждёт холодная зима. Ведь у каждого времени года своё расписание».
Грошев Никита.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинения о Родине.
На уроках познания мира и литературного чтения ведётся предварительная подготовка к написанию такого вида сочинений. Дети на уроках рассматривают иллюстрации в книгах, фотографии из буклетов о родном городе, о республике. Проводится конкурс чтецов среди учащихся класса к государственным праздникам: 25 октября – День Республики Казахстан, 16 декабря – День Независимости Республики Казахстан. Ребята обсуждают предлагаемые им темы сочинений. В данном пособии представлены наиболее удачные сочинения учащихся 3 «Б» класса на заданную тему.
Тема № 3.
«Моя Родина – Республика Казахстан».
Сочинение № 1.
«Я родилась и выросла в Казахстане, в городе Павлодаре. Казахстан – это многонациональное государство. В нём живут в дружбе и согласии люди разных национальностей: казахи. русские, чеченцы, украинцы, белорусы. Немцы, татары и другие. Руководит нашим государством Президент – Нурсултан Абишевич Назарбаев. Столица нашего государства – это город Астана. Казахстанская земля очень обширная и просторная. Природа Казахстана разнообразна и красива. Земные недра богаты полезными ископаемыми. Я живу на берегу великой реки Иртыш».
Гончарук Мария.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 2.
«Меня зовут Хорсов Егор. Я недавно приехал в Казахстан из России, из города Орска. Сейчас живу с папой и мамой в Павлодаре.
Казахстан занимает большую территорию на нашем материке. Столица Казахстана – город Астана. А самой первой столицей был город Оренбург.
В Казахстане в основном степная природа, но есть также высокие горы, большие реки и озёра. Одна из самых больших рек протекает через наш город Павлодар. Она называется Иртыш.
В Казахстане проживают люди разных национальностей и религий.
Самое красивое место, которое я видел - это побережье реки Иртыш в городе Павлодаре».
Хорсов Егор.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 3.
«Моя Родина – Казахстан. Она очень большая и красивая. На территории Казахстана расположились обширные степи, поля, высокие горы. Бурные реки и красивые озёра. В его недрах много угля, нефти, газа, золота, руд и других полезных ископаемых. Казахстан – очень большая страна, в которой живут представители разных народов. Они живут дружно и в согласии. Мне очень нравятся праздники на площади нашего города, когда исполняются песни и танцы разных народов. Я горжусь тем, что живу в Казахстане. Когда я вырасту, то буду делать всё, чтобы наша Родина стала ещё лучше и краше».
Роганская Арина.
ГУСОШ № 28, 3«Б» класс.
Сочинение № 5.
«Моя Родина – Казахстан. Разнообразна и красива природа Казахстана: бескрайние степи, высокие горы, голубые озёра, сосновые леса. Самое большое море в Казахстане – это Каспийское море. Самые высокие горы – это горы Алатау. В степях пасутся стада коней, коров и овец. Много и других животных: волки, лисы, архары, беркуты. Много красивых городов: Шымкент, Алматы, Караганда, Павлодар, Кустанай. Гордость всех казахстанцев – столица Астана».
Токпанов Бауыржан.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 6.
«Я живу в Казахстане. Это моя Родина. Надо мной мирное небо. Я учусь в школе, занимаюсь спортом. На нашей земле дружно живут люди более 130 национальностей: это казахи, русские, украинцы, татары, болгары и другие. Наша родная земля богата полезными ископаемыми. У нас красивая природа. Столица Казахстана - город Астана. Наш президент – Назарбаев Нурсултан Абишевич».
Сюпов Сергей.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение – описание.
Описание – это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос: какой?. Для текста описания нужны имена прилагательные, так как текст отвечает на вопросы: какой?, каков? Описанию помогают сравнения с чем-либо, для чего используются слова: как будто, как, словно, похож на
В описании нет движения. Признаки описания неизменны и постоянны.
Описание даётся для того, чтобы читатель (слушатель) видел предмет описания, представил его.
Характер описания взволнованный. Изображение – красочное.
Описание – это текст, который указывает признаки объекта речи (размер, форму, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид).
В описании должны быть представлены основные для данного случая признаки.
Схема построения описания.
1. Представление объекта речи.
2. Наиболее характерные признаки объекта речи.
3. Оценка объекта речи.
4. Заключение и вывод.
Проба пера (предлагаемые темы сочинений в классе).
1. Мой щенок (котёнок, попугай, черепаха, хомячок).
2. Моя любимая игрушка.
3. Моё любимое растение.
4. Моё любимое блюдо.
На уроках познания мира изучался большой раздел «Водная оболочка Земли». При изучении данной темы ребята знакомились со структурой реки, использованием её вод. Изучение материала проводилось на знакомстве с родным краем: с рекой, которая протекает по территории родного города. Сначала при составлении устного рассказа использовался личный опыт учащихся, рассматривание иллюстраций и фотографий реки Иртыш, а затем составлялись и записывались опорные слова, которые можно было использовать ребятам при записи своего сочинения.
Тема № 4.
«Река Иртыш».
Сочинение № 1.
«Иртыш – самая большая река в Казахстане. Истоки её расположены в Китае. Уровень воды в реке Иртыш высокий. В нашу реку впадают другие реки. Берега Иртыша высокие, крутые и обрывистые. На Иртыше плавают лодки, катера и теплоходы. Иртыш богат рыбой. В нём водятся щука, окунь, карась, сазан и другие, крупные и мелкие рыбы. Иртыш имеет большое хозяйственное значение. В жизни Республики Казахстан. Люди должны беречь и охранять природу и воды реки Иртыш».
Тукушев Айдын.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 2.
«Наша река Иртыш очень красивая. Голубая вода даёт жизнь растениям, лугам и полям. Деревья растут возле реки и украшают природу. Летом по реке плывёт теплоход, на котором можно покататься и отдохнуть. А жаркий день все люди купаются и загорают на берегах реки Иртыш».
Матвиенко Анна.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 3.
«У нас в Павлодаре есть река Иртыш. Она протекает по территории трёх государств: в Китае, в Казахстане и в России она впадает в реку Обь. Наша река судоходная. По Иртышу плавают теплоходы, скутеры, лодки. А ещё есть водный канал «Иртыш – Караганда». От нашей реки большая польза. В Иртыше можно ловить рыбу, купаться и ещё – река Иртыш – источник питьевой воды. Иртыш красив в любое время года».
Футорной Артём.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 4.
«Река Иртыш – одна из самых больших рек Казахстана. Иртыш могуч и красив. В реке водятся различные рыбы. Река судоходна. По ней баржи перевозят тяжёлые грузы. Вода реки Иртыш используется людьми для питья, полива полей и орошения земли.
В пойме реки Иртыш сочные травы и деревья. Иртыш красив летом на закате. Вода прозрачная и искриться в лучах заката. Зимой Иртыш замерзает. Рыбаки выходят на лёд, чтобы ловить рыбу».
Гончарук Мария.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 5.
«Наш город Павлодар стоит на реке Иртыш. Это большая и красивая река. Она очень длинная. Течёт не только в Казахстане, но и в России. А когда Иртыш разливается, то и берегов не видно. В ней водится много рыбы: щука, стерлядь, судак, налим, язь, окунь и другие. А ещё Иртыш – это широкая и удобная дорога. По ней плывут пароходы и баржи, которые перевозят пассажиров и грузы. Люди любят приходить на Иртыш. Они купаются, рыбачат, любуются природой».
Сытник Александр.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
При работе над сочинением - описанием в данном классе наиболее удачно эта тема рассматривалась при работе над сочинением о моём домашнем животном. Эта тема, которую дети любят, так как она им близка и понятна. Наиболее удачные сочинения представлены в данной работе.
Тема № 5.
«Мой домашний питомец».
Сочинение № 1.
«Дома у меня живёт попугай. Его зовут Кеша. У него красивое оперенье. Когда мы включаем музыку, он начинает издавать звуки, свистеть и петь под неё. В клетке у него есть качелька. Когда Кеша раскачивает качельку. Он начинает злиться на то, что качеля бьёт его. Утром он всегда будит меня очень рано, даже в выходные дни, не даёт мне поспать. Ещё он любит купаться в воде и любит кушать солёное печенье. Вот такой у меня весёлый попугай».
Дрешер Анастасия.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 2.
«Кошки бывают разными. А вот наша кошка очень смешная. Сейчас я вам расскажу о нашей Лизе. Как и все кошки, она очень любопытная. Когда мама приходит с работы, Лиза заглядывает в пакеты и проверяет. Что там лежит. Если её кто-нибудь несправедливо обидит, то она встречает папу с порога и жалобно мяукает – «жалуется». Самое любимое место в доме – открытая форточка. Но когда мы перед Новым годом ставим ёлку, то потом наша Лиза любит сидеть под ёлкой. И мы называем её наша Снегурочка. Дома всегда сухо, но почему-то Лиза считает, идёт дождь и всегда прячется под зонтиком, который мама сушит после дождя.
Как и всех кошек, Лизу можно назвать доктором. Она чувствует, что болит у меня, мамы или папы, и ложится на больное место.
Лиза не маленькая кошка, но она любит играть, как котёнок. Я нажимаю на кнопку на игрушке «лазер», а она бегает за лучом и думает, что это мышка. Но однажды она поймала настоящую мышь и играла с ней, как с игрушкой».
Матвиенко Анна.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 3.
«Моя собака. У моего дедушки в деревне есть собака. Её зовут Рыжик. Рыжиком её назвали, потому что это маленькая рыженькая дворняжка. Она живёт в конуре. Мы её считаем членом семьи. Она надёжный друг и сторож. Когда кто-нибудь чужой подходит к воротам, Рыжик начинает громко гавкать и не успокоится. Пока люди не уйдут. А когда я приезжаю в деревню, Рыжик радуется, виляет хвостом и облизывает меня от радости. Я люблю свою собаку».
Токпанов Бауыржан.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 4.
«Я хочу рассказать про попугайчика, который живёт у моей сестры Тани. Его зовут Кирюша. Он очень красивый. Весь жёлтенький, грудка – зелёненькая, лапки – розовые, с цепкими коготками. Глазки – круглые и чёрные. А клюв – маленький и не острый. На голове и спинке – тёмные «волны». Из-за этих «волн», таких попугайчиков называют волнистыми. Таня кормит его зёрнышками, семечками. Любит Кирюша поклевать морковку и яблоко. Клетка у него всегда открыта. Он свободно летает по квартире и любит садиться всем на голову. Если показать Кире язык, он будет его щекотать. Я очень люблю играть с Кирюшей!».
Сытник Александр.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Сочинение № 5.
«У меня дома живёт замечательная кошечка. Её зовут Боня. В нашем доме она появилась пять лет назад. Мы взяли Боню взрослой кошкой. Она персидской породы. У неё густая, пушистая шерсть кремового цвета. На большой голове расположены большие глаза оранжевого цвета. Движения Бони грациозны.
Когда она впервые появилась в нашем доме, то вела себя агрессивно. Она скучала по своим прежним хозяевам. Но со временем, чувствуя заботу о ней, она привыкла и стала моим лучшим другом. Боня часто находится в моей комнате и спит около меня.
Недавно она принесла в наш дом радость. У неё родились котята. Котята похожи на папу и маму. Сейчас они похожи на маленькие пушистые комочки. Боня заботливая мама. Она кормит их, моет, согревает.
Я очень люблю свою кошку. Боня самая лучшая и добрая кошка!».
Гончарук Мария.
ГУСОШ № 28, 3 «Б» класс.
Таким образом, сочинение в начальной школе – это творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции, плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии – весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.
В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причём письмо грамотное, осознаётся школьником не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.
Школьники любят писать сочинения. Любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нём можно проявлять себя.
Особенно взросло серьёзное внимание к написанию сочинений в последние годы в связи с введением новых программ, ориентированных на развитие речи учащихся, на общее умственное и творческое развитие школьников.
Список литературы.
1. Львов М. Р. /Работа над сочинением в начальных классах. М., 1971 г./
2. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. /Практическое пособие по развитию речи. – К.: ГИППВ, 1999 г./
3. Кувашова Н. Г. /Сочинения для учащихся. – Волгоград: Учитель, 2003 г./
4. Титова Н. Ф. /Культура речи в начальном обучении. М., 1990 год/
13PAGE 15
13PAGE 141615
15