Программа логопедического кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи» на 2016-2017 учебный год (программа рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте 7-10 лет)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокрымский Учебно-Воспитательный комплекс
№3 «Школа-лицей»»
Кировского района Республики Крым
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________/______________/
Ведутова Л.А.
«__»____________20___г. «Утверждаю»
Директор
_____________/______________/
Мамонтова Н.С.
«__»____________20___г.
Программа логопедического кружка
«Коррекция нарушений устной и письменной речи»
на 2016-2017 учебный год
(программа рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте 7-10 лет)
Составитель программы:
Учитель-логопед: Джумадинова И.В.
Для усвоения программы применяются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, логопедические распевки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Базовые ожидаемые результаты
Формирование универсальных учебных действий:
Овладение операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, сериация);
2. Выполнение инструкций взрослого, действия по образцу, коррекция деятельности на основе инструкции, контроль результата деятельности;
3.Умение внимательно слушать текст, рассматривать иллюстрации в книге, выделять элементы, самостоятельно пользоваться книгой;
4.Восприятие, понимание, ответ на вопрос, умение задавать вопросы;
5.Обсуждение доступной темы.
Формирование сенсорного опыта и представление о форме:
Ориентация в пространстве.
Узнавание, называние, сравнение геометрических фигур.
Представления об окружающем мире
Знание и использование в практической деятельности знаний о
Предметах быта;
Животных (насекомых, птиц, зверей).
Транспорта.
Подготовка к обучению грамоте и развитие речи
Умение слышать, произносить, различать звуки на основе сформированного эталонного произношения и представлений о конкретных качествах звука;
Сопоставление звука и его изображения в виде печатных букв, узнавание знакомых очертаний букв;
Различение и выделение звуков на фоне слова;
Умение делить слово на части;
Умение называть героев текста определять последовательность событий, восстанавливать цепь событий, понимать мотивы поступков героев, пересказывать.
Учебная программа включает пять разделов:
подготовительный;
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
восполнение пробелов лексико-грамматического развития;
восполнение пробелов в формировании связной речи;
развитие индивидуальных качеств учащихся.
Программа логопедического кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи» определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей школьного возраста в форме совместной деятельности ребёнка и взрослого и самостоятельной деятельности детей. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, коррекцию недостатков физического и психического развития школьников.Основная цель:
- провести коррекционное обучение с учащимися
- не допустить перехода нарушений письменной речи, осложняющих учебно – познавательную деятельность данных учащихся, на последующие этапы обучения;
Основная задача:
обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
Развитие, уточнение основных движений органов речи у детей (язык, челюсти, губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики.
Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).
Развитие у детей мелкой пальцевой моторики.
Область применения программы:
в общеобразовательных учреждениях - начальные классы
Форма организации – кружок.
Срок ее реализации: 1 год обучения.
Программа рассчитана на 68 занятий (2 занятия в неделю) - совместной деятельности ребёнка и учителя-логопеда;
Содержание программы интегрирует следующие направления, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.
Основные цели познавательно-речевого развития: формирование познавательных интересов, расширение кругозора, сенсорных эталонов, развитие устной речи, подготовка к освоению письменной речи, развитие внимания, памяти, мышления.
Основные цели социально-личностного развития: формирование мотивации учения, способности произвольного регулирования деятельности, содействие становлению ценностных ориентации.
Основные цели художественно-эстетического развития: способствование художественно-эстетическому развитию детей путём обогащения сенсорного и чувственного опыта ребёнка и удовлетворения потребности в творческом самовыражении.
Каждая тема включает совокупность перечисленных направлений развития ребёнка, предоставляя возможность для выбора деятельности, поддержки детской инициативы, формирования потребности в совместной деятельности.
Формы проведения занятий и методы:
фронтальные и подгрупповые;
рассматривание разнообразных игрушек;
составление описательные рассказов, сказочные путешествия;
дидактические подвижные игры на звукоподражание;
драматизация сказок и произведений;
заучивание считалок, загадок и стихов;
использование мультимедиа и т.п.
Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
По плану-66 часов ( 2 раза в неделю)
№ п/пТема занятия Количество часов Звуковой анализ Словарь Грамматический строй Дата
1-2 Звук и буква А2 Выделение звука из слова «Фрукты» Предлоги на, в, под 3-4 Звук и буква О2 Выделение звука из слова «Овощи» Предлоги на, в, под 5-6 Звук и буква У 2 Выделение звука из слова «Птицы» Предлоги по, за, на.
Наречия высоко, низко, вверху 7 Звуки и буквы А, О,У. 1 Первый звук в слове «Фрукты» — «овощи» Согласование прилагательных с существительными в роде 8 Звук и буква Ы1 Последний звук в слове «Деревья» Именительный падеж, множественное число существительных 9 Звуки буква Э1 Первый звук в слове «Птицы» Согласование прилагательных с существительными в роде 10-11 Звук и буква М 2 Начало, середина, конец слова «Цветы» Согласование прилагательных с существительными в роде 12-13 Звуки буква Л 2 Начало, середина, конец слова «Огород» Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде 14-15 Звук и буква Р2 Начало, середина, конец слова «Фрукты — овощи» Согласование прилагательных с существительными в роде 16 Звуки буква Н 1 Начало, середина, конец слова «Зоопарк» предлоги на, в, под 17 Сонорные звуки М,Н,Л,Р 1 Первый и последний звук в слове «Лес» предлоги за, между, перед 18 Звук и буква И1 Звуковой анализ слов типа кит «Инструменты» Именительный падеж, множественное число существи-тельных19-20 Буква Я 2 Звуковой анализ слов типа яма «Мебель» Именительный падеж, множественное число существительных 21-22 Буква Ю2 Звуковой анализ слов типа юла «Игрушки» Предлоги над, под; из-под 23-24 Буква Е2 Звуковой анализ слов типа ежи «Животные» Согласование глаголов : прошедшего времени с существительными в роде 25-26 Буква Ё2 Звуковой анализ слов типа ерш «Рыбы» Предлоги над, под, из-под 27 Буква Ь (смягчитель) 1 Звуковой анализ слов типа конь «Домашние животные». Согласование прилагательных с существительными в роде 28-29 Звуки
М—М' 2 Звуковой
анализ слов
типа мак,
мил «Цветы» Согласование прилагательных ссуществительными в роде 30-31 Звуки
Л—Л' 2 Звуковой
анализ слов
типа лук,
лис «Овощи» Согласование глаголов
прошедшего
времени ссуществительными в роде 32 Звуки Н—Н' 1 Звуковой анализ слов
типа Нина «Имена людей» Уменьшительно-ласкательные
суффиксы 33-34
Звуки
Р—Р' 2
звуковой анализ слов
типа рак,
рис «Животные
водоемов» Предлоги над, под,
из-под 35 Звук и
буква П1 Звуковой
анализ слов -
типа плащ «Одеж-
да» Предлоги в,
на, с, из 36 Звук и
буква Б1 «Обувь» Антонимичные приставки 37-38 Звуки и буквы П—Б 2 Звуковой анализ слов типа шапка «Головные уборы» Антонимичные приставки 39 Звуки буквТ1 Звуковой анализ слов типа плот «Транспорт» Приставки на согласную. Ъ после приставок 40 Звук и буква Д1 Звуковой анализ слов типа диск «Спор- тивные вещи» Наречия пространственного значения 41-42 Звуки и буквы -
Т-Д 2 Звуковой анализ слов типа труба «Музыкальные инструменты» Наречия качественного значения {тихо> громко и т. д.)43 Звуки буква К1 Звуковой анализ слов типа карп «Рыбы» Приставки и предлоги' пространственного значения 44 Звук и буква Г 1 Звуковой анализ слов типа тигр «Зоопарк» Согласование прилага-тельных с существительными в роде 45-46 Звуки и буквы
К-Г2 Звуковой анализ слов типа сокол «Птицы» Приставки и предлоги пространственного значения 47-48 Звук и
буква Ф 2 Звуковой
анализ слов
типа филин «Птицы» Приставки и предлоги
пространственного
значения 49-50 Звук и
буква В2 Звуковой
анализ слов
типа ворона «Птицы» Приставки и предлоги
пространственного
значения 51-52 Звуки и
буквы
Ф—В 2 Звуковой
анализ слов
типа воробей «Птицы» Приставки и предлоги
пространственного
значения 53-54 Звук и
буква С2 Звуковой
анализ слов
типа сахар «Еда» Согласование прила- гательных с существи-
тельными в роде 55-56 Звук и
буква 3 2 Звуковой
анализ слов
типа мозаика «Игруш-
ки» Согласование глаголов
Прошедшего времени ссуществительными вроде57-58-59 Звуки и
буквы
С—3 3 Звуковой
Анализ слов
типа зонтик «Пред-
меты
личного
пользо-
вания» Согласование глаголов
Прошедшего времени ссуществительными вроде60-61 Звуки
буква Ш2 Звуковой
анализ слов
типа кувшин «Посуда» Согласование прила-
гательных с существи-
тельными в роде 62-63 Звук и
буква Ж2 Звуковой
Анализ слов
жасмин «Лекар-
ствен-
ные рас-
тения» Согласование прила-
гательных с существи-
тельными в роде 64 'Звуки и
буквы-
Ш-Ж 1
Звуковой
анализ слов
типа шишки
«Плоды
и семена» Согласование прила-
гательных с существи-
тельными в роде 65-66 Звук и
буква X 2 Звуковой
анализ слов
типа халва « Еда »
Согласование глаголов
прошедшего
времени с существи-
тельньши вроде ЛИТЕРАТУРА
Ефименкова Л.И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
Ефименкова М.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М, 1991.
Иваненко СФ. Формирование восприятия речи у детей при тяжелых нарушениях произношения. М., 1984.
Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 1999.
Козырева Л. М. Знакомимся с гласными звуками . Ярославль, 2006.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками К, К',Г, Г '. Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками Л, Л ', Р,Р' Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками П,П ',Б,Б'. Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками С ,С',3, 3'. Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие и самые звонкие. Ярославль,1999.
Козырева Л. М. Как научиться читать, Ярославль, 2006.
Козырева Л. М. Как образуются слова, Ярославль, 2006. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. (Читай четко, громко, выразительно). М., Издат-школа, 2000.
Козырева Л, М. Логопедическая программа коррекции звуковой стороны речи для детей с задержкой психического развития. 2—3 классы. Смоленск. 2003.
Ушаков Н. Н. и др. Путешествие по стране слов. М , 1992.
Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985.
Язовицкий Е. Б. Говорите правильно. М., 1969.
Якубовская Э. Д. и др. Дидактические игры. М., 1991.
Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984