Методические рекомендации к работе над формированием грамотного письма младших школьников.
Методические рекомендации к работе над формированием грамотного письма у
младших школьников.
Работая над формированием грамотного письма у учащихся, я ставлю перед собой следующие задачи:
1.Научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, различать гласные и согласные звуки.
2. Дети должны видеть и узнавать орфограммы.
3.Научить детей самоконтролю, т.е.ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверке своей работы.
Умение обнаружить орфограмму связано с понятием орфографическая зоркость. Только проведение целенаправленной, систематической работы может дать положительный результат.
Можно использовать методические приемы, позволяющие развивать у учащихся навыки грамотного письма, не допускать ошибок или быстро их находить и исправлять.
Для отработки отдельных действий по правописанию безударных гласных можно использовать прием простукивания: ударный слог отстукивается сильным ударом, безударный слабым. Перед диктантом, изложением, сочинением следует выписать все трудные слова и включить их в работу на уроке. Это может быть словарная, творческая работа. Дети читают эти слова хором и индивидуально, запоминают или обьясняют их написание, составляют с ними предложения. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях и сочинениях. Использование разных видов диктантов тоже развивает орфографическую зоркость у детей. Диктант ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ. Дети пишут предложение под диктовку. Слова, в которых появляются сомнения, пропускают или указывают количество вопросов в скобках. Учитель напоминает правило, задает наводящий вопрос или обьясняет ученику.(Мы все х_тим п_бывать на луне-2 вопроса).
Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой либо орфограммой. Диктант Кто больше запомнит. Достоинства этого вида:
1.Повышает орфографическую грамотность.
2.Совершенствуется речевая память.
3.Повышается интерес детей.
4.Увеличивается скорость письма.
Учитель произносит один раз цепочку ,например из трех слов и больше не повторяет. Делает паузу. Читает новую цепочку из трех слов и опять делает паузу(чтобы дети успели записать эти слова).Так несколько раз. После написания учащиеся подсчитывают друг у друга количество слов. За правильно записанное слово начисляется по 1 очку, за пропущенное слово или ошибку начисляется штраф- 1 очко. Побеждает тот, кто наберет большее количество очков. Затем учитель демонстрирует написание этих слов. Следует учесть: самыми легкими для запоминания являются серии слов, принадлежащие одной части речи. Наиболее трудными ,а значит, наиболее эффективными являются слова разной части речи или тематических групп(воробей, решать, волнистый).
Можно использовать прием написания орфограмм зеленой пастой или прием разновысотных букв(учЕник, вЕселый).
Интересна и результативна работа в паре, взаимопроверка тетрадей, обозначение количества ошибок на полях в тетрадях. Очень результативна работа с телетайпной лентой. Диктуется предложение ,чертится схема на доске, орфограммы обозначаются условно. Например: С белой ромашки перелетают пчелки на душистую кашку. Чертится схема.
С____ ___ой о___и пере____ е____ на___ ши____ _____.
Дети думают, потом пишут и ищут орфограммы, их комментируют. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных заданий, при чтении, письме, если это осложнено соответствующими заданиями. Очень важно научить детей работать с толковым словарем, так как большой словарный запас помогает подбирать без труда проверочные слова.
Все вышеуказанные методические приемы и виды работ позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа и самоконтроль.