Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной устной и письменной речи на уроках русского языка в коррекционной школе
Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной устной и письменной речи на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида
В современном цивилизованном обществе связная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется и в государственной деятельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и в культуре, наконец, личной жизни человека.
Одной из наиболее эффективных форм работы на уроках русского языка в коррекционной школе, направленная на развитие связной устной и письменной речи, является проектная деятельность.
Предлагаю наиболее интересные проекты:
1. Проект « Загадки».
Школьники очень любят всё новое и необычное. Поэтому, необходим творческий подход в обучении связной речи. Очень увлекает детей проектный процесс на уроках русского языка и литературного чтения. Совместно с учащимися 5-9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида выбирается тема, над которой будет работать класс. Например, была выбрана тема « Загадки». Это значит; что всю неделю загадка будет проходить через все предметные области: математику, русский язык, естествознание. ОБЖ, труд, музыку, ИЗО, литературное чтение. В конце недели заканчивается тема коллективным проектом «Поэтический мир загадки ». Школьники 5-9 класса с удовольствием отгадывают загадки на разные темы, держат в руках различные сборники загадок, узнают сведения о собирателях загадок, рассуждают на тему «Когда и зачем появились загадки?». На заключительном уроке предлагается учащимся самим стать авторами загадок. На этом этапе учитель должен рассказать о типах загадок: описание, иносказание, вопрос. Это легко запоминается, так как, выделяя существенные признаки загадки, на эти приёмы обращается внимание ребят.
Вспомнив загадки, прозвучавшие на уроках математики, русского языка. дети сами определяют, что больше всего загадок-описаний, и приводят много примеров из принесенных на урок сборников.
Снова учитель обращает учитель внимание учащихся на язык загадок. Дети уже знают приемы противопоставления, сравнения, метафоры и находят их в текстах загадок:
«Хорошо видит, а слепой» (противопоставление ):
«Умный горшочек, в котором есть семь дырочек», «Скок да скок за решеткой зверек» (метафора):
«На земной ножке вырос шарик у дорожки» (сравнение).
Ребята делают вывод: чтобы сочинять загадки, надо использовать эти приемы. В доказательство этого обращается внимание учащихся на то, что многие современные поэты тоже сочиняют загадки в стихах. Этот жанр привлекает их возможностью заинтересовать юного читателя, заставить его поломать голову, по- новому воспринять окружающий мир. Затем предлагается выбрать в классе предмет и попробовать вместе сочинить о нем загадки. Например, выбрали глобус. На этом этапе дети сравнивают глобус и называют его сходства с яблоком, шаром, мячом, арбузом, с цаплей, с расшалившимся мальчиком, который вращался на одной ноге. Так же дети используют свои знания о модели Земного шара и излагают мысль о путешествие через горы, реки, города, страны, пустыни и океаны. Итак, используя все сравнительные признаки и приёмы, учащиеся по группам сочиняют загадки о глобусе. Это задание вызывает живой интерес и дух соперничества. Большой интерес у детей специальной (коррекционной ) школы вызывает конкурс загадок . Например , о зиме. Учащимся предложено понаблюдать за зимней природой. Видимо, эстетические чувства в ходе наблюдений за природой и последующий анализ пейзажной лирики побуждают ребят к собственному литературному творчеству. Оценивать это творчество должны сами ребята. Возможно, все сочиненные ребятами загадки они объединят в « Сборник детских загадок». Содержание такого сборника можно пополнять из класса в класс. В ходе осуществления проекта у учащихся вырабатывается положительный мотив к занятиям словесного творчества, овладению приёмами художественной речи. Использование проектной деятельности ведет не только к развитию творческих умений, но и к развитию связной речи. А так же, нельзя забывать и о том, что учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида начинают верить в свои возможности и это вызывает интерес к освоению знаниями в школе.
2 . Проект « Кинематограф».
Работа над этим проектом была выбрана не случайно…Современные дети крепко связаны с телевидением. Без него они не могут прожить и дня. Зная это, учитель предлагает самим создать фильм. Этапы работы:
1 этап- учитель рассказывает, что такое кинематограф ( «немое кино»).
Для того, чтобы было понятно учащимся, учитель демонстрирует готовый склеенный короткий фильм из рисунков, расположенных в последовательном порядке и возле каждого рисунка сделана запись диалога героев этой ленты.
Такой фильм вызывает интерес детей не только к содержанию, но и побуждает сделать самим такую же ленту.
2 этап- придумывание тематики и названия фильма.
Учащиеся 5-9 класса специальной (коррекционной) школы имеют уже достаточный опыт и могут вспомнить различные истории, смешные случаи, которые произошли с ними или с друзьями или даже с посторонними людьми. Для работы в классе можно приготовить фотокопии рисунков, можно увеличить их до необходимых размеров. 3 этап-придумывание и запись диалога героев рисунков.
Этот этап самый сложный и ответственный. Учитель напоминает детям, что у них должен получиться связанный рассказ, состоящий из завязки, кульминации и развязки. Роль учителя в этом виде деятельности- направляющая, т.к. учащиеся еще не достаточно хорошо умеют раскрывать тему и могут перейти совсем к другой теме.
4 этап- чтение составленных диалогов. Учитель помогает правильно составить диалог. 5 этап- склеивание рисунков в одну киноленту. Вот так получился короткий фильм. Составление фильма – плодотворная работа мыслительная, творческая, к тому же она направлена на развитие связной речи. Этот процесс был интересен детям, а значит, он был и результативен.
3 . Проект « Времена года»
В программе по русскому языку в специальной коррекционной школе VIII вида указывается, что « с целью развития у учащихся умения наблюдать и подмечать существенное в жизни общества и природы, обогащать речь учащихся новыми словами, развивать речь и мышление, учитель проводит прогулки и экскурсии, организует наблюдения за природой ( птицами и животными, деревьями, погодой), за трудовым процессом людей».Проводить прогулки и наблюдения по привычной схеме - это устаревшие формы работы. Современная школа должна воспитывать деятельных граждан, которые должны творчески мыслить и уметь показывать результаты своего труда.
На основе этого возникла идея проекта « времена года».
Цель этого проекта - создание детьми творческих сочинений, рассказов, заметок. По условию проекта сочетаются умения в написании сочинений, изложений, умения в рисовании, умение применять знания по природоведению и свои собственные высказывания и народные приметы, фольклор и др.
В чем же суть этого проекта?
Начиная с 5 класса, учащиеся заводят общую тетрадь, которая разделена на 4 времени года: осень, зима, весна, лето.
В каждом разделе есть подразделы:
1.Наблюдения за природой: птицами, деревьями, погодой.
2.Народные приметы, пословицы и поговорки.
3.Трудовая деятельность людей.
4. Сочиненные рассказы о временах года, стихи, загадки.
Эту тетрадь учащиеся ведут до конца 9 класса. Учащиеся 5-9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида делают записи в тетрадях, находят материал, занимаясь исследовательской деятельностью, обогащают свою речь новыми словами. Большое место в этой работе отводится народным приметам, пословицам и поговоркам. Записывая народные приметы, пословицы и поговорки, детям приходится задумываться над значением каждой пословицы и поговорки, что оказывает положительное влияние на связную речь школьника. Основная и главная работа в этом проекте отводится письменным рассказам, сочинениям детей, которые учитель проводит по методике данного вида.
Чтобы учащиеся смогли сделать эти работы в тетради, учитель направляет их деятельность: организует прогулки, экскурсии в природу, рекомендует работу в библиотеке. Значительная роль в проекте отводится личному опыту детей, их наблюдательности, любознательности и творчеству.
4. Проект « Письма».
Обучению учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида написанию деловых бумаг уделяется особое внимание. С одной стороны учащиеся упражняются в составлении связных текстов, отрабатывают навыки правильного письма, а с другой стороны – эта работа готовит детей к самостоятельной интеграции в обществе. Работа над этим проектом затрагивает разные стороны знаний : история почтовой службы, правильность написания адреса на конверте и наконец, сам текст письма со всеми его правилами написания. 1 –й этап. Сообщение темы проекта. Рассказ о почтовой службе, о правилах подписания конвертов, о культуре составления писем. 2-й этап. Методика написания письма. Здесь учитель акцентирует внимание детей на порядок составления писем, выделяя части:
1.Вступление.
Обращение. Сведения о себе.
2. Основная часть. ( Повествовательная).
3. Заключение.
Вопросы к адресату, свои суждения и размышления. Прощание.
Число и подпись.
Учитель рассказывает, какую важную роль в жизни людей играют письма. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают друг другу новости, делятся впечатлениями. Письма могут быть коротенькими, в несколько строк, и длинными. В любом случае письмо- это текст, который нужно составить грамотно и без орфографических ошибок. После этого учащиеся начинают свою работу по составлению писем. Учащиеся получили задание написать письмо учителю о своём отношении к школе, товарищам, словом, о своих проблемах и пожеланиях. Свои письма учащиеся должны опустить в почтовый ящик.
Такая работа очень увлекает детей. Хотя в настоящее время роль письма неактуальна, из-за новых компьютерных и сотовых коммуникаций, но какая это эффективная работа в развитии связной речи и интеграции в обществе детей. Такой вид работы актуален в современной коррекционной школе. Наряду с языковыми вопросами решается ещё и нравственная проблема, которая так остро стоит в настоящее время. Таким образом, рассмотренные виды проектов, используемые на уроках русского языка в коррекционных школах VIII вида, способствуют развитию связной устной и письменной речи учащихся, позволяют им поверить в свои силы, развивают интерес к обучению в школе, прививают нравственные качества, способствуют социализации в обществе.