Методическая разработка на тему «Работа над звукообразованием на трёхструнной домре в период начального этапа обучения»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «Работа над звукообразованием на трёхструнной домре в период начального этапа обучения»
Подготовила педагог дополнительного образования С.И. Черных
г. Крымск 2017 г.
В процессе работы над звуком на домре исполнитель сталкивается с рядом трудностей, определяющих его уровень профессионализма. Во-первых, развитие культуры звука. Во-вторых, повышение уровня исполнительского мастерства. В-третьих, развитие слухового аппарата, основанного на специфике разных его сторон. Последнее основано на представлении исполнителя о музыкальном звуке как о части целого звукового мира музыки, заданного такими важными параметрами как знание эстетики музыкального произведения, его характер, стиль, жанр и комплекс средств музыкальной выразительности. Уровень соотношения части и целого музыкального произведения связано с понятием музыкальной грамотности исполнителя, его кругозором, способности мыслить художественными образами, а также проявлять артистизм. Несомненно, самой главной задачей для исполнителя является стремление к обретению индивидуальной манеры исполнения. Собственный исполнительский стиль возможно развить лишь при гармоничном сочетании всех компонентов: слуха, техники, культуры, кругозора. Данная тема освещалась такими выдающимися исполнителями и преподавателями-домристами, как З.И. Ставицкий, А.Я. Александров, Е.Климов, В.Б. Попонов, Н. Свиридов, В.С. Чунин, А.А. Цыганков и другие.
Звукообразование (его техническая и художественная стороны) определяет уровень профессионализма исполнителя и характеризует его стиль, манеру, технику игры на инструменте.
Посадка и постановка рук имеет огромное значение, от этого фактора во многом зависит творческое становление музыканта, перспектива его развития, реализация творческих планов. В процессе работы над звуком необходимо постоянно воспитывать вместе с культурой звука и культуру движений – свободных, экономных.
Всем известно, что огромное значение в работе над звуком, над его качеством имеет постановка правой руки. Основные моменты, связанные с постановкой рук домристов, имеют очень важное значение, и потому необходим постоянный контроль со стороны педагога и повседневный самоконтроль. Довольно часто мы сталкиваемся с исполнителями домристами в детской музыкальной школе, музыкальном училище и даже в вузах с плохой постановкой правой руки, общей зажатостью, что безусловно отражается прежде всего на звуке. При такой искажённой постановке и плохом звукоизвлечении слушать игру домристов совершенно не интересно. Мало того, такой домрист, как правило, не будет расти ни в техническом, ни в звуковом отношении. Необходимой предпосылкой для учащегося является выработка у него свободной и естественной посадки с инструментом, правильное исходное положение руки и всего корпуса, освоение им целесообразных движений.
Посадка домриста является одним из самых важных звеньев в процессе обучения игре на домре. Правильная посадка должна создать контакт исполнителя с инструментом и способствовать нахождению и выработке рациональных игровых движений, обеспечивающих хорошее звучание инструмента. Посадка ученика должна обеспечивать наименьшую утомляемость при исполнении. Ученик за инструментом должен сидеть не напряжённо, а свободно: не сутулясь, не горбясь, не поднимая плеч, а наклон корпуса, прижимающего инструмент, должен быть небольшим с минимальным мышечным напряжением и без сутулости. Такая посадка будет удобной и эстетичной.
Сидеть нужно на половине стула так, чтобы левая нога имела крепкую опору и всей ступнёй находилась на полу перпендикулярно ему. Правую ногу поставить на подставку и поднять на такую высоту, при которой наклон корпуса, необходимый для прижатия домры, будет минимальным. Домра кладётся на правую ногу и прижимается грудной клеткой. Это положение должно быть зафиксировано как основное и в начальный период неукоснительно соблюдаться. В дальнейшем при игре различными исполнительскими приёмами и с динамическими нарастаниями нажим на инструмент будет то большим, то меньшим, отклоняясь от нормы. Статичности в данном случае быть не может. В случае очень большого наклона корпуса правая нога приподнимается выше. В зависимости от роста учащегося подъём правой ноги будет различным. Основными точками опоры домры будут бедро правой ноги и грудная клетка, осуществляющая нажим на корпус домры в верхней его части. Вспомогательными точками опоры будут правая рука, лежащая предплечьем на корпусе домры, и левая рука, поддерживающая гриф – они уравновешивают силу давления правой руки на корпус инструмента. Высота головки грифа будет зависеть от положения левой руки, согнутой в локте примерно под прямым углом. Высокое положение головки грифа отрицательно влияет на звучание, так как изменяет угол соприкосновения медиатора со струной, который определяется по яркости звучания. Плоскость деки домры не должна быть вертикальной, а несколько наклонена с таким расчётом, чтобы исполнитель, глядя на гриф, видел все три струны.
Говоря о положении инструмента в руках играющего, следует отметить два наиболее типичных недостатка, встречающихся у начинающих домристов.
Домра смещена вправо. В этом случае наблюдается статичность плеча и предплечья, а также излишнее мышечное напряжение, приводящее к скованности всей правой руки, что отрицательно сказывается на выработке свободных игровых движений.
Гриф домры поднят высоко по отношению к уровню плеча, тем самым изменяется угол соприкосновения медиатора со струной, что приводит к тусклому звучанию с большим количеством призвуков. Этот недостаток возникает не только от неправильной посадки, но и как результат преждевременных усилий пальцев левой руки при нажатии на струну и больших растяжений их в начальный период обучения. Излишние усилия левой руки приводят к сильному сгибанию локтя (прижатию предплечья к плечу) и большему подъёму грифа инструмента. Чрезмерное напряжение в пальцах при нажатии на струну в дальнейшем отрицательно отразится на техническом развитии левой руки.
Для исправления этого недостатка рекомендуется заниматься перед зеркалом и контролировать правильность посадки. Правильная посадка предполагает и устойчивое положение инструмента во время игры. Принципиально важно одновременно с заботой об устойчивом положении инструмента использовать каждую возможность для освобождения мышц от ненужного напряжения. Это один из важнейших вопросов постановки исполнительского аппарата. Физические усилия должны соответствовать задуманному эффекту звукоизвлечения. Экономия достигается целесообразным распределением и перераспределением рабочей нагрузки между группами мышц, но выполняющими то ли основные, то ли вспомогательные функции. Таким образом, рука в предплечье должна ложиться на край корпуса несколько выше подлокотника. Плоскость кисти практически параллельна струнам. Конечно, в процессе звукоизвлечения многое зависит от анатомического строения руки играющего. Но при любом строении руки в мышцах не должно быть ни малейшего зажатия. Строгий контроль, прежде всего слуховой, над процессом звукоизвлечения поможет достичь качественного звучания. Для этого также необходима свобода кистевых движений правой руки, которую помогут выработать некоторые упражнения:
1.Ритмическая техника основана на репетиционном приёме звукоизвлечения – переменные удары на каждой ноте. При этом необходимо следить за ровностью и единством тембра смены ударов вниз - вверх. Каждое упражнение ускорять, уменьшая амплитуду движение медиатора при переходе от струны к струне.
2.Арпеджированная техника – овладение техникой исполнения полнозвучного удара вверх при смене струн.
3.Пассажная техника домриста основана на принципе чередования «подъёма-спада», «напряжения-разрядки».
Известно, что исполнитель, обладающий хорошей постановкой, имеет возможность более гибко решать художественные задачи, вопросы звука, находить определенные выразительные средства, которые на его взгляд могут соответствовать тому или иному сочинению. В таком случае постановка должна быть не только естественной и свободной, но и также индивидуальной для каждого исполнителя. Вместе с этим важно учитывать физиологические и анатомические особенности исполнителя.
Так как характер звука, тембр и динамика на домре зависят в первую очередь, как мы выяснили, от правой руки, не менее важным и значимым моментом является ощущение и качества медиатора. Качество домрового звука во многом зависит от свойств медиатора. Он может изготовляться из различных материалов: целлулоида, черепахи, пластмассы, жесткой кожи, капрона и др. Более прочные материалы способствуют извлечению громких и ярких звуков, менее прочные – мягких, завуалированных. Подлинное мастерство звукоизвлечения на домре, заключается не в применении различных типов медиаторов, а в умении извлекать звуки различной силы и окраски, мгновенно менять характер звучания с помощью одного и того же медиатора.
Наиболее практичный размер медиатора – не менее 25Х17 мм., толщина – примерно 1 – 1,2 мм., форма – яйцевидная. Особо важное значение имеет форма заточки медиатора. Для более полного соприкосновения медиатора со струной нужно на рабочей стороне медиатора снять фаску, в противном случае он будет скользить по струне ребром, вызывая неприятное резкое звучание до тех пор, пока фаска не снимется в процессе игры. После снятия фаски, образовавшиеся на медиаторе углы необходимо округлить, тщательно отшлифовав всю рабочую (скользящую по струне) часть медиатора. Такая шлифовка нужна для того, чтобы исполнитель мог менять положение медиатора, не вызывая не нужных шумов, происходящих от трения медиатора о струну. С изменением величины рабочей части медиатора меняется и характер звучания.
Опираясь на мнения музыкантов - профессионалов, можно отметить, что медиатор сам по себе не может давать звук за счёт своего веса на струну, в отличие от смычка у скрипачей. При игре на домре мы должны обратить особое внимание на вес кисти и предплечья. Главное, вес должен передаваться в медиатор, который является своего рода продолжением правой руки исполнителя. Звук и его основные свойства (характер, тембр, динамика) изменяются в зависимости от стиля, художественного облика музыкального произведения. С точки зрения техники это осуществляется посредством изменения ощущений медиатора на струне.
Вес кисти руки и предплечья переходит на кончик медиатора, который при соприкосновении со струной рождает звук. При этом исполнителю важно ощущать струну посредством медиатора, и это даёт большие звуковые возможности. Также важны функции большого и указательного пальцев, держащих медиатор. Качество звука при этом зависит от того, с какой силой держат они медиатор. Не следует слишком сильно сжимать медиатор, так как звук будет резкий, неприятный, зажатый. Если же, наоборот, слишком расслабить пальцы, то качество звука не будет вообще, будет один шорох и стук. Следовательно, вопрос о том, с какой силой держать медиатор – это вопрос индивидуальный, зависящий лично от исполнителя, от чуткости его слуха, представления конкретных художественных задач каждого произведения. Хорошо, когда медиатор свободно «живёт», «дышит», контактируя при этом со струной. По мере сжатия или некоторого расслабления качество звука будет меняться, и тем самым, в определённых пределах, также может пользоваться. Должен быть найден определённый компромисс в ощущении медиатора в струне.
С самого начала обучения игре на домре необходимо обращать самое серьёзное внимание на посадку и постановку. От этого во многом зависит правильное музыкально-исполнительское развитие домриста-исполнителя.