Совместная работа учителя и учителя — логопеда по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся классов для детей с ОВЗ
Обобщение опытом.
«Совместная работа учителя и учителя - логопеда по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся классов
для детей с ОВЗ»
Содержание
Введение.
Глава 1. Основные этапы совместной работы учителя начальных классов и учителя логопеда.
Подготовительный этап.
Диагностический этап.
Коррекционный этап.
Оценочный этап.
Глава 2. Результаты работы.
Заключение.
Введение.
Конец 20 начало 21 века в нашей стране характеризуется ухудшением здоровья детей. По некоторым данным (академик РАО, А.Г.Хрипкова // Практическая психология и логопедия) лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40 % - хронические заболевания. По данным мировой статистики у первоклассников все чаще наблюдаются речевые нарушения, препятствующие их успешному усвоению общеобразовательных программ. Такие как общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико¬фонематическое недоразвитие; заикание; недостатки произношения фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия); нарушения чтения и письма; ограниченный словарный запас; слаборазвитая мелкая моторика; неадекватные эмоции и другие особенности. Многие поступающие в школу дети имеют стойкую речевую патологию, но каждый ученик имеет право на получение качественного образования, для ликвидации пробелов и были созданы классы КРО.
Для повышения эффективности работы школьного логопеда необходимо установление тесной двусторонней связи с учителем начальных классов. И учитель, и логопед стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную речь ребенка до такого уровня, на котором он смог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка в образовательно - воспитательном процессе, опираясь на усвоенные им речевые умения и навыки, т. е. происходит интеграция коррекционной логопедической работы и образовательно - воспитательного процесса.
Исходя из такого понимания взаимосвязи, и осуществляется совместная работа учителя и логопеда в классах для детей с нарушениями речи в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 221» г. Заречный
Глава 1. Основные этапы совместной работы учителя начальных классов иучителя - логопеда.
Логопедическая работа в данных классах делится на четыре этапа: подготовительный, диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из этих этапов имеет свои цели, задачи и технологии достижения. Продолжительность этапов определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых непосредственно в процессе обследования и проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы.
I этап - подготовительный (ноябрь-май).
Задачи данного этапа - определение уровня общего и речевого развития каждого будущего первоклассника, выявление детей с речевой патологией, консультативная помощь родителям в подготовке к школе детей с проблемами в развитии.
С 1 ноября до 25 мая мы организуем игровые занятия для детей будущих первоклассников. Их проводит учитель один раз в неделю. Логопед проводит заочное обследование состояния речи и выявляет детей с речевой патологией. Одновременно проводится диагностика подготовленности детей к обучению в школе.
В апреле проводится городской Психолого-медико-педагогический консилиум по вопросам зачисления детей в классы для детей с ОВЗ (нарушениями речи) с участием учителя, логопеда, психолога и психоневролога, где происходит обмен мнениями об общем развитии и состоянии речи каждого ребенка.
В течение года проводятся индивидуальные консультации для родителей с целью оказания помощи детям с проблемами в развитии и родительское собрание на тему «Требования к уровню подготовки детей в школе».
II этап - диагностический (1-15 сентября).
Цель данного этапа - выявление у учащихся, зачисленных в классы КРО, имеющихся нарушений, определение их сущности, индивидуальных особенностей ребенка. Проводимое на данном этапе логопедическое обследование ориентировано на широкий диапазон: изучение анамнеза ребенка, по возможности,
семейного анамнеза, изучение анатомического строения и функционированияречевого аппарата, детальное обследование всех компонентов языковой системы, с дальнейшей обработкой каждого из обследуемых параметров в %-ном соотношении на каждого ребенка .
Результаты обследования устной речи фиксируются в речевой карте и в приложении в ней. Карта разработана таким образом, что позволяет быстро фиксировать ответы ребенка, определить уровень его готовности к обучению, выявить наиболее слабые стороны в его речевом развитии, а также позволяет в сжатые сроки (с 1 по 15 сентября) провести диагностику и наметить основные коррекционные задачи и направления совместной деятельности логопеда и учителя. Результаты обследования письменной речи фиксируются в тетради мониторинга учащихся и в таблице анализа дисграфических ошибок учащихся 2-4 классов. Таблицы анализа удобны в работе и показательны, т. к. все ошибки классифицированы по группам, указывается количество ошибок, приведены примеры и при необходимости промежуточной диагностики очень легко сравнить то, что было в начале работы с тем, что есть на данный момент. Учитель отслеживает готовность к школе, уровень эмоционально-волевой готовности, умение взаимодействовать с детьми и взрослыми.
По окончанию обследования состояния речи школьников логопед знакомит учителя с его результатами. Часть обследования, например проверка техники чтения и его качества, проводится вместе с учителем. В этот же период он изучает технологии, применяемые учителем, его методы и приемы.
К 15 сентября заканчивается обследование речи учеников, окончательно комплектуются группы, подгруппы, определяется количество учеников для индивидуальных занятий и на основании этого составляется расписание занятий. Далее логопед приступает к планированию коррекционной работы, учитывая уровень программных требований по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Он стремится, чтобы содержание коррекционной логопедической работы имело преемственные связи с программой обучения по русскому языку и чтению в данном классе.
При комплектовании групп и подгрупп логопед, прежде всего,руководствуется характером речевого нарушения, уровнем готовности ребенка и годом обучения. Перспективный план работы логопеда составляется в соответствии с «Программой логопедической помощи по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников (1-4 классов)», разработанной логопедами данной школы в 2006/2007 учебном году.
На этом же этапе планируются такие мероприятия, как:
-совместное проведение родительских собраний;
-участие логопеда в работе методического объединения учителей начальных классов;
-консультации логопеда для учителей;
-участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума.
1.3. III этап - коррекционный.
Успешное осуществление коррекционной работы во многом зависит от контакта логопеда с учителем. Программа начальных классов насыщена, её отработка с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, трудоемка, и логопед не может давать задания сверх программного материала. Поэтому он должен хорошо знать содержание учебной программы по родному языку и чтению, стандарты начального общего образования чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований. Учитель-логопед согласовывает содержание своих занятий с учителем начальных классов, в зависимости от этапа коррекции, с учетом прохождения программы по русскому языку и чтению.
Групповые занятия проводятся 1-2 раза в неделю с каждой группой согласно составленному расписанию. Продолжительность занятия - 35минут для 1 класса и 45 минут для учащихся 2-3 классов. Содержание коррекционно - развивающей работы направлено на:
-восполнение пробелов в развитие звуковой стороны речи. Работу над словом.Профилактику дисграфии (1 класс).
-восполнение пробелов в развитие лексического запаса и грамматического строяречи. Коррекцию дисграфии и дислексии (2 и 3 классы).
-формирование связной речи (4 класс)
Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью в 15-20 минут с каждым учеником. Они направлены на: - формирование полноценной звуковой стороны речи,
- развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики,
- формирование у учащихся правильного звукопроизношения ифонематического восприятия,
- развитие речевого дыхания.
Наш подход предполагает такое содружество в работе логопеда и учителя начальных классов, при котором работа учителя становиться дефектологически более квалифицированной, а осваиваемые им логопедические приемы облегчают прохождение программного материала
Например, чтение для большинства учащихся 1-2 классов, имеющих нарушения чтения, - трудоемкий процесс, поэтому тексты задач по математике читаются совместно, а решение и окончательный ответ дети пишут самостоятельно. Таким же преподносится материал по ознакомлению с окружающим миром, Дополняются и видоизменяются уроки чтения и письма, в их структуру вводятся упражнения по развитию речевого слуха, развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики руки. В соответствии с содержанием и сроками изучения подбираются дидактический материал, даются рекомендации в работе над рифмой, интонацией, ударением. На уроке проводятся различные дидактические игры по дифференциации понятий «слог-слово», «буква-звук», создаются условия для поиска и открытия «азбучных истин», разгадывание «секретов» русской письменности.
При подборе упражнения, задания, предпочтение отдается нерепродуктивным формам работы (списать, вставить букву, подчеркнуть), а тем,которые активизируют речевую и мыслительную деятельность ученика. Например,при дифференциации звуков предлагается сначала послушать слова и определитьналичие заданных звуков(что получится, если в слове дачка изменить первый звукна т,п, к), проанализировать слова, расположить их по столбикам, подобратьподобные, составить с ними словосочетания и предложения. При этомиспользуется разнообразная система сигналов обратной связи: символы, схемы,карточки, движения, т. е. формирование операций письма без тетради и ручки. Корректируя звуковую сторону речи, они способствуют активизации словарного запаса, развитию внимания, памяти, способности к переключению.
Таким образом, учитывается один из принципов коррекционноразвивающего обучения логопатов - одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.
Для преодоления снижения речевой активности используются двигательныеупражнения, сопряженные с речью (игры с мячом, лентами, отстукивание ритма, движения, сопровождаемые речью). Организуя работу в этом направлении, мы выделяем те общие задачи, которые стоят перед учителем начальной школы, физкультуры и логопедом, - это развитие координации движений, способность запомнить последовательность двигательных операций, внимание к своим движениям и действиям других, умение выполнять движения по словесной инструкции, анализ движения по качеству его выполнения, развитие речевых умений и навыков. Эти задачи разрешимы при условии совместных усилий всех педагогов начального звена и логопеда. Дети любят игры, особенно подвижные. Игровые речевые упражнения в сочетании с двигательными активно используются участниками воспитательного процесса на уроках, переменах, физкультминутках. Поскольку они сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы физических упражнений игр подбираются совместно логопедом и учителем.
Каждый урок учителя и логопеда начинается с массажа ушных раковин, что способствует активизации умственной деятельности.
Не менее значима и актуальна проблема развития моторики кисти руки в освоении навыка письма у детей с нарушениями речи. Обязательным моментом на уроках являются упражнения на развитие мелкой моторики рук. Часто эти упражнения сопряжены с речью. Выполняя специальные упражнения на уроках и логопедических занятиях логопаты развивают произвольную графическую активность, зрительно-моторные координации; у них формируется навык быстрого и четкого письма.
На уроках чтения первоклассники часто читают и заучивают скороговорки. Логопед обязательно подсказывает учителю, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного школьника.
Очень важным и ответственным в работе учителя является закрепление отработанных на логопедических занятиях навыков по коррекции устной и письменной речи. Учитель и воспитатель ГПД с помощью логопеда осуществляет контроль за правильной речью детей, участвует в формировании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку формулировать ответы на уроках и организует речевое общение школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся, у которых остро стоит проблема коммуникации, а также для детей с общим недоразвитием речи.
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено, поэтому логопед не дает задания сверхпрограммного материала, не перегружает учащихся различной дополнительной информацией.
Одним из важнейших условий совместной работы логопеда и учителя является выработка единства требований к учащимся. Для достижения цели каждое занятие с данными учащимися должно быть подчинено следующим требованиям: -всесторонне развивать личность учащегося - логопата;
-обучение должно носить воспитывающий характер;
-учитывать возрастные особенности детей;
-учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;
-осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
-добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
-предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;
-широко использовать наглядность, игровые методы и приемы.
Для своевременного предупреждения и выявления нарушений письмалогопед периодически производит анализ письменных работ учащихся (обычно вовремя каникул и после написания контрольных диктантов, обучающих изложенийи сочинений). При этом он обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные дефектами речи, и учит отличать их от ошибок, обусловленных не усвоением грамматических правил.
Взаимосвязь в работе логопеда и учителей начальной школы осуществляется также путем проведения совместных методических объединений, совещаний, на которых решаются методические, организационные вопросы, изучается передовой опыт.
По совместно составленному плану логопед принимает участие в работе:
-методического объединения учителей начальных классов;
-педсоветов;
-психолого-медико-педагогического консилиума, где рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.
1.4. IV этап - оценочный.
Последние две недели мая отводятся на итоговую диагностику устной и письменной речи учащихся. Целью данного этапа является оценка динамики в речевом развитии младших школьников, результативности коррекционной работы с дальнейшим подведением итогов работы за год. Результаты обследования просчитываются в процентах, по аналогии с началом учебного года, и заносятся в сводную таблицу. Таблица удобна в работе, т. к. наглядно видна динамика развития каждого компонента речевой системы. Анализируя результаты работы, учитель и логопед совместно планируют дальнейшую коррекционную работу.
Коррекционно-развивающая работа с учащимися классов для детей с ОВЗ рассчитана на четыре года обучения. По окончанию 4 класса, все учащиеся выводятся на городскую ПМПК, где решается вопрос о переводе детей данных классов в общеобразовательный класс нашей школы или о продолжении обучения в классах КРО других школ города.
Глава 2. Результаты работы.
За время нашей совместной работы было сделано 3 выпуска:
-выпуск 2004/2005 из 6 учащихся только 1-му было рекомендовано обучение в 5 компенсирующем классе школы №218;
-выпуск 2008/2009 из 12 учащихся все были переведены в общеобразовательный класс нашей школы, но 2-ум рекомендовано посещение логопедических занятий по коррекции дисграфии в рамках логопункта.
-выпуск 20012/2013 из 12 учащихся все были переведены в общеобразовательные классы нашей школы или других школ города.
Более наглядно результаты нашей совместной работы видны на диаграмме (см. приложение № 5), где в сравнении даны средние по классу (выпуск 2012/2013) показатели развития каждого из компонентов речевой системы.
Заключение
Во всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве» На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе логопеды и учителя начальных классов.
4
15