СЕМЬЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ.
СЕМЬЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ.
Батырбаева Н.К.
ГУ «Озерная средняя школа»
Костанайский район, Костанайская область
Семья представляет собой группу людей, объединенных родством, общим хозяйством и сложными уровнями взаимоотношений. Это некая самоорганизующаяся система, встроенная в культуру общества, в котором она функционирует. С одной стороны, несомненно, на становление семьи действует окружающая среда, вынуждая ее считаться с предметом и содержанием этого действия. С другой стороны, семья как общность обладает внутренними резервами и источниками формирования своих членов.[1, с 12]
Одним из назначений семьи является воспроизводство жизни и изменение ее к лучшему. Реализовать эту цель в полной мере можно только при наличии детей, потому что брак — это только первый этап создания семьи. По-настоящему семейные отношения между мужем и женой становятся полными и гармоничными с появлением ребенка. Ребенка можно родить и вне брака — достаточно мимолетной близости мужчины и женщины. Но только в процессе совместной жизни родители способны передать ребенку свои обоюдные ценности, воспроизвести культуру интимно-родственных отношений.
В отличие от общества семья общается с ребенком каждодневно, поэтому располагает неограниченными возможностями воздействия на него. Именно в семье складываются основы нравственности, терпимости, духовности ребенка. В семье начинает формироваться личность ребенка, семейное воспитание оказывает наиболее сильное влияние на него. Семья, с одной стороны, предстает как самостоятельная и в некоторых случаях достаточно закрытая общественная единица, а с другой, являясь компонентом социальной воспитательной системы, тесно связана с педагогическими общественными институтами. От взаимосвязи семьи и школы в наибольшей степени зависят развитие и формирование детей. [2, с 23]
Не вызывает сомнения тот факт, что в последние годы семьей утеряны многие ценности семейной педагогики и она не всегда готова взять на себя всю ответственность за воспитание детей. С одной стороны, это объясняется социальными катаклизмами и экономическими трудностями, с другой — безусловно, нежеланием родителей активно заниматься воспитанием детей, уделять им внимание и относиться серьезно к их маленькой, но очень важной жизни.
Семья обладает системой функций, позволяющей ей функционировать в индивидуальном режиме, присущем только данной семье. Прежде всего всех членов семьи, живущих вместе, связывает экономическая деятельность. Каждая семья — это клеточка экономического потенциала страны, поскольку каждый работающий «вливает свой труд в труд своей республики». Все работающие члены семьи озабочены ее благосостоянием. На это работают семейный уклад и дух семьи. Финансовое обеспечение семьи складывается по- разному. В одной семье все члены «сбрасываются», и деньги идут на обеспечение жизни каждого члена в соответствии с решением «семейного клана» и целесообразностью покупок и оплат. В другой семье приняты другие правила: каждый член семьи дает какую-то часть в общий котел, оставляя себе индивидуальный запас. В третьей могут по-другому распределять получаемые средства. Но в любом случае функция экономического обеспечения каждого члена семьи — одна из важнейших ее функций. Но самое главное заключается в том, что семья является первым институтом социализации ребенка. [4, с 18]
Семья — это первый и самый важный воспитатель ребенка. Семейное воспитание имеет свою специфику и значительно отличается от школьного воспитания. Дело в том, что воспитание в семье основано на чувстве. Именно чувство определяет тип, стиль, тон взаимоотношений членов семьи. Чувственный мир семьи является неким гарантом для ребенка. Он защищает его от внешних неблагоприятных воздействий и дает чувство уверенности в своей нужности в этом мире. Ребенок в семье включается в разнообразные виды деятельности, в ходе которой родители влияют на формирование ценностных ориентации и идеалов своих детей. Причем это процесс бесконечный, длящийся всю жизнь, и результаты родительского влияния видны далеко не сразу.
Семья, являясь по сути «разновозрастной группой», имеет возможность влиять на ребенка с точки зрения различных поколений. Наличие бабушек, дедушек, других близких родственников благотворно воздействует на формирование качеств личности при наличии гармоничных отношений между членами семьи. Но если семья «одинока», ребенок вырастает некоторым образом обделенным родственными связями. Ему никто не может подсказать и показать, как действовать в разных ситуациях, кроме родителей. Он ощущает родственную пустоту. Такое положение влияет на жизнь ребенка, поскольку в его будущей семье тоже будет ощущаться нехватка старшего поколения. Результаты семейного воспитания зависят в большой степени и от умения членов семьи качественно выстраивать взаимоотношения. [3, с 47]
Семейные отношения — особый вид взаимодействия людей. Люди взаимодействует по разным основаниям. Это могут быть бытовые, деловые, профессиональные, личные, интимные, сексуальные и другие взаимодействия. В семье же все они фокусируются на «маленьком пространстве» семейных отношений. В силу близости и каждодневного взаимодействия эти отношения являются специфическими и очень отличаются от таких же по характеру, но присущих чужим людям отношений, которые пронизывают всю нашу жизнь.
Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». Рассмотрим влияние семьи на ребенка.
1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.
3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье. [5, с 19]
Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Список использованной литературы:
Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. - М., 1983.
Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. - Минск, 1981.
Крутецкий В.А. Психология. - М., 1986.
Лесгафт П.Ф. из работы «Семейное воспитание ребенка и его значение» Избранные педагогические сочинения--М., 1951.--С. 215--216.
Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. - Л., 1974.