Статья Дисциплина на улице — залог безопасности пешехода
Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода.
С каждым годом растет и хорошеет наш город. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах. По этим же проспектам и улицам проходят тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что очень важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге.
Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются: повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста, развитие психофизических качеств ребенка, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности.
Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов - еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие.
Более углубленно проводится работа по этой теме в старшей группе. Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, провожу групповые прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей, за посадкой и высадкой пассажиров из автобуса, за сигналами светофора. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминают их. Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, уточняются, дополняются во время разнообразных игр и занятий. В результате уровня усвоения дошкольниками правил дорожного движения выявила, что уровень подготовки воспитанников по отдельным разделам программы значительно возрос. Дети усвоили правила поведения на улице и в общественном транспорте. Умеют применять полученные знания в играх, развлечениях и повседневной жизни.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Работе с родителями я уделяю огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Активизирую работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы: памятки и листовки – обращения о необходимости соблюдения ПДД, папки-передвижки. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей. Все это позволяет мне комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей, уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде. При обучении детей основам «дорожной грамоты» я придерживаюсь следующих правил: не механически заучивать с детьми правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге, сочетать изучение правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности, использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую - то форму основной, а какую - то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия - все это необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм!