Статья об участии в школьном эксперименте ИКТ


Автор статьи: Костючик Елена Семеновна, КГУ «Качарская средняя школа № 1», г.Рудного
учитель английского языка,
участник экспериментальной площадки «Интеграция ИКТ в учебно-воспитательный и управленческий процессы общеобразовательного учреждения, как средство реализации компетентностного подхода в образовании и воспитании личности»,Статья «Цифровые аборигены»
Американец Марк Пренски ввел формулировку «цифровые аборигены» для обозначения людей, которые родились во время цифровой революции и, тем самым, уже с первых минут своего рождения находятся под воздействием цифровых технологий. Следовательно, наши ученики – это цифровые аборигены, которые тратят уйму времени, просиживая в социальных сетях, играя в видеоигры, разговаривая по мобильным телефонам, постоянно что-то скачивая из Интернета. Родители моих девятиклассников говорят, что их дети даже домашнее задание стали делать по скайпу.
Людей, которые родились до начала цифровой эпохи, Пренски назвал, «цифровыми иммигрантами», это, следовательно, мы с вами. Мы со скоростью света, против своей воли, оказались жителями новой эпохи, которая отличается от нашей спокойной, вовсе не цифровой жизни. А за последние 10 лет произошло такое изменение роли и места ПК и информационных технологий в жизни общества, что владение ими становится в современном мире в один ряд с такими качествами как умение писать и читать.
Три года назад мне предложили участвовать в школьном эксперименте «Интеграция ИКТ в учебно-воспитательный процесс», я согласилась, хотя понимала, что на это потребуется много времени и личных усилий, потому что мои ИКТ способности в то время оставляли желать лучшего. Я задумалась, если сегодня ИКТ считаются одним из эффективных педагогических средств, то, как они помогут создать активную образовательную среду на уроках английского языка, повлияют на изучение иноязычной культуры и дальнейшее формирование коммуникативных навыков. Это и была основная проблема, которую мне предстояло решить. Цель участия в эксперименте заключалась в повышении личного уровня ИК компетентности и развитии лингвистических способностей учащихся. Теперь, когда эксперимент подошел к концу, я хочу рассказать о своих шагах по превращению в «цифрового аборигена» и поделиться своими достижениями.
Работа на площадке началась со знакомства с приказом об эксперименте, о составе команды, должностными обязанностями участника эксперимента. Затем в течение года велся поиск информации в периодической печати, в образовательных сетевых сообществах. Знакомилась с различной педагогической литературой, работами педагогов-новаторов (доктора педагогических наук, профессора Роберта И.В., В. С. Безруковой, Т. В. Воронцовой, и др.).
В итоге мною разработан и создан банк электронных измерителей, где собраны мультимедийные образовательные ресурсы для подготовки учащихся к ЕНТ и ВОУД. Составлены и апробированы тесты в программе Power Point, TestKit, ISpring, которые помогают очень легко и быстро оценить уровень усвоения материала по различным темам. По сравнению со мной компьютер более терпеливый учитель, так как он сколько угодно может повторять одно и тоже, тем самым позволяя любому ученику добиться результатов, поэтому использование грамматических тренажеров оказалось очень эффективным. Они позволили тренировать языковые и речевые действия, а также обеспечивать реализацию индивидуального подхода.
Каждый из нас давно пользуется интернет - ресурсами, теперь же моя работа заключалась в систематизации этих источников. Для изучения любого иностранного языка важна языковая среда и Интернет предоставил такую возможность. Видеоролики, песни, аутентичные аудиотексты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой. Кроме того захотелось попробовать создавать и свои собственные презентации, короткие видеофильмы для конкретных уроков, таким образом появилась и мультимедиа копилка.
Одна из задач данного эксперимента заключалась в повышении уровня ИКТ всех участников образовательного процесса. Благодаря активному участию в различных интернет - олимпиадах учащиеся научились хорошо ориентироваться в интернет пространстве. Количество участников интернет - олимпиад увеличилось в 2 раза по сравнению с прошлым годом, повысилась их результативность. Положительные результаты учащихся связаны со сформировавшимися навыками эффективного поиска и анализа получаемой информации. В течение учебного года учащиеся повышали свою информационную культуру: самостоятельно готовили презентации в программе Power Point и буклеты в программе Publisher для защиты проектов по предмету. Поисковый метод при их создании расширял кругозор учащихся о странах изучаемого языка. Кроме того, учащимся удалось совершенствовать навыки эстетического оформления и правильной подачи материала. Учащиеся начали делать первые шаги в создании мини фильмов в программе «Windows Live” в стиле Week’s word.
Введение электронных журналов и дневников в школах нашей страны обусловлено стремительным развитием информационных технологий. В рамках данного эксперимента в 9 «А» классе, где я являюсь классным руководителем, был также введен электронный журнал в системе «SMS Diary 3.0.», который позволил родителям оперативно получать информацию об оценках и посещаемости своих детей. Особенно интересной, по мнению родителей, была информация о динамике успеваемости ребенка по изменению средней оценки.
Организация внеурочной деятельности учащихся сегодня в любой школе просто невозможна без  ИКТ, начиная с составления базы данных и заканчивая подготовкой внеклассных мероприятий. Энтузиасты среди школьников нашлись быстро. Применение фотоаппарата и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера сделали классные мероприятия разнообразными, полезными и незабываемыми. О своей работе наш класс, как и другие классные коллективы нашей школы, постоянно рассказывал в папке «День за днем», которая оформлялась в печатном и электронном виде.Поиск информации к классным часам, беседам, тренингам и занятиям по правовому всеобучу стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Привлечение своих учеников к активному участию, а не пассивному слушанию и просмотру разгрузили меня, как классного руководителя. Компьютерные технологии позволили информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам и свободное владение, и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру и делает познавательный аспект более эффективным.
В заключение хочется отметить, что использование ИКТ радикально не изменил мой стиль преподавания, но сделал его более эффективным. Данные, полученные во время эксперимента, являются доказательством в поддержку осуществленных мной нововведений. В результате широкого внедрения ИКТ произошли как количественные изменения, так и качественные. Применение интерактивной доски помогло более четко структурировать этапы уроков английского языка, что положительно сказывалось на их темпе. Использование ИКТ поменяло характер взаимодействия учителя и учащихся, сделало их более активными и заинтересованными. Повысился общий уровень личной ИКТ компетентности и моих учащихся, появилась возможность заниматься исследовательской работой.
В эксперименте участвовала целая команда учителей нашей школы, команда единомышленников и очень увлеченных своей работой профессионалов. Эксперимент закончен. Цифровое общество приобрело активных, творческих «цифровых аборигенов», которые, я надеюсь, не остановятся на достигнутом и продолжат работать в этом направлении. Включив в свою работу информационные технологии, мы уже не сможем отказать от них.