Урок химии на тему Практическая работа №2 Очистка загрязненной соли от примесей. Первичный инструктаж ТБ» 8 класс
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №22 отдела образования акимата города Тараз»
План-конспект панорамного урока химии
«Практическая работа №2 "Очистка загрязненной соли от примесей. Первичный инструктаж ТБ»
8 класс
Подготовила: Бондаренко О.В.,
учитель химии и биологии второй категории
Тараз 2017
Урок № 4
Класс: 8
Дата:
Тема: Практическая работа №2 «Очистка загрязненной соли от примесей». Первичный инструктаж по ТБ.
Цель: знакомство со способами разделения и очистки смесей, проведение очистки загрязненной поваренной соли.
Задачи:
- знать и освоить простейшие способы разделения веществ: растворение, фильтрование, выпаривание;
- уметь пользоваться лабораторной посудой по назначению и реактивами, проводить опыты;
- закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории;
- учиться работать самостоятельно и в группе.
Тип урока: урок-практикум.
Методы, формы, приемы: частично-поисковый, демонстрация, наблюдение, опыт.
Оборудование, наглядные пособия: компьютер, проектор, ИАД, презентация, смайлики ля рефлексии, стикеры для деления на команды, стакан, воронка, стакан с водой, бумага фильтровальная, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с песком.
Прогнозируемые результаты:
- учащиеся узнают и освоят способы разделения и очистки загрязненной поваренной соли;
- учащиеся будут проводить опыты, оформлять отчеты в тетрадях;
- учащиеся закрепят правила техники безопасности в химической лаборатории;
- учащиеся смогут работать в команде.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Приветствует класс, проверяет готовность к уроку.
С помощью "Круг радости" настраивает учащихся на успешное сотрудничество.
Делит класс на 2 команды по выбранным разноцветным стикерам. Приветствуют учителя, готовятся к уроку.
Встают в круг, говорят друг другу пожелания.
Выбирают стикеры, делятся на команды.
Повторение Повторение проводит в форме "Карусель":
1) повторяют о чистых веществах и смесях, способах разделения смесей (вращаясь по команде по часовой стрелке);
2) повторяют правила ТБ (по команде вращаясь против часовой стрелки); Одна команда встает во внутренний круг, вторая напротив во внешний круг, по команде учителя вращаются, задают вопросы для повторения, отвечают на заданные вопросы.
Актуализация знаний 1441450548005Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со способами очистки веществ. А с каким веществом мы будем работать угадайте. Разгадайте ребус.
Правильно. Это вещество - соль. Сегодня мы проведем практическую работу №2 "Очистка загрязненной соли от примесей". Откройте тетради для практических работ и запишите дату. Обозначаем цели работы.
Где же содержится много соли на Земле?
Рассказывает о соли, демонстрируя презентацию.
Большая часть (71%) поверхности планеты Земля покрыта океанами и морями. Океан - это не просто вода, это достаточно солёная вода, содержащая 35 г соли на 1 литр воды. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно рассыпать по Земле, она покроется 150-тиметровым слоем соли.
Поваренная соль - минерал, который люди употребляют в пищу в естественном виде. В Казахстане много солевых озер и залежей каменной соли (галита). Они служат источником добычи поваренной соли. Наибольшие запасы в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш. Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды. Этот способ вначале появился в странах с сухим и жарким климатом, где испарение воды происходило естественным путём; по мере его распространения воду стали подогревать искусственно.
Рекомендуемое суточное потребление соли для взрослого человека – 6 г. Многие люди превышают эту норму (в 20 раз) и тем самым наносят вред здоровью. «Белая смерть» вызывает нарушение деятельности почек, обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания.
Мы употребляем соль чистую, а природная соль содержит много примесей. Рассаживаются команды за столы.
Разгадывают ребус.
Записывают дату, цели в специализированных тетрадях для практических работ.
Слушают рассказ учителя.
Подготовка к выполнению практической работы Я предлагаю вам выступить представителями химических лабораторий соледобывающих комбинатов. (На столах стоят таблички с названиями лабораторий):
«Аралсоль» - первая лаборатория;
«Павлодарсоль» - вторая лаборатория.
Задача каждой лаборатории: провести очистку соли от примесей и оформить отчёт о проделанной работе.
Дома вы познакомились с работой на стр. 62 учебник 8 класс Н.Нурахметов, К. Сарманова, К. Жексембина. Проверьте наличие посуды реактивов, сообщите о готовности к работе.
Сейчас мы посмотрим видеоопыт "Очистка поваренной соли" по проведению работы. Осмысливают поставленную задачу.
Проверяют по инструкции наличие посуды и реактивов, сообщают о готовности к опыту.
Просматривают видеоопыт.
Выполнение практической работы, оформление отчета в тетради Следит за работой команд, консультирует учащихся по оформлению отчета:
Образец оформления работы:
Что делали? Что наблюдали? Выводы
1. растворили смесь соли с песком в воде кристаллики соли хорошо растворяются в воде 2. приготовили фильтр и провели фильтрование на фильтре остаются примеси, не растворившиеся в воде, в стакане – прозрачный раствор соли (фильтрат) неоднородную смесь можно разделить фильтрованием
3. провели выпаривание вода испаряется, а в фарфоровой чашке остались кристаллики соли однородную смесь можно разделить выпариванием
Собирает тетради по окончании работы. Выполняют в командах опыт, оформляют отчет в тетрадях.
Сдают тетради.
Закрепление Предлагает закончить фразы ("Мозговой штурм" по слайду презентации):
1. Однородную смесь можно разделить …
2. При выполнении практической работы были использованы следующие способы очистки…
3. Метод разделения песка и соли основан...
4. Запрещается поджигать одну спиртовку от другой спиртовки, так как…
Подведем итог урока..... (заслушивает ответы учащихся) Быстро отвечают на открытые вопросы.
Высказываются о выводах урока: мы практически осуществили очистку поваренной соли, познакомились с простейшими способами разделения неоднородных и однородных смесей.
Задание на дом Дает задание на дом: еще раз повторить правила ТБ, §2,3 с.15 №9, 14. Составить план разделения смеси по вариантам: а) речной песок, бензин, соль; б) железные, древесные опилки, сахарный песок. Записывают домашнее задание в дневники.
Рефлексия Просит дорисовать смайликам улыбку, отразив свое отношение к уроку ("отличный" - улыбка, "обычный" - полоска, "бесполезный" - опущенные уголки губ) и разместить их на "Доске успеха" ("зеленая колба" - урок понравился, мне все понятно, "желтая колба" - урок не очень понравился, у меня остались вопросы, "красная колба" - урок не понравился, мне материал урока не понятен).
И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу. Дорисовывают смайликам "улыбку", вывешивают на "Доску успеха".
Убирают рабочее место.
Благодарят учителя за урок.
Прощаются.