Методическая разработка открытого урока по электротехнике «Понятие электрической цепи»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский строительный техникум»
(ГБПОУ «СахСТ»)
ул. Деповская, 42, г. Южно–Сахалинск, 693005, тел/такс: 42-48-29, e-mail: sakhst@mail.ruМетодическая разработка открытого урока по электротехнике
Тема урока: «Понятие электрической цепи»
Пущаев Андрей Анатольевич- преподаватель физики и электротехники
Южно-Сахалинск-2015 год.
Тема программы «Электрические цепи постоянного тока»Тема урока «Понятие электрической цепи»
Дидактическая цель: «Способность закрепления нового материала».
Цель урока:
Обучающая:
1. Научить строить электрические схемы.
2. Актуализировать знания по теме виды источников электроэнергии .Развивающая: продолжить формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать техническое мышление студентов, память, аккуратность в построениях чертежей.
Воспитывающая цель: формирование профессиональной аккуратности, добросовестное отношение к документации.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Вид урока: Интегрированный ( опрос, изучение нового материала, самостоятельная работа)
Методы обучения:
Словесные методы: объяснение, беседа, элементы лекции.
Наглядно-демонстрационные методы: демонстрационное оборудование с использованием презентации
Методы развития самостоятельной активности обучающихся: выполнение самостоятельной работы, использование текста учебника.
Выполнение практической работы; сборка простейшей электрической цепи.
Межпредметные связи:
Физика «Источники и потребители электрической энергии»
Строительство «Использование полученных навыков чтения электротехнических схем на стройке »
Графика «Построение электрических схем»
Сценарий урока:
Вступление: Приветствие. Мы с вами на предыдущем уроке познакомились с потребителями электрической энергии и источниками электрической энергии.
Начнём наш урок с демонстрации простейшего устройства «фонарик»
Формирование темы урока: «понятие электрической цепи»
(Слайд №5)
Открыли тетради и записали тему урока.
План урока:
1.Сформировать понятие электрической цепи;
2.Основные элементы электрической цепи:
Источник электрического тока
Потребитель электрического тока
Соединительные провода
3.Построение схем электрической цепи постоянного тока
4.Техника безопасности при прокладки электропроводки.
Как сформировать цель урока?
Найдите правильное определение электрической цепи
Карточки с определениями раздать по группам
Проверка слайдом №6
Запись определения в тетрадь
Вспомните, какие устройства входят в состав электрической цепи?
- источник, потребитель и соединительные провода. (Записать в тетрадь)
Как вы думаете, какая ещё важная техническая информация, должна содержаться в комплекте с приобретаемым электрооборудованием.
- электрическая схема данного оборудования.
Цель: научиться строить и читать схемы электрической цепи постоянного тока. (Слайд №7)
А что необходимо для достижения данной цели?
Электрическая цепь строится на чертеже в виде схемы, каждый электро-элемент имеет своё условное обозначение в схеме.
Вопрос:
Какие электро-элементы вы можете назвать по данным условным обозначениям?(Слайд №8)
(Работа с карточками- схемами)
Проверка на доске (Слайд №9)
Для построения электрической цепи постоянного тока на сегодняшнем уроке нам понадобятся элементы под номером 1, 6, 7. (Зарисуйте их в тетрадях и подпишите) (Слайд №10)
Итог: мы с вами познакомились с условными обозначениями основных элементов в электрической цепи.
Первичное закрепление учебного материала:
Пример: итак, мы сейчас вместе с вами построим схему электрической цепи постоянного тока, для этого нам необходимы составляющие элементы схемы: ключ, гальванический элемент, электролампочка.
Строим схему карманного фонаря (несколько вариантов).
Сначала самостоятельно на местах, а затем я показываю на доске.
Самостоятельная работа- построить электрические схемы постоянного тока в соответствии с условием.
(критерии оценивания2-задачи, на тройку, 3-задачи, на хорошо, 4-задачи, отлично).
В течение 5-8 минут провести анализ самостоятельной работы, для этого:
Провести ознакомление с последовательностью выполнения работы
Предлагайте каждый своё решение, прислушивайтесь к мнению других, уважайте друг друга.
Придите к единому мнению
По окончанию работы сообщите о выполненной работе, подняв правую руку.
Проверка самостоятельной работы:
Группы меняются своими работами и выявляют ошибки, оценивают друг друга, информируют преподавателя об оценке.
Каждая группа озвучивает количество набранных баллов.
----------
Техника безопасности при прокладке электропроводки:
Не выполнять работу под напряжением сети.
Не прокладывать кабель на сырую поверхность.
Вызвать квалифицированного специалиста.
Проверить качество подводящей проводки, и места соединения.
Проверить качество розеток.
Итак, какая цель стояла перед нами на данном уроке?
----------
Вопрос: Что собой представляет электрическая цепь и из каких основных элементов она состоит?
----------
Итоги урока (оценки).
Ход урока
Группа разбивается на подгруппы по 4 человека, всего 4 подгруппы.
Каждой подгруппе выдаём оценочный лист, куда студенты вносят свои результаты.
Вопросы Предполагаемые ответы
Актуализация (Повторение пройденного)
Что такое электрический ток? Направленное движение заряженных частиц.
Как называются частицы переносимые эл. Ток в металлах? Электроны.
В каком направлении принято считать движение эл. тока? От +полюса, к -отрицательному.
Назовите электроприборы которые являются потребителями эл.тока. Телевизор, холодильник, утюг, пылесос и т.д.
Назовите источники электрической энергии. Батарейка, аккумулятор, генератор, солнечная батарея, термопара, и т.д.
Какого звена не достаёт в системе источник-потребитель. Ключ (Вкл.-Выкл.), соединительные провода.
Тема урока, цель урока.
Какие обозначения в схеме вам известны? -
Какие элементы входят в состав карманного фонарика? Источник питания, лампочка, ключ, соединительные провода.
Начертите схему простого карманного фонарика, удобным для вас способом.
Работа на доске
Начертите ту же самую схему,
Самостоятельная работа:
Задача по вариантам, построить схему приёмников электроэнергии.
1-вариант:
В вашем распоряжении есть гальванический элемент, лампочка, два ключа и соединительные провода. Нарисуйте принципиальную схему электрической цепи, в которой лампочка загорается только тогда, когда включены оба ключа.
Нарисуйте схему включения двух ламп и двух ключей, где каждый ключ включает свою лампу.
2-вариант:
Нарисуйте схему соединения источника тока, двух ламп и одного ключа, который поочерёдно включает каждую из ламп.
Нарисуйте схему включения двух ламп и двух ключей, где каждый ключ включает свою лампу.
3-вариант:
Нарисуйте схему соединения источника тока, двух ламп и одного ключа, который поочерёдно включает каждую из ламп.
Нарисуйте схему соединения источника тока, одной лампы и двух ключей, в которой лампу можно включить от любого ключа.
Какие меры предосторожности нужно принимать при прокладке электропроводки. Не выполнять работу под напряжением сети.
Не прокладывать кабель на сырую поверхность.
Вызвать квалифицированного специалиста.
Проверить качество подводящей проводки, и места соединения.
Проверить качество розеток.
На следующем уроке нашей темой будет «Способы соединения потребителей электрической энергии» Итак, сегодня вы познакомились с понятиями электрический ток, источники тока, потребители тока и нашли ответы на поставленные в начале урока вопросы. Но это не значит, что мы узнали об электричестве все, эта тема хранит в себе много интересного и любопытного.
Домашняя работа (Учебник п.1.2.2. стр.18-19)
Задача.С потолка в месте крепления люстры свисают три провода, по которым после подключения люстры идет ток. Если люстру подключить правильно, два выключателя работают таким образом, что один из них включает и выключает одну лампу, а другой – остальные три. Нарисуйте схему соединения ламп в люстре, выключателей и источника тока.
Какие вы знаете способы экономии электроэнергии в быту? Следить за расходом электроэнергии.
Использовать энергосберегающие лампы освещения.
Подводящие провода должны быть одного диаметра и материала.
Не использовать приборы с плохими соединениями.
Материально – техническое оснащение.
Наглядные материалы «Лампочка, соединительные провода, источник питания, ключ»
Интерактивная доска
Чертёжные принадлежности
Меловая доска
Литература:
В.М.Прошин Г.В.Ярочкина «Сборник задач по электротехнике».Учебное пособие НПО (Соответствует ФГОС)
В.М.Прошин «Электротехника». Учебник НПО. (Соответствует ФГОС)
В.Е.Зайцев, Т.А. Нестерова «Электротехника. Электроснабжение, электротехнология и электрооборудование строительных площадок» Учебное пособие СПО. Изд. «Академия»-2010 год.(Соответствует ФГОС).