МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ « Прибыль, понятие, сущность. Факторы, определяющие прибыль»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Красноярский технологический техникум пищевой промышленности»
Методическая разработка открытого занятия
по теме « Прибыль, понятие, сущность. Факторы, определяющие прибыль»
МДК 06.01 «Управление структурным подразделением»
Специальность 190210 «Технология продукции общественного питания»
Группа ТП 13 – 21
Рассмотрено:
На заседании ПЦК ________
Протокол № ___ от ________ 20___ г.
Председатель ПЦК ________________
Составитель:
преподаватель специаль-
ных дисциплин
И.Б. Еременко
Красноярск 2017
Содержание
Введение
2
1. План занятия
3
Приложение 1 Конспект лекции
Приложение 2 Вопросы для повторения
Приложение 3 Раздаточный материал
Приложение 4 Материалы для рефлексии
Введение
Тема «Прибыль, понятие, сущность. Факторы, определяющие прибыль» является одной из важных в курсе МДК 0601 «Управление структурным подразделением».
Методической целью занятия является отработка методики кейс-задачи, когда студенту предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию. На данном уроке - это расчет и анализ динамики прибыли. Традиционная урочная организация, объяснительно- иллюстративный метод, превращают студента либо в «зубрилку», либо в пассивного созерцателя изысков преподавателя. Студенту, даже при максимально популярном характере изложения материала, трудно понять взаимосвязь между понятиями и представлениями.
Необходимость и актуальность применения новых форм обучения при изложении данной темы обусловлены и огромными социальными изменениями, информационной революцией. Мифические цели, сознательно или бессознательно подбрасываемые СМИ, формируют у студентов простоту восприятия проблем и их разрешения. Следовательно, студенты должны не только знать, но и уметь пользоваться своими знаниями, уметь анализировать, делать выводы, оценивать ситуацию, делать осознанный выбор.
Именно на выполнение этих задач направлена данная форма проведения занятия, так как закрепление изученного нового материала и умения его применять будет производиться в виде кейс-задачи.
Главной задачей преподавателя в этом случае является организация учения, т.е. создания таких условий, при которых у студентов могут сформироваться все вышесказанные способности и учения. А студенты, изучающие тему на основе проблемно-объяснительных действий, не трансляторы готовых знаний, они активные участники, организаторы своего учения.
Данному занятию предшествует большая подготовительная работа:
- выбор темы, ее актуальность
- подготовка презентации
- подбор задач
Выбранная тема носит интегрированный межпредметный характер. Интеграция здесь понимается как освоение интеллектуальных и аналитических инструментов, которые свойственны экономике, бухгалтерскому учету, другим спецпредметам.
План занятия «Прибыль, понятие, сущность. Факторы, определяющие прибыль»
Цели занятия:
1.Образовательная:
Сформировать умения и навыки расчета видов прибыли, работы с таблицами;
Способствовать формированию ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; и ПК6.1 Участвовать в планировании основных показателей производства.
2.Развивающая:
Способствовать развитию умения обобщать, систематизировать, анализировать полученные данные;
Способствовать формированию ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; и ПК6.2 Планировать выполнение работ исполнителями.
3.Воспитательная:
Содействовать выработке умения мыслить, побудить к самостоятельному мышлению.
Продолжительность занятия - 90 минут
Количество учащихся – 1 группа
Тип занятия – Комбинированный
Вид занятия – Классно-урочная система
Форма организации обучающихся – фронтальная, индивидуальная
Методы обучения – кейс-метод, словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический
Междисциплинарные связи – Основы маркетинга «Жизненный цикл товара», Бухгалтерский учет « Учет собственных средств, кредитов и финансовых результатов», Анализ финансово-хозяйственной деятельности «Анализ финансового состояния предприятия».
Оснащение:
Организационно-педагогические средства - план занятия, методические рекомендации, задание (раздаточный материал)
Учебно-наглядные пособия – презентация по теме, учебная доска, методические рекомендации
Оборудование – ноутбук, мультимедийный проектор, экран
Литература для подготовки к занятию:
С.Ю. Мальгина, Ю.Н. Плешкова Организация работы структурного подразделения предприятий общественного питания, Москва, Издательский центр «Академия», 2014;
О.П. Ефимова Экономика общественного питания, учебное пособие, Минск, ООО «Новое знание», 2000;
Т.И. Николаева, Н.Р. Егорова, Экономика предприятий торговли и общественного питания, Москва, КНОРУС. 2008.
Ход занятия
1. Организационный этап – 2 минут
1.1. Проверка присутствующих, состояние аудитории, готовность обучающихся.
1.2. Тема урока «Прибыль, понятие, сущность. Факторы, определяющие прибыль»». Цель урока – познакомиться с видами прибыли, сформировать навыки расчета прибыли. Изложение нового материала, выполнение кейс-задания - заполнение таблицы, проверка результатов.
2. Мотивация – 2 минут
Прибыль – одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых предприятием ОП. Она занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены прямо или косвенно связаны с прибылью. Деятельность предприятия питания, отвечающая потребностям рыночной экономики, должна приносить им прибыль. Прибыль в условиях рынка – конечная цель и движущий мотив развития предприятия. Управление прибылью находится в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. Техник-технолог – это управленец, поэтому одной из профессиональных компетенций этой профессии является участие в планировании и расчете основных показателей деятельности предприятия.
Данная тема носит интегрированный межпредметный характер. Она тесно связана с такими дисциплинами как : Основы маркетинга, тема «Жизненный цикл товара»; Бухгалтерский учет «Учет собственных средств, кредитов и финансовых результатов»; Анализ финансово-хозяйственной деятельности «Анализ финансового состояния предприятия».
3. Контроль исходного уровня знаний - 10 минут
Фронтальный опрос по предыдущей теме
4. Изучение нового материала – 40 минут
Сообщение нового материала (этап усвоения новых знаний)
5. Самостоятельная работа - 29 минут
Выполнение студентами кейс-задачи - заполнение таблицы «Динамика прибыли предприятия»
6. Подведение итогов – 5 минут
Проведение рефлексии
Подведение итогов занятия
Объявление и комментирование оценок
7. Домашнее задание – 2 минуты
Учебник, Организация работы структурного подразделения предприятий общественного питания, стр.64 -67. Решить задачу.
№
Наименование этапа занятия
Время (мин)
Содержание этапа
Деятельность на занятии
Результат этапа / формируемые ОК
Преподавателя
Студентов
1
Организационный момент
Подготовка к занятию
Приветствует студентов. Проверяет готовность аудитории к началу занятия, обеспеченность необходимыми средствами, отмечает отсутствующих, создает рабочую обстановку
Организуют рабочее место, сосредотачивают внимание на данное занятие с целью глубокого усвоения знаний и умений по теме. Представляют список отсутствующих
ОК 1, ОК2
2.
Проверка домашнего задания, актуализация знаний
Проверка знаний по пройденному материалу
Задает вопросы, выявляет опорные знания
Отвечают на вопросы
ОК2, ОК3, ОК4
3.
Целеполагание и мотивация
Постановка цели и создание мотивации
Сообщает тему, цель занятия и увязывает ее с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности, с квалификационной характеристикой техника- технолога ОП, акцентирует внимание на значимость темы в изучаемом курсе
Слушают, осознают важность и значимость темы для дальнейшей работы
ОК1, ОК2, ОК3
4.
Изучение знаний и способов деятельности
Организация восприятия, осмысления
Объясняет новый материал. Отвечает на вопросы
Слушают, записывают новый материал в тетради
ОК1, ОК2, ОК8
5.
Первичная проверка понимания изучаемого
Выявление пробелов первичного осмысления
Задает вопросы по новому учебному материалу
Отвечают на поставленные вопросы
ОК1, ОК2, ОК3
6
Закрепление изученного нового материала и умений его применять
Проверка усвоения нового материала
Выдает задание и методические рекомендации
Решают, заполняют таблицу
ОК1, ОК2, ОК3
7
Рефлексия
Мобилизация на рефлексию
Раздает карточки для рефлексии
Заполняют карточки
ОК1, ОК2, ОК6
8
Подведение итогов
Оценка качества работы студентов
Подводит итоги занятия, комментирует работу студентов, оценивает их, отмечает положительные моменты и недостатки деятельности студентов
Слушают сообщение о результатах работы, делают выводы по изученной теме
ОК1, ОК2
9
Домашнее задание
Обеспечение понимания студентами цели, содержания и способов выполнения ДЗ
Выдает домашнее задание
Записывают домашнее задание
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7
Задача для домашней работы
Рассчитайте сумму чистой прибыли по предприятию питания на планируемый год на основе следующих данных.
По расчетам в планируемом году необходимо направить на развитие хозяйственной деятельности 400 тыс. руб. от распределяемой прибыли, на прочие нужды – 150 тыс. руб.
Возврат банку долгосрочной ссуды, погашаемой за счет прибыли в планируемом году – 50 тыс. руб.
По данным анализа доля налогов в общей сумме прибыли составляет 25%.
Удельный вес прибыли от реализации собственной продукции в общей сумме прибыли предприятия до налогообложения по прогнозу составит 67%.
Фронтальный опрос
Что является целью деятельности предприятия питания?
Назовите функции предприятий питания?
К какой сфере относится общественное питание?
От чего зависит наценочная категория?
Что понимается под доходами предприятия?
Какие виды доходов выделяют на предприятиях общественного питания в зависимости от характера деятельности, условий получения?
Каково назначение наценки в предприятиях питания?
Какая информация необходима для экономического обоснования размера наценок в предприятиях питания?
9. От чего зависит наценка на продукцию собственного производства и покупные товары?
10. Какие факторы влияют на формирование доходов предприятий питания?
11. Каковы пути увеличения доходов в предприятиях питания?
Карточка для рефлексии
На уроке я работал активно/ пассивно
Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
Урок для меня показался коротким/ длинным
За урок я не устал/ устал
Мое настроение стало лучше/ стало хуже
Материал урока мне был понятен/ не понятен
интересен/ скучен
Домашнее задание мне кажется легким/ трудным
нужным/ не нужным
Карточка для рефлексии
На уроке я работал активно/ пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался коротким/ длинным
4. За урок я не устал/ устал
5. Мое настроение стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/ не понятен
интересен/ скучен
7. Домашнее задание мне кажется легким/ трудным
нужным/ не нужным
Заголовок 215