Открытый урок по окружающему миру Куда берется и куда девается мусор?


Урок по окружающему миру.
Тема: «Откуда берется и куда девается мусор?»
Цели: формировать представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации; убедить в необходимости соблюдения
чистоты в доме, городе, на природе; прививать уважение к людям, которые следят за чистотой в окружающем нас мире.
Формируемые УУД: умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира; оценивать действия партнера при работе в паре;
умение делать выводы; обобщения; осуществлять самоконтроль при решении учебных задач.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость соблюдения чистоты; осознают необходимость сортировки мусора;
осознают, что любой труд в почете.
Оборудование: коробки, упаковки: металлические, стеклянные, пластмассовые; кукла Злючка – Грязючка; слайды «Почему наш парк около
интерната такой красивый?».
Комбинированный урок, в котором применяется системный набор разных видов деятельности: элементы игры; наблюдение за изучаемым явлением, для обнаружения доказательств; постановка проблемы; поиск путей ее решения.
Дидактической целью этого урока является: овладение новыми знаниями и осмысления фактического материала.
Действия учителя/Структурные элементы урока. Действия учеников 1. Орг. момент.
- рассмотрите фотографии на доске.
- Узнали местность?
- Каков наш парк?
- А вот почему он такой, мы ответим в процессе решения задач на нашем уроке.
(Парк возле интерната)
(Чистый красивый)
Цель: привлечь и настроить ребят на позитивное отношение к уроку и сориентировать на тему урока.
2. Актуализация знаний.
- Как называется планета, на которой мы живем?
30041858890- Какую она имеет форму?
- Кто это доказал первым и каким способом?
- Кто в наши дни подтверждает, что Земля имеет форму шара?
- Какой они видят нашу Землю?
- Что должны сделать люди, чтобы Земля оставалась такой же красивой?
2005965-31750
(Земля)
(Форму шара)
(Путешественник Фернан Магелан, решив объехать на кораблях Землю.)
(Фотографии космонавтов и космических спутников.)
(Голубой. Очень красивой. «Зеленой»)
(Беречь ее, не загрязнять реки, не ломать деревья, поддерживать чистоту…) Учебный диалог.
Постановка мотива.
3. Самоопределение к деятельности.
- Что нужно сделать для того, чтобы в лесах, парках, селах и городах, в домах и школах было чисто?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Что значит не мусорить? Куда выбрасывать мусор и как это делать? Об этом мы поговорим на уроке. Мы будем учиться ставить перед собой задачи и решать их.
(Бросать мусор в мусорные баки…)
(Не мусорить.)
(О мусоре) 4. Работа по теме.
А) - Послушайте отрывки из стихотворения. С Михалкова. Будьте внимательны.
Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,…
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки,
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!...
Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята, - крикнул Дима-
Вот местечко хоть куда!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
ДВЕ РАЗБИТЫХ наши склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора! …
2466975253365- Как вы думаете, смогут ли ребята вернуться на пляж и увидеть чудный вид?
- Почему?
- А возможно и смогут! Есть «волшебники, которые наведут порядок. Это любители природы, экологи. Им не нравится такой вид, и они устраивают рейды по очистке берегов.
- О каком мусоре говорилось в стихотворении?
1 задача.
Б)- Как вы думаете, можно ли обойтись без мусора?
-Докажите.
- Каков же ответ в 1 задаче?
Слушают, готовятся ответить на вопросы.
(Нет)
(Мусор пахнет, будет много насекомых, некрасиво…)
(Пустые банки, стекло, баранки)
(Нет)
(Съел конфетку – остался мусор, сломанные игрушки ….)
- Без мусора жить невозможно.
Устанавливают основные признаки мусора.
Анализ и оценка полученной информации.
Давайте разбираться, что может стать мусором?
В) С. 78 – учебник.
- Назовите продукты питания.
- Могут ли они стать мусором?
- Что из окружающих нас предметов может стать мусором?
- Дадим же ответ для второй задачи. Называют продукты питания по иллюстрации учебника.
Доказывают, что упаковки из - под продуктов будут мусором.
(Сломанные ручки, старые тетради, огрызки, кожура банана, старая обувь, одежда и т.д.)
- Мусором может быть любой предмет, который нам не нужен. Исследование информации, вывод.
(Участие в учебном диалоге по ходу наблюдения и по анализу результатов наблюдения)
2 задача (Куда деть мусор?)
(Стук в дверь. У учителя на руке кукла)
Г.) Знакомство со Злючкой – Грязючкой.
- Это все мое, люблю ребят, которые бросают мусор где попало!
Этот коробок (Там жил жук) бросил Вова в подъезде. Эту коробку (в ней был сок) я нашла в цветнике у магазина. Эту бутылку – на автобусной остановке. Эту обертку – в школьном коридоре. Этот стаканчик – около мусорного ведра в классе.
- Кто это сделал? Я с таким человеком хочу подружиться! Иди ко мне.
- Ребята, среди нас есть такие, кто разбрасывает мусор? Кто желает подружиться с Грязнючкой?
- Уходи восвояси, Грязнючка. В нашей школе больше мусора не найдешь!!! (Выгоняют за дверь)
- Прогнали. Давайте повесим на дверь большой замок, а открыть его сможем только мы.

Физминутка. Дают ответ Злючке – Грязючке.
Желающих нет.
На двери висит замок
На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)Кто его открыть бы мог? (Разъединяют руки)
Мы замочек повертели. (Повороты туловищем)
Мы замочек покрутили. (Повороты головой)По замочку постучали (Хлопают в ладоши) Постучали и открыли (разводят руки).
Игровая ситуация.
Цель: постановка проблемы.
Д) - Как вы думаете, какой вопрос встает перед нами?
-Что же делать? Как же быть, куда мусор положить?
179070023495
240030063500(На доске появляется плакаты)
Показ слайдов, где дети и сотрудники интерната убирают территорию .
- Дайте ответ , почему наш парк такой красивый?
- Куда складывают мусор участники субботника?
- Это компостные ямы. Листва и ветки перегниют и получится питательная почва для растений.
- Каков дальнейший путь мусора?
2800350133985- Куда денется он из населенных пунктов?
Посмотрите, что предлагает нам учебник.
Работа с учебником. С. 79.
- Прочитайте задание. Посоветуйтесь с соседом по парте. Сделайте свой выбор. Куда надо отвезти мусор из контейнеров?

Проверьте свои ответы. (На доске. НА ЗАВОД!)
Слайды № 12, 13, 14
-Каким же будет наш ответ на 2 задачу? (Куда деть мусор?)
(В мусорную корзину, в бак.)
(В мусорные контейнеры)
(Дворник , ребята и педагоги убирают старую листву, ветки)
(В яму)
(Вывезут в мусоровозах)
Ребята размышляют, объясняют друг другу свой выбор.
. Лучше вывозить на перерабатывающие заводы.

Решают проблему
1863090132715Вывод: - Мусор надо выбрасывать в
13011156223050101533655-2286033655

, , , . Опора на личный опыт, на личные наблюдения
Пополнение словарного запаса. Получение новых знаний.
Словарь: контейнер, компостные ямы, мусоровозы, перерабатывающие заводы.
Решают проблему.
Работают в паре.
Объясняют свой выбор.
3 задача (Вред от мусора)
Е) Почему нельзя сваливать мусор куда попало?
(Бумага разлагается от 2 до 10 лет;
консервные банки – 90 лет;
пластик – 200 лет;
стекло – 1000 лет)
Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций.
Некрасиво, плохой запах.
Загрязнение воздуха. (Гниение)
Загрязнение почвы и рек.
Животные разносят инфекцию.
Делают выводы, опираясь на свой опыт и представленную информацию.
Устанавливают при помощи учителя связи между изучаемым объектом и окружающей средой.
4 Задача (Может ли мусор быть полезным?)
Ж) Рассмотрите слайды, что происходит на заводе?
- Для чего?
Высказывают различные предположения.
(Рабочие перебирают мусор.)
Исследуют иллюстрации и высказывают предположения.
З) - Чтобы верно ответить, проведем сортировку мусора, который оставила Злючка.

- Вот так и на заводе сортируют, чтобы потом переработать и получить новый материал (сырье) для новых изделий. - Для чего?
Слайд № 9.
-Для чего это делают? Может быть легче срубить деревья, сделать из них новую бумагу?
- Давайте рассуждать. Сортируют по коробкам: « Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» (Алюминий), «Пищевые»
Предположения детей
Из старой бумаги (макулатуры) – тетради, книги, газеты ….
Из алюминия – детали для самолета, ….
Из пластика – тротуарную плитку, детали для автомобилей ….
Из стекла – банки, ….
Предположения детей Практическая работа.
Рассуждают, делают выводы.
Словарь: металл, алюминий, макулатура, сортируют.
Установление истинности (ложности) гипотезы
1714503175 1 100кг макулатуры сберегут 1 дерево.
- Что это значит? Сбережем деревья, значит
люди получат больше чистого воздуха (кислорода) 2.Стекло получается при нагревании песка до температуры в 1500 градусов. Для этого необходимо затратить много электроэнергии. А если вместо песка в печи будут стеклянные осколки, температура плавления уменьшается, к тому же не нужно привозить никакого песка. - Что это значит?
Вывод по 4 задаче.
- Какую пользу приносит переработка мусора? Если дети не ответят, то можно им помочь наводящими вопросами. ( Почему следим, чтобы лампы в классе и коридоре были выключены в светлые часы дня. – Экономим электроэнергию)
- Бережет природные богатства, электроэнергию, труд людей. Делают выводы, опираясь на свой опыт и представленную информацию
- Подумайте, что можете сделать вы из мусора, который оставила нам Грязнючка?
- Посмотрите, что вы и ваши родители можете сделать из старых предметов. Слайды 17 – 20.
Какие профессии необходимы для того, чтобы наша земля была краше? Копилку, пенал, вазу, кормушку, ….
Дворники, уборщицы, водители мусоровозов, работники на свалках, сортировщики мусора, операторы на заводах по переработке мусора. Творческий подход к проблеме.
Личностные УУД:
осознание значения данных профессий; уважение к людям.
Рефлексия. – Оцените свои достижения на уроке. Для этого поработайте с тестом.
- Вы можете выбрать любой вариант.
При помощи «светофора» оцените свои знания.
Тест (на карточке)
Тест прилагается ниже.
- Что я узнал нового?
- Мне было (не) интересно потому, что….
- Что я могу сделать, чтобы вреда от мусора стало меньше?
Дифференцированный подход.
Учащиеся получают право выбирать тот вариант, который соответствует их возможностям.
Выбирают знак «светофора», который
помогает учителю увидеть, кому нужна помощь в работе над текстами.
Итог.
- Вернемся к задачам урока. Какие же проблемы стояли перед нами и как их можно решить. (На доске в процессе урока выстроился картинный план)
- Вы сделали правильные выводы, если мы их будем выполнять, то земля будет такой. ( Перед детьми глобус с «веселыми глазами и доброй улыбкой») 1. Мусором могут стать все ненужные вещи.
2.Мусор надо выбрасывать в мусорные корзины, баки, контейнеры, вывозить на мусоровозах на специальные свалки, но лучше на перерабатывающие заводы.
3. Чтобы экономить природные богатства, необходимо сортировать мусор и перерабатывать его.
4. Если мусор разбрасывать где попало, то будет некрасиво, будет происходить загрязнение воздуха, загрязнение почвы и рек, животные разнесут инфекцию.
Формируют выводы, на основе полученной в ходе урока информации.
Тест
Откуда берётся и куда девается мусор?»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ______________________________ Дата____
Вариант А.
1.Допиши предложение:
После использования продуктов питания и других нужных предметов остаётся ___________________..
2. Куда лучше вывести мусор?
А) свалка;
Б) речка;
В) завод по переработке мусора.
3. Нарисуй, экологические знаки, запрещающие выброс мусора в общественных местах.
______________________________________________________________________________________
Вариант Б.
1. Допиши предложение:
Где появляется Злючка-Грязючка? Там где_________________. 2. Выберите верное утверждение:
А) Покупай товары с большим количеством упаковок и обвёрток.
Б) Не бери лишних бумажных и целлофановых пакетов в магазине, если их собираешься сразу выбросить.
В) Покупай больше, чем может понадобиться
3. Нарисуй, что можно сделать из ненужных вещей.
Вариант В.
1.Напиши, какой путь должен пройти мусор от нашего жилища до машины, вывозящей его?
__________________________________________________________________________
2. Выберите верное утверждение:
Что такое свалка? А) Это скопление мусора в одном месте.
Б) Это разбросанный повсюду мусор.
В) Это мусор в больших баках.

3.Выберите верное утверждение:
Какой мусор можно вторично переработать? Объясни свой выбор.А) металл,
Б) пищевые отходы
В) пластик Г) бумага,