Программа курсов по выбору «Геометрические задачи по готовым чертежам» для 9 класса.
Муниципальное образование Павловский район
станица Новопетровская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______2013 года
Председатель педсовета
_____________
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору «Геометрические задачи по готовым чертежам»_
Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование, 9 класс_
Количество часов __18___ Уровень _базовый_
Учитель __Разумная Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе учебного методического пособия В. Н. Сукманюк "Эмпирическая геометрия: Учеб. пособие.-Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Геометрические задачи по готовым чертежам» для 9 класса составлена на основе учебного методического пособия В. Н. Сукманюк "Эмпирическая геометрия: Учеб. пособие.-Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011г.
Цель обучения:
реализация задачи внутрипредметных и межпредметных связей с биологией, физикой, историей, изобразительным искусством, архитектурой, скульптурой;
заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин;
создание положительной мотивации обучения на выбранном профиле;
углубление знаний об окружающем мире путём творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов.
Задачи обучения:
формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
интеллектуальное развитие учащихся;
воспитание любопытства к красоте линий и форм;
удовлетворение потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес к математике;
Назначение рабочей программы второго вида, в рамках предпрофильной подготовки, - показать учащимся возможности использования фундаментальных дисциплин в профессиональной деятельности.
Таблица тематического распределения количества часов
на один учебный год
№
п/п
Разделы, темы
Учебное методическое
пособие
Количество часов
1
Разрезание и составление. Сгибание и наложение
В. Н. Сукманюк "Эмпирическая геометрия: Учеб. пособие.-Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011г.
3
2
Геометрия треугольника
3
3
Решение задач про треугольники
4
4
Выпуклые четырёхугольники
2
5
Многоугольники
3
6
Окружность и прямые
2
Итого
17
Содержание обучения
Тема 1. Разрезание и составление, сгибание и наложение (3 часа)
Разрезание и составление. Сгибание и наложение.
Задачи: Повторить и систематизировать основные метрические формулы с помощью разрезания и составления фигур. Опытным путём закрепить основные факты по теме "Замечательные линии и точки треугольника".
Тема 2. Геометрия треугольника (3 часа)
Биссектрисы треугольников. Высоты треугольников. Медианы треугольников. Средние линии треугольников.
Задачи: С помощью классификационных таблиц систематизировать факты о замечательных линиях и точках треугольника, а также закрепить формулы площадей, которые были проверены опытным путём в работах.
Тема 3. Решение задач про треугольники (4 часа)
Нахождение сторон треугольников. Вычисление площадей треугольников. Нахождение элементов треугольника. Применение свойств прямоугольного треугольника.
Задачи: Применить теоретические знания, доказанных опытным путем в решении базовых задач по теме "Геометрия треугольника", а так же с помощью ссылок на информацию, необходимую для решения.
Тема 4. Выпуклые четырёхугольники (2 часа)
Вписанные четырёхугольники в окружность. Нахождение элементов четырёхугольника.
Задачи: Знакомить с различными способами построения и применением выпуклых четырёхугольников в природе и окружающей обстановке. С помощью генеалогического древа подвидов четырёхугольников систематизировать формулы площадей, свойства и признаки подвидов четырёхугольников.
Тема 5.Многоугольники (3 часа)
Виды многоугольников. Радиусы описанных и вписанных окружностей около правильных многоугольников. Решение задач по теме "Многоугольники".
Задачи: Обобщить методы нахождения элементов правильных многоугольников, в частности треугольников, четырёхугольников, шестиугольников. Сформировывать у учащихся понятие о том, что правильные многоугольники - это создание прекрасного для глаза человека, это искусство, которое украшает нашу жизнь; воспитывать эстетические вкусы при выборе цвета и сочетания цветов; развивать потребность в создании и применении в жизни элементов красоты.
Тема 6. Окружность и прямые (2 часа)
Касательная и секущая к окружности. Свойства касательных, секущих при решении задач. Центральные и вписанные углы.
Задачи: Систематизировать основные случаи взаимного расположения двух прямых и окружности, а так же геометрические формулы связанные с ними.
Требования к подготовке учащихся:
В результате изучения курса «Геометрические задачи по готовым чертежам» учащиеся 9 класса должны:
познакомиться с различными видами симметрии живой природы и неживой природы;
систематизировать факты о замечательных линиях и точках треугольника;
решать базовые задачи по теме "Геометрия треугольника" ;
познакомиться с делением отрезка в отношении золотого сечения;
систематизировать формулы площадей треугольников, правильных многоугольников;
познакомится с различными способами построения и применением правильных многоугольников в природе и окружающей обстановке;
знать основные случаи взаимного расположения двух прямых и окруж- ности, уметь решать задачи с применением геометрических формул, связанные с ними.
Список рекомендуемой литературы
1. Сукманюк В. Н. Эмпирическая геометрия: Учеб. пособие. – Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2011.
2. Шарыгин И. Ф. Задачи по геометрии. Планиметрия. М.1996
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей математики МБОУ гимназии № 7
от 31.08.2016 года №1
________________ Черкасова Н.Г.
(подпись руководителя МО)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Федоренко И.В.
(подпись)
31.08.2016года
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
__________ Федоренко И.В.
подпись зам. директора ф.и.о.
31. 08. 2016 г
Муниципальное образование город Новороссийск
(территориальный, административный округ (город, район, поселок))
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 7
( наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2016 - 2017 учебный год
по курсу: «Геометрические задачи по готовым чертежам»
класс: 9 «В»
учитель Черкасова Наталья Геннадьевна
количество часов всего 17 часов, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя математики Черкасовой Н.Г., утверждённой решением педагогического совета № 1 от 31.08. 2016 г
Планирование составлено на основе учебного методического пособия В. Н. Сукманюк "Эмпирическая геометрия: Учеб. пособие.-Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011г
В соответствии с ФКГОС-2004
Учебник Сукманюк В. Н. Эмпирическая геометрия: Учеб. пособие. – Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2011.
Номер
урока
Содержание (разделы, темы)
Кол-во часов
Дата проведения 9 «В» класс
Оборудование
план
план
I. Разрезание и составление, сгибание и наложение
3
1
Разрезание и составление
1
Фигуры из бумаги, цветные ручки, ножницы
2
Сгибание и наложение.
1
Фигуры из бумаги, цветные ручки, ножницы
3
Разрезание и составление, сгибание и наложение
1
Фигуры из бумаги, цветные ручки, ножницы
II. Геометрия треугольника
3
4
Биссектрисы треугольников.
1
Таблица «Биссектрисы треугольника»
5
Высоты треугольников.
1
Таблица «Высоты треугольника»
6
Медианы и средние линии треугольников.
1
Таблица «медианы треугольника»
III. Решение задач про треугольники
4
7
Нахождение сторон треугольников
1
Таблица «Элементы треугольника»
8
Вычисление площадей треугольников
1
Таблица «Площадь треугольника»
9
Нахождение элементов треугольника
1
10
Применение свойств прямоугольного треугольника
1
Таблица «Свойства прямоугольного треугольника»
IV. Выпуклые четырёхугольники
2
11
Вписанные четырёхугольники в окружность.
1
Модели правильных многоугольников, циркули, цветные ручки
12
Нахождение элементов четырёхугольника.
1
Модели правильных многоугольников, циркули, цветные ручки
V. Многоугольники
3
13
Виды многоугольников.
1
Модели правильных многоугольников, циркули, цветные ручки
14
Радиусы описанных и вписанных окружностей около правильных многоугольников
1
Модели правильных многоугольников, циркули, цветные ручки
15
Решение задач по теме "Многоугольники"
1
Модели правильных многоугольников
VI. Окружность и прямые
2
16
Касательная и секущая к окружности
1
Таблица «Касательная и секущая»
17
Свойства касательных, секущих при решении задач
1
Таблица «Касательная и секущая»
итого
17
Муниципальное образование город Новороссийск (территориальный, административный округ (город, район, поселок))
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 7
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
От31.08.2016 года протокол №1
Председатель______ Любимцева С.А..
подпись руководителя ОУ ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету (курсу) «Геометрические задачи по готовым чертежам»
Уровень образования (класс) основное общее образование 9 классы_
Количество часов 17 часов (1 час в неделю)_______________
Учитель Черкасова Наталья Геннадьевна
Программа разработана на основе: учебного методического пособия В. Н. Сукманюк "Эмпирическая геометрия: Учеб. пособие.-Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011г
ђЗаголовок 315