Специальная индивидуальная программа развития по зрительно — слуховой стимуляции для 1 класса с ТМНР


Индивидуальные сведения о ребёнке
Ф.И.О:
Дата рождения:
Домашний адрес:
Сведения о родителях:
Мать :
Отец :
Выписка из анамнеза: симптоматическая эпилепсия, ремиссия, ДЦП, спастический тетрапарез. Множественные контрактуры верхних и нижних конечностей. ЧАЗН. Расходящееся альтернирующее косоглазие с паралитическим компонентом.
Общие сведения об учащемся на начало 2016-2017 учебного года
Ребёнок поступил в школу 01.09.2016 года в 1 класс. По заключению ПМПК у Ярослава тяжёлая умственная отсталость, ДЦП, речь отсутствует, слабовидение. Мальчик самостоятельно не передвигается, сидит в инвалидной коляске с фиксацией. В течении 2-3 секунд удерживает вложенный в руку предмет. Взгляд на предмете не фиксирует, звук не локализует. Ярослав воспринимает происходящее вокруг него посредством тактильных ощущений. Эмоциональное состояние устойчивое. Мальчик спокоен. Реагирует на шум и крик, вокализирует. Обращённую речь не понимает, не соотносит себя с именем, но эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ним: улыбается, вокализирует. Характерно отсутствие звуковых и словесных средств общения. Ему нравится, когда окружающие взаимодействуют с ним: тактильные прикосновения, игры-взаимодействия. Ярослав реагирует на воду, краску, сыпучие, твёрдые и вязкие материалы. У Ярослава отсутствует контроль выделений, он находится в памперсе. Ест протёртую пищу. Во время приёма пищи, одевания, раздевания требуется полная помощь взрослого. Требуется полная постоянная помощь.
При разработке специальной индивидуальной программы развития учитывались индивидуальные психофизиологические особенности обучающегося с глубокой умственной отсталостью. Речи и ее понимания нет. Не сидит, не стоит, не может самостоятельно изменить положение тела. Установить контакт с ребенком возможно через тактильно-осязательную область в сопровождении с голосом.
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития, составлена в соответствии требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа разработана на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год рассчитана на 3 часа в неделю, итого 99 часов (исходя из 33 учебных недель в году). Срок реализации 1 год.
Целью программы является включение детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду.
Специальная индивидуальная программа развития составлена на основании следующих нормативных документов:
● Конституция Российской Федерации.
●Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»
●Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». с последующими изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241; от 30.08.2010 г. № 889);
●Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
●Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
●СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"● Приказ от 26.01.2016 года N 38 Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253».●Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О направлении методических рекомендаций» № 03-20-1587/16-0-0 от 04.05.2016 г. (о разработке рабочих программ, курсов).
●Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.08.2005г. №560 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области».
●Концепция воспитания школьника в Ленинградской области: приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 г № 35.
●Закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 года №6-оз
"Об образовании в Ленинградской области"
●Устав Государственного казённого образовательного учреждения Ленинградской области
«Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори»
●Учебный план школы-интерната «Красные Зори» на 2016-2017 учебный год.
Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжёлой или глубокой умственной отсталостью.
Дети с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью имеют выраженные нарушения мышления, памяти, внимания. Часто не владеют речью и нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.  Такие дети спонтанно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.
Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Учитывая индивидуальные образовательные потребности, обучающегося, составлено тематическое планирование по предмету «Зрительно-слуховая стимуляция» при участии родителей.
Тематическое планирование

Разделы, темы Кол-во часов
Диагностика зрительно-слухового восприятия 3
1 Ознакомительные действия в предметно-развивающей среде. 10ч
Ознакомление с помещением класса и развивающими игрушками. 1
Ознакомительные действия на улице: в зависимости от времени года учитель привлекает внимание ребенка к характерным признакам осени, зимы или весны. 7
2 Стимуляция зрительных ориентировочных и эмоциональных реакций при показе знакомых игрушек. 21ч
Сосредоточение взгляда (до 3 сек) на неподвижном ярком круглом предмете. 6
Прослеживание взглядом за движением яркого круглого предмета. 6
Сосредоточение взгляда (до 3 сек) на неподвижном предмете неправильной формы 6
Прослеживание взглядом за движением предмета неправильной формы. 3
3 Стимуляция зрительных ориентировочных, поисковых и эмоциональных реакций при показе звучащих игрушек. 34ч
Развитие реакции на внезапно возникающий звук. 8
Сосредоточение на неподвижном звучащем предмете. 2
Прослеживание взглядом за движением звучащего предмета. 8
Нахождение спрятанного источника звука. 8
Различение двух резко различных музыкальных инструментов. 8
4 Стимуляция зрительных ориентировочных, поисковых и эмоциональных реакций при показе природных материалов. 13ч
Наблюдение за пересыпанием круп, песка и т.д. 9
Наблюдение за переливанием воды 4
5 Развитие речевого слуха учащегося. 12ч
Соотнесение лица знакомого человека (учителя) с его голосом. 3
Активация ответных голосовых реакций обучающегося (звуки, звукокомплексы) 4
Реагирование учащегося на различные голосовые интонации учителя. 5
6 Сосредоточение на лице взрослого (учителя). 5 ч
Реагирование на ласковое и сердитое выражение лица учителя. 3
Рассматривание себя и педагога в зеркале. 2
Диагностика 3
Итого: 99 часа в год Содержание программы
Ознакомительные действия в предметно-развивающей среде (10 часов).
Наблюдение за различными действиями учителя (например: на прогулке учитель выполняет отпечатки на песке, рисует различные линии; осенью совместно с ребенком собирает листья; зимой лепит снежки и т.д.). В классе наблюдение за различными действиями учителя с предметами (манипуляции со сборно-разборными дидактическими игрушками, мини-сценки с мягкими игрушками и куклами бибабо и т.д).
Во время первых занятий проводим диагностические мероприятия, определяем круг предпочтений обучающегося. Для расширения кругозора ребенка, проводим совместное с обучащимся наблюдение за погодными явлениями (падают листья, светит солнце, холодно, тепло, идет дождь, идет снег), (наблюдение во время прогулок и из окна класса).
Стимуляция зрительных ориентировочных и эмоциональных реакций при показе знакомых игрушек (21 час).
Фиксации взгляда на неподвижном объекте (серебряный и цветные шарики, яркая игрушка и т.д.), а также на предмете, издающем звук (музыкальная шкатулка, музыкальные инструменты и игрушки, магнитофон). В дальнейшем, когда Ярослав сможет фиксировать взгляд несколько секунд, начинаем предметы двигать. Используем при этом только яркие, достаточно крупные предметы, различные звучащие игрушки (колокольчик, бубенчики, барабан, разные «пищалки»). Наблюдаем за выбором предпочтений. По мере того, как обучающийся привыкнет к различным звукам, источники которых находятся в поле его зрения, убираем звучащий предмет и стимулируем ребенка на его поиск (вопрос «Где?»). Тренируем слежение за предметом, находящимся то ближе к ребенку, то дальше (например, катаем мяч больших размеров).
Стимуляция зрительных ориентировочных, поисковых и эмоциональных реакций при показе звучащих игрушек (34 часа).
Развитие реакции на внезапно возникающий звук происходит как с помощью различных предметов («пищалки», колокольчик, барабан, магнитофон, спрятанный за ширмой и т.д.), так и различные стуки (по дереву, стеклу, металлу).
Прослеживание взглядом за движущейся звучащей игрушкой. Учитель перемещает игрушку в поле зрения Ярослава, наблюдая сколько он может следить за движением объекта без поворота головы.
Используя звучащие игрушки, а также включая музыку на музыкальном центре, исследуем реакцию ребенка на различную громкость звука. Тренируем понятия «Тихо-Громко». Находим спрятанные под различными предметами звучащие игрушки (под платком, под коробкой). Учим различать две кардинально различные звуковые игрушки (например, барабан и бубенчик).
Стимуляция зрительных ориентировочных, поисковых и эмоциональных реакций при показе природных материалов (13 часов).
Стимулируем реакции ребенка при наблюдении за действиями с природными явлениями: пересыпание различных круп, песка. Практикуем игры с водой: наблюдение за переливанием воды различными способами, купание в воде игрушек, опускание в воду различных предметов.
Развитие речевого слуха обучающегося (12 часов).
Сосредоточение на лице взрослого (учителя) (8 часов).
Разделы находятся в тесной интегративной связи
Установление зрительного контакта – одна из важнейших задач. Тренируем сосредоточение ребенка на лице взрослого (педагога) как на прямую, так и опосредованно – через большое зеркало. Тренируем соотнесение лица знакомого человека с его голосом (различные виды игры «прятки»: где учитель может спрятать лицо при том, что Ярослав слышит её голос). При этом обращение по имени к нему, выражение просьб и проговаривание заданий учителем стимулирует речевой слух ребенка. Учитель варьирует голосовые интонации для расширения диапазона восприятия ребенком голоса взрослого. Активация ответных голосовых реакций обучающегося (звуки, звукокомплексы) возможна с применением различных логопедических техник и, так называемого, «вокального тенниса».При одобрении или порицании действий обучающийся, учитель выражает свои эмоции как вербально (тембр и интонации голоса), так и невербально (выражение лица), находясь в поле зрения ребенка. Отслеживаются реакции
Специальные методы и приемы, используемые при реализации СИПР:
- элементы альтернативной коммуникации (мимика, жесты, коммуникативная кнопка)
- элементы Монтессори педагогики
- элементы базальной стимуляции А.Фрёлих- элементы сенсорной интеграции Э.Джин Айрес- игровой метод
- наглядный и практический методы
Планируемые результаты освоения обучающимся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития АООП
Предполагаемые примерные личностные результаты освоения:
осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»;
социально – эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим;
владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.
Примерные предполагаемые БУД освоения программы:
следит глазами (2-3 сек) за действиями своих рук (манипуляции с предметами).
находит спрятанный под платком звучащий предмет.
прослеживает взглядом за движением предмета (без звука и звучащего) на незначительном удалении от лица.
Оценка динамики обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т.е 2 раза в год)
«выполняет действие самостоятельно» (с),
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),
«выполняет действие по образцу» (о),
«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),
«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),
«действие не выполняет» (!),
«узнает объект» (у),
«не всегда узнает объект» (нву),
«не узнает объект» (н).
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.
Примерные показатели самостоятельности учащегося (ПС) Условные обозначения
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) !
Действие выполняется ребенком: - со значительной помощью взрослого пп - с частичной помощью взрослого п - по последовательной инструкции (по изображению или вербально) и
- подражая или по образцу о
- самостоятельно с
- узнает объект у
- не всегда узнает объект нву- не узнает объект н Предметно-развивающая среда для работы с учеником
Примерный перечень оборудования.
Игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом)
Игрушки крупные резиновые, пластмассовые, пенопластовые, изображающие людей, животных, растения, птиц, транспорт.Игрушки музыкальные: погремушки, бубен, дудочки, барабан, колокольчик, свистульки, деревянные ложки и т.п.Игрушки-подвески.
Любые предметы, которые можно ронять на пол (кубики, мягкие игрушки, деревянные ложки, резиновые пищащие игрушки и т. д.).
Маты: детские напольные, складные, сборные и др.
Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, шарманка, свистульки, бубен, барабан, дудочка, треугольник и др.).Музыкальные инструменты: губная гармошка, свирель, бутылочки музыкальные, трещотки, маракасы, румба, аккордеон, кастаньеты, цитры, гусли, свирели, электронные инструменты. Магнитофон с подборкой аудиоматериалов.

Список литературы (дополнительный)
Э. Джин Айрес. Ребенок и сенсорная интеграция: понимание скрытых проблем развития. М., Теревинф, 2009.
Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей/ С.Е. Гайдукевич и др. - Минск, УО "БГПУ им. М. Танка", 2008
Первушина Е.В. Развивающие игры для детей от рождения до 1 года. СПб., Издательский дом «Литера», 2001.
Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко» 1-2 года. СПб.: Речь, 2012.
Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. М.: ООО группа компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008