СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДОРОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Заместитель директора (УВР) Директор МБОУ ФНОШ № 4
____________(Л.Г. Матящук) ____________ (.Н.В. Азарова) Протокол № 1 от 31.08. 2016 г. Приказ № 308 от 31. 08. 2016 г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Обучающейся 1 «А» класса
на 2016-2017 учебный год
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
пгт. Федоровский
2016 год
СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О.
Дата рождения
Домашний адрес
Сведения о родителях:
Мать -
Отец –
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Контакт жестовый, мимический. В контакт вступает легко (улыбается).
Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы. Доброжелательна по отношению к окружающим (улыбается, открыта для контакта со взрослым с помощью мимики, жестов)
Понимание инструкции. Слушает педагога, но часто «не слышит». Выполняет задания не по инструкции.
Работоспособность низкая. Быстро устаёт.
Общая и мелкая моторика. Не развита. Мелкая моторика развита на низком уровне (Слабо держит игрушки, карточки)
Внимание. Свойства внимания (концентрация, переключение, распределение) не развиты. Объём развит на уровне ниже среднего.
Память. Объём кратковременной зрительной памяти развит на низком уровне (показала 3 картинки из 10-ти). Слуховая память не развита.
Мышление. Мыслительные операции не сформированы.
Речь. На уровне лепета.
Осведомленность о себе и ближайшем окружении. Знает своих родителей, любит их (ласкается, улыбается, когда видит маму)
Восприятие времени. Временные представления не сформированы.
Ориентировка в пространстве. В пространстве не ориентируется.
Заключение педагога-психолога. Обучение ребёнка по индивидуальному плану, включая занятия на формирование математических представлений, ознакомление с окружающим миром, формирование предметно-практической деятельности, развитие речи.
Дата_________________________________
Подпись специалиста___________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Ф НОШ №4» приказ №_______ от 31.08.2016г.
Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п Раздел специальной индивидуальной образовательной программы Количество занятий
1. Ознакомление с окружающим миром 14
2. Формирование предметно-практической деятельности 7
3. Формирование элементарных математических представлений 6
4. Коммуникация и развитие речи 6
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ 33
Форма организации коррекционной работы: индивидуальные занятия с педагогом-психологом 1 раз в неделю по 20 – 30 минут с обязательной паузой (релаксация) 5-7 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.
Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).
Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.
Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.
Учить выполнять предметно-игровые действия: катать мячики через ворота; махать ленточкой; кормить куклу, используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого, снимать колечки с пирамидки и нанизывать из на стержень; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ», «прыг-прыг»); учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.
Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины, развивать соотносящие действия и движения пальцев и кистей рук. Учить работать с пластилином, тестом, другим пластическим материалом (разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать, придавливать и т.д). Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками. Учить выделять признаки цвета, формы, величины в окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.
КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.
Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.
Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.
Формировать алгоритм восприятия лица и тела.
Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя».
Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;
Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.
Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;
Способствовать развитию потребности в сопереживании.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел программы № темы Тема Количество занятий
1. Диагностическое обследование 2
2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи Тема 1 Представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, их движениях. 2
Тема 2 Представления о ближайшем окружении, членах семьи. 2
Тема 3 Предметное окружение 2
Тема 4 Временные представления 2
Тема 5 Мир животных 2
Тема 6 Мир растений 2
Тема 7 Ориентировка в пространстве 2
3. Формирование предметно-практической деятельности Тема 1 Формирование способности понимать просьбы, команды 2
Тема 2 Предметно-практическая деятельность с игрушками, конкретными предметами и дидактическим пособием. 2
Тема 3 Сюжетная игра 3
4. Сенсорное развитие Тема 1 Представления о величине, группировка предметов относительно размера. 1
Тема 2 Представления о форме. 1
Тема 3 Представления о количестве (много-мало, один-много, пусто). 1
Тема 4 Основные цвета. Соотнесение предметов по цвету. 1
Тема 5 Сравнение предметов по форме, количеству, величине, используя приемы приложения, наложения. 2
5. Коммуникация и развитие речи
Тема 1 Зрительная стимуляция 1
Тема 2 Обучение пониманию значения слов, простых инструкций 2
Тема 3 Формирование умения обращаться к взрослому. 1
Тема 4 Употребление слов/жестов. 2
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ 33
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫСистема коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.
Ожидаемые личностные результаты:
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.
Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:
выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
показывать на себе части тела и лица;
выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:
при общении использовать мимику и жесты;
определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
понимать и выполнять действия с игрушкой;
показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;
вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
использовать звукоподражания, лепетные слова для называния объектов окружающего мира.
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЕ
Для проведения занятий необходима отдельная комната, укомплектованная мебелью по росту ребёнка. В помещении учебной комнаты должна поддерживаться температура воздуха 18-20 градусов. Игровой материал подбирается по условиям необходимости применения его на занятиях. Необходимо использование аудиовизуальной техники, дидактических пособий по теме.
Ресурсы: учебная литература, игровой материал, дидактический материал, направленный на развитие когнитивной и эмоциональной сфер.
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.
Приоритетные задачи:
Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития познавательной и социально-эмоциональной сферы ребенка с ____________;
Обучить адекватным способам общения с детьми с нарушениями в развитии познавательных процессов, речи и поведения;
Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в классе и стимулирующие развитие положительных сторон личности.
Применяются следующие формы работы с педагогами:
Индивидуальные и групповые консультации.
Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, педсоветов,
Семинары-практикумы, тренинги, лекции, беседы и пр.
Важным условием эффективной работы программы является участие педагога – психолога в планировании педагогического процесса, в том числе в разделах «Самостоятельная деятельность детей» и «Совместная деятельность педагога и детей». Психолог помогает подобрать игры и упражнения, а также оказать помощь в их проведении.
Рекомендации педагогам:
1.Создание благоприятной обстановки, щадящего режима;
2.Использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся;
3.Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям;
4.При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с _____________;
5.Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
6.Зная особенности детей с _______________, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).
7.Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса;
8.Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни;
9.Всегда и во всем уметь до конца доводить начатую с ребенком работу, проявлять настойчивость.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Достижение целей и решение задач коррекционно-развивающей работы педагога-психолога предполагает самое активное участие родителей.
При реализации индивидуальной программы развития ребенка с _____________ основными задачами работы педагога-психолога с родителями являются:
-установление партнерских отношений с семьей ребенка, объединение усилий для развития и воспитания ребенка;
-создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и проникновения в проблемы друг друга;
-активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
При организации взаимодействия с родителями неукоснительно соблюдаются следующие правила:
-проявлять доброжелательное отношение к родителям и ребенку, с уважением относиться к мнению родителей, их опыту, не допускать оценочных суждений как со своей стороны, так и со стороны родителей по отношению друг к другу;
-описывать психологические феномены доступным, понятным языком, избегая употребления профессиональной терминологии;
-следовать принципу конфиденциальности, не предоставляя посторонним людям никакой информации о конкретных детях, диагностических данных и т.д.
-акцентировать внимание родителей на их собственных возможностях и ресурсах, поддерживать их позитивную оценку себя в качестве родителя.
Формы работы педагога-психолога с родителями
Психологическое просвещение через индивидуальные консультации, информационные стенды, информация на школьном сайте.
Рекомендации родителям:
1.Необходимо сотрудничать с различными специалистами, занимающимися проблемами _________ у детей (логопед, психолог);
2.Необходимо закреплять изученный материал дома
3.Общаться (по возможности) с родителями, у которых детишки с подобными проблемами.
Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Период занятий 1 полугодие2 полугодиеЗа год
Количество пропусков Динамика состояния ребёнка:
В конце первого полугодия _____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность обучения (на конец учебного года) _____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе _____________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала обучения____________________________________
Дата окончания обучения ______________
Подпись родителя ____________________
Подпись специалиста____________