УРОК ПО РАССКАЗУ Л. АНДРЕЕВА АНГЕЛОЧЕК
УРОК ПО РАССКАЗУ Л. АНДРЕЕВА "АНГЕЛОЧЕК"
Цель урока:
Познакомить учащихся с именем Л. Андреева.
Поработать над анализом образа главного героя не с точки зрения оценки его поведения, а с точки зрения его душевных переживаний.
Помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца.
Обратить внимание на художественное своеобразие рассказа.
Оборудование урока:
Портрет Леонида Андреева.
Детский рисунок с изображением ангелочка.
Пластинки.
Предварительная подготовка к уроку:
Дать задание прочитать рассказ дома.
Поручить ученику, умеющему рисовать, изобразить на рисунке ангелочка.
Дать индивидуальное задание монологические ответы по теме "Отец Сашки", "Мать Сашки" двум ученикам.
Индивидуальное задание: раскрыть значение имен: Александр, Феоктиста Петровна, Иван Саввич.
Ход урока
Организационный момент.
I.Сообщение темы урока.
Здравствуйте,ребята. Присаживайтесь.
(Слайд № 1)
Ребята, тема нашего урока «Хрупко счастье» по рассказу Л.Андреева «Ангелочек»
(Слайд № 2 )
Учитель:
Цель нашего урока познакомиться с биографией Л.Андреева и его творчеством, мы проанализируем образ главного героя с точки зрения его душевных переживаний.
Попробуем почувствовать трагедию Сашки и его отца
(Слайд № 3 )
А эпиграфом нашего урока станут слова И.Бунина.
Юля, прочитай эпиграф .
И в созерцании впервые
Дитя признало красоту,
Лелея грезы золотые
И чистой радости мечту.
И.Бунин
- Сегодня на уроке мы с вами должны будем понять о какой красоте идёт речь.
II. Записи темы и эпиграфа в рабочих тетрадях.
Учитель:
- Откройте тетради, запишите число, тему и эпиграф урока.
(Слайд № 4 )
III. Сообщение о писателе.
Учитель:
- Дома вы работали по группам. И первой группе было поручено найти информацию о Л.Андрееве.Кто желает ответить. Алина.
Леонид Николаевич Андреев большой русский писатель. Жил в России на рубеже XIX и XX веков (1871 1919). Начал писать рассказы, которые носили демократический, реалистический характер, например, "Бергамот и Гараська". Затем в его творчестве усиливаются религиозные мотивы. Но сочувствие обездоленным не оставило писателя до конца жизни... Обратимся к его рассказу "Ангелочек".
Учитель:
- Ребята, у нас в классе есть девочки, которые могут выразить свои чувства, эмоции, впечатлении с помощью кисточки. Катя и Юля на этом уроке покажут своё творчество. Приступайте к работе.
(Слайд № 5 )
IV. Чтение финальной части рассказа.
Ученик:"...ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. Лампа, оставленная по настоянию Сашки, наполнила комнату запахом керосина и сквозь закопченное стекло бросала печальный свет на картину разрушения. Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку. К запаху керосина присоединился тяжелый запах топленого воска. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты..."
Пауза.
Слайд № 6
V. Фронтальный опрос.
Учитель:
Что это? Исчезла еще одна игрушка, восковой ангелочек? Или произошла трагедия, последствия которой ужасны? На эти и многие другие вопросы нам предстоит ответить. Мы попытаемся понять предназначение ангелочка на этой "грешной и страдающей земле".
Учитель:
- Обратимся к началу рассказа. Прочтите первое предложение:
Ученик:
- "Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется» жизнью".
Слайд № 7
Учитель:
- Почему то, что делал Сашка, "называлось", а не было жизнью?
Ученик:
- Вся его жизнь сплошные страдания. Он не жил, а существовал. В школе его постоянно наказывали, дома тоже.
Учитель:
- Как он мстит жизни?
Слайд № 8
Ученик:
Сашка начинает делать все назло. Сам он осознает, что ведет себя плохо, так как рисует карикатуры на себя и окружающих людей.
Учитель:
- Несомненно, на ребенка оказывает огромное влияние его семья. Давайте посмотрим, что собой представляли отец и мать героя.
VI.
Учитель:
- Ребята некоторые из вас готовили характеристики отца и матери.
Учитель:
- Расскажите подробно об отце Сашки и его матери. Кто готов отвечать?
Дается характеристика героев (два монологических ответа, заранее подготовленные).
Слайд № 9
1) Рассказ о матери.
Слайд № 10
2) Рассказ об отце.
Учитель:
- Из ответов ребят мы видим, что наш герой жил в непростых условиях. Дома ему было некомфортно, он не видел в семье любви заботы и ласки.
VII. Фронтальный опрос.
Учитель:
- Ребята, мы и раньше говорили, что имя влияет на человека, и часто писатели выбирают имена героям, чтобы раскрыть характер полнее. Вы дома искали значение имен. Случайны ли имена у Л. Андреева? Что они означают?
Учитель:
- Кто готов ответить?
Ученик:
- Иван Савич (Иван - Божья милость, Иван несёт ощущение чего-то доброго и светлого. Они преданны своей семье, дружелюбны и трудолюбивы, милостивый Савелий дословно «тяжкий труд», выпрошенный евр.)
- Александр (защитник, мужчина, «защитник людей», «защита мужественная».)
Слайд № 11
Феоктиста Петровна (основательная каменная глыба). Феоктист хитер, раздражителен, может взрываться по пустякам, изрядный лентяй. Он не очень хорошо ладит с людьми, не любит выслушивать чужое мнение. Богом созданная. Петра: скала, утес, каменная глыба..
Спасибо. Хорошо. Постарались.
Учитель:
- Имена нам как бы "подсказывают" положение, которое занимает тот или иной герой в семье.
Учитель:
- С кем сравнивает автор Сашку? Почему?
Ученик:
- Сашка сравнивается с волчонком. Он озлоблен. Когда Сашка злится, у него появляется оскал, похожий на волчий. Он кусается, огрызается. Сашка одинок.
Учитель:
- Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой?
Ученик:
- Сашке не хватает чего-то светлого, теплого, не похожего на окружающий его мир. Молодец!!!!
Учитель:
- Мальчик попадает на рождественский праздник в дом к богачам Свечниковым.
- Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не похожем на его дом? Почему нет?
Ученик:
- Сашка не меняется, а становится еще злее. Он чувствует себя чужим среди этих маленьких миленьких деток. Они его боятся. Софья Дмитриевна покровительствует ему, т.е. заботится свысока, не пуская в свою жизнь.
Учитель:
- Люди не принимают Сашку. Но в доме есть нечто прекрасное и светлое, новое и не похожее ни на что другое. Это елка.
Давайте прочитаем описание ёлки.
VIII. Чтение отрывка «Описание ёлки».
Слайд № 12,13,14,15
Ученик:
"...она бросала сильный свет без теней... Елка ослепляла его своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг неё чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови".
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, является ли елка тем светлым и теплым, чего не хватает Сашке?
Ученик:
Елка так же чужда Сашке, как и дом, и люди в этом доме.
IX. Работа 3-й группы. «Средства выразительности».
Учитель:
- Кто у нас искал средства выразительности в отрывке? Какие приёмы использует Леонид Андреев для того, чтобы показать эту отчужденность?
- Кто готов ответить?
Слайд № 16 ( не сразу)
Ученик:
Писатель использует художественные средства, которые усиливают отчуждение (ребята находят и читают): "крикливый наглый блеск свечей", "чуждая", "враждебная" (эпитет), "ослеплять красотой"(метафора), "бросала свет" (олицетворение), "чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови" (метафора ). Спасибо, ребята, молодцы, я довольна вашим ответом.
Слайд № 17
Физкультминутка
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт.
Гриша, будет показывать упражнения, а вы повторяйте за ним.
Прилетели ангелочки – становились на носочки!
Вверх руками потянулись и друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили – в стороны направили
Наклонились до земли – словно тяжести несли.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Поскакали в высоту, чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули, плечи развернули
Повели руками чуть над головами.
Ангелочкам уж пора сделать добрые дела!
Учитель:
- Итак, мы видим, что и елка не дает Сашке ощущения счастья. Однако вечер все-таки принес мальчику радость: он увидел ангелочка
X. Чтение описания ангелочка.
Давайте найдём в тексте фрагмент, когда Сашка увидел ангелочка.
Слайд № 18 (не сразу)
Ученик:...Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала, на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, неопределяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:
- Милый... милый ангелочек!
И чем внимательнее он смотрел, тем значительнее, важнее становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и не похож на все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они висят, нарядные, красивые, на этой сверкающей елке, а он был грустен и боялся яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто не видел его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам.
Учитель:
- Ребята, как вы считаете, даёт ли нам автор точное описание ангелочка?
Ученик:
Нет. Важна не его внешность, а то, какие чувства он вызывает в близкой ему душе. Правильно.
Учитель:
- Что общего между Сашкой и ангелочком?
Ученик:
- Оба они чужды этому миру. Ангелочек отличается от остальных игрушек скромностью, незаметностью. Сашка забивается в темный угол, подальше от ослепляющих огней. Ангелочек "прячется" на темной стороне елки среди гущи ветвей.
Учитель
- Чувствуют ли остальные необычность ангелочка?
Ученик:
- Для взрослых добрая, красивая игрушка. Дети вообще не замечают. Сашка же преображается на глазах у всех. Совершается маленькое чудо.
Учитель: Найдите в тексте эпизод, когда Сашка, наконец получает желаемое.
Обе руки Сашки, которыми он взял ангелочка, казались цепкими и напряженными, как две стальные пружины, но такими мягкими и осторожными, что ангелочек мог вообразить себя летящим по воздуху.
- А-ах! - вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки, и на глазах его сверкнули две маленькие слезинки и остановились там, непривычные к свету. Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости. Казалось, что когда нежные крылышки ангелочка прикоснутся к впалой груди Сашки, то случится что-то такое радостное, такое светлое, какого никогда еще не происходило на печальной, грешной и страдающей земле.
- А-ах! - пронесся тот же замирающий стон, когда крылышки ангелочка коснулись Сашки. И перед сиянием его лица словно потухла сама нелепо разукрашенная, нагло горящая елка, - и радостно улыбнулась седая, важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.
Но в следующую минуту картина резко изменилась. Съежившись, как готовящаяся к прыжку пантера, Сашка мрачным взглядом обводил окружающих, ища того, кто осмелится отнять у него ангелочка.
- Я домой пойду, - глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. - К отцу.
Учитель:
- Что значит ангелочек для Сашки?
Ученик:
- Это чудо, мечта, красота.
Слайд № 19
Учитель:
- Обратимся к эпиграфу. Как вы думаете, почему мы взяли к нашему уроку это эпиграф?
Ученик:
- Этот эпиграф более точно описывает внутреннее состояние героя, поэтому он очень подходит нашему уроку.
Учитель: Как меняется Сашка?
Ученик:
- Сашка обретает мечту, цель в жизни, следовательно, он начинает жить по-настоящему. Ангелочек поднимает его над этим миром. Он пробуждает в мальчике душу.
Слайд № 20,21
Видеосюжет (4 мин.)
Учитель:
- Ребята, я предлагаю посмотреть отрывок из мультипликационного фильма «Ангелочек». Как этот эпизод изобразили аппликаторы.
Учитель:
- Просмотрев отрывок, Что мы можем сказать о чувствах Сашки?
Ученик: У Сашки появилась надежда, радость, мечта.
Слайд № 22
Инсценирование
- Хорош? - спрашивал шепотом Сашка.
Он держал ангелочка в отдалении и не позволял отцу дотрагиваться.
- Да, в нем есть что-то особенное, - шептал отец, задумчивовсматриваясь в игрушку.
Его лицо выражало то же сосредоточенное внимание и радость, как и лицо Сашки.
- Ты погляди, - продолжал отец, - он сейчас полетит.
- Видел уже, - торжествующе ответил Сашка. - Думаешь, слепой? А ты на крылышки глянь. Цыц, не трогай!
Саша наставительно шептал:
- Экая, братец, у тебя привычка скверная за все руками хвататься. Ведь сломать можешь!
Учитель:
- Ребята, что мы увидели? Одинок ли Сашка?
Ученик:
- Сашка несет ангелочка отцу, и тот разделяет чувство сына. Но если для Сашки ангелочек это надежда, это мечта о прекрасном будущем, то для Ивана Саввича ангелочек прекрасное прошлое.
"...услышал млеющий голос из того чудного мира, где он жил когда-то и откуда он был навеки изгнан...", "спустился... в черную душу человека, у которого было отнято все..."
Учитель:
- Какими ложатся спать эти люди?
Ученик:
- Умиротворенными, счастливыми, успокоенными. И, может быть, Сашка впервые в своей жизни увидит прекрасный сон.
Пауза.
Слайд № 23,24,25,26 (звучит музыка)
Учитель:
Ночь. Тишина. У киота Тихо лампада сияет.
Светлый и радостный кто-то
Детский покой охраняет.
Очи, как звезды мерцай,
Дивною блещут красою
Кудри, до плеч ниспадая
Светлою вьются волною
Он из надзвездного мира
В мир поднебесный явился.
Рея в пространствах эфира,
К детской постели спустился.
Вея крылом белоснежным
В милые, сонные глазки,
Голосом тихим и нежным
Шепчет он дивные сказки...
Слайд № 27Ученик:
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Слайд № 28Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Слайд № 29Приглядывайтесь к облакам,
Слайд № 30Прислушивайтесь к птицам,
Слайд № 31Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
Слайд № 32За мигом миг, Слайд № 33за шагом шаг
Слайд № 34Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так
Слайд № 35Через одно мгновенье.
Учитель:
Но... хрупко счастье.
А ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. Лампа, оставленная гореть по настоянию Сашки, наполняла комнату запахом керосина и сквозь закопченное стекло бросала печальный свет на картину медленного разрушения. Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку. К запаху керосина присоединился тяжелый запах топленого воска. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты. Любопытный прусак пробежал, обжигаясь,вокруг бесформенного слитка, взобрался на стрекозиное крылышко и, дернув усиками, побежал дальше.
В завешенное окно пробивался синеватый свет начинающегося дня, и на дворе уже застучал железным черпаком зазябший водовоз.
Учитель:
- Как вы, ребята, думаете, чем станет для Саши встреча с ангелом: началом или концом чуда?
Ребята высказывают свое мнение.
Учитель:
- Для Л. Андреева ангелочек символ. Это символ мечты. И мечту эту нужно лелеять и хранить в своем сердце бережно. Рассказ автобиографичен. Нечто подобное произошло в детстве с писателем. Мечты хрупки, но они оставляют глубокий след в душе, а может быть, и изменяют душу полностью.
Учитель:
- Катя и Юля уже выразили свои чувства на ватмане и готовы поделиться с нами.
Девочки, прикрепите свои работы на доске.
Ответ девочек.
Оценка работы по карточкам.
Слайд № 36
Составление синквейна.
Учитель:Ребята, давайте попробуем составить синквейны по прочитанному рассказу.(2 мин.)
Учитель:Работу закончили. Предлагаю послушать синквейн каждой группы.
Ученики читают.
Слайд № 37Домашнее задание
Учитель:
А. Блок, прочитав рассказ, написал стихотворение "Сусальный ангел". Дома вам предстоит сравнить героев этих произведений и их отношение к ангелочку.
Слайд № 38 Рефлексия.
Учитель:Спасибо,ребята, за урок.У вас на столе лежат ёлочные украшения разных цветов. Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к ёлочке красную шарик, если не понравился – голубой”. Если у вас создалось светлое, приятное чувство, то жёлтый. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
Цвета, соответствующие настроению:
красный - восторженное;
желтый - светлое, приятное;
голубой- неудовлетворенное,
Ребят, получившие оценки поднесите дневники.
Укажите средства выразительности.
...Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала, на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, неопределяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:
- Милый... милый ангелочек!
И чем внимательнее он смотрел, тем значительнее, важнее становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и не похож на все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они висят, нарядные, красивые, на этой сверкающей елке, а он был грустен и боялся яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто не видел его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам.
Укажите средства выразительности.
Обе руки Сашки, которыми он взял ангелочка, казались цепкими и напряженными, как две стальные пружины, но такими мягкими и осторожными, что ангелочек мог вообразить себя летящим по воздуху.
- А-ах! - вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки, и на глазах его сверкнули две маленькие слезинки и остановились там, непривычные к свету. Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости. Казалось, что когда нежные крылышки ангелочка прикоснутся к впалой груди Сашки, то случится что-то такое радостное, такое светлое, какого никогда еще не происходило на печальной, грешной и страдающей земле.
- А-ах! - пронесся тот же замирающий стон, когда крылышки ангелочка коснулись Сашки. И перед сиянием его лица словно потухла сама нелепо разукрашенная, нагло горящая елка, - и радостно улыбнулась седая, важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.
Но в следующую минуту картина резко изменилась. Съежившись, как готовящаяся к прыжку пантера, Сашка мрачным взглядом обводил окружающих, ища того, кто осмелится отнять у него ангелочка.
- Я домой пойду, - глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. - К отцу.
13PAGE 15
13PAGE 14915
15