Урок литературы в 6 классе Встреча с ангелом (по рассказу Л. Андреева Ангелочек)
Русская литература 6 класс Урок №59
Тема
Встреча с ангелом
(по рассказу Л.Н. Андреева «Ангелочек»)
Цель:
знакомство с рассказом Л. Андреева «Ангелочек», особенностями его идейно-образного содержания.
Задачи:
формировать знания об особенностях рождественского рассказа;
развивать навыки анализа художественного произведения;
воспитывать нравственные качества, умение понимать другого человека.
Тип урока –
урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока –
смешанный урок.
Формы учебной деятельности:
групповая, фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование урока:
слайдовая презентация, «Аве Мария» в исполнении детского церковного хора «Либера» (видеозапись), листы А-4, акварельные краски, аудиозапись стихотворения А. Блока «Сусальный ангел».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Беседа.
Что такое рождественский (святочный) рассказ? Дайте его определение, перечислите основные признаки.
Каковы особенности этого жанра?
Для чего служит святочный рассказ?
Приведите примеры святочного рассказа.
Можем ли мы сказать, что рассказ Л. Андреева «Ангел» - святочный?
III. Изучение нового материала.
1. Слово о писателе.
2. Чтение эпиграфа 1.
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. (Ф.М. Достоевский).
3. Под музыку учитель читает финальную часть рассказа:
«...ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. Лампа, оставленная по настоянию Сашки, наполнила комнату запахом керосина и сквозь закопчённое стекло бросала печальный свет на картину разрушения. Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку. К запаху керосина присоединился тяжёлый запах топленого воска. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты».
4. Целеполагание.
Что это? Исчезла ещё одна игрушка, восковой ангелочек? Или произошла трагедия, последствия которой ужасны? На эти и многие другие вопросы нам предстоит ответить.
5. Составление памятки «Помощь в трудной жизненной ситуации».
Обратимся теперь к началу рассказа. Прочтите первое предложение: «Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью».
Какой смысл заложен в этой фразе? (Сашке не хочется жить?) Сколько ему лет? (13)
Не кажется ли вам, что и в ответе на вопрос заложен страшный смысл?
Как можно помочь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации?
В течение 2 минут составьте памятку из 5 пунктов: «Помощь в трудной жизненной ситуации».
6. Цветограмма сердца Сашки.
Приём «Цветограмма»
ЦВЕТ
ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ
Белый
Чистота, искренность
Голубой
Справедливость
Синий
Тревожность
Жёлтый
Радость
Оранжевый
Праздничность, фейерверк
Зелёный
Покой, умиротворение
Коричневый
Потеря веры, неверие
Фиолетовый
Обман, ложь
Чёрный
Мрак
Серый
Опустошение, депрессия, отсутствие веры
Красный
Агрессия, злость, стыд
Бордовый
Торжество, траур
Темно-зеленый
Официальный, торжественный
Какие цвета вы подобрали к состоянию сердца Сашки? (учащиеся закрашивают первую половинку сердца – до встречи Сашки с ангелочком).
7. Место Сашки в семье.
Мать и отец - монологические выступления учащихся, подготовивших рассказ от первого лица.
Каковы отношения у Сашки с родителями?
Работа с рисунком «Место Сашки между родителями» (На листах бумаги укажите место Сашки по отношению к отцу и матери и объясните, свое мнение).
Как вы можете объяснить такое отношение Сашки к родителям?
(Мать Сашки пьет, и он презирает ее за это. Отец тоже пил, но Сашка жалеет его).
Почему Сашка не прощает пьянства матери? (она женщина, мать, хранительница очага)
Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой?
(Сашке не хватает чего - то светлого, теплого, не похожего на окружающий его мир).
8. Работа с «волшебным сундучком».
Какие ассоциации, ощущения вызывают у вас понятия «праздник», «Рождество»?
(Ученики выбирают из сундучка карточки и прикрепляют их на доску: добро, смех, счастливые улыбки, сияние глаз, танцы, подарки, осуществление заветной мечты, радость, надежда, милосердие, помощь ближним)
Почему остались на дне сундучка карточки?
(Ученики достают невостребованные карточки и объясняют, почему их не выбрали: обман, обида, слёзы, горечь, боль, унижение, оскорбление, ненависть, равнодушие, грубость, разочарование, ощущение ненужности)
9. Чтение эпиграфа 2.
Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. (Чарльз Диккенс)
10. Беседа.
Сашку зовут под Рождество на елку богатые люди Свечниковы. Зачем они это делают?
(На Рождество в домах украшали елки и обязательно ставили на верхушки звезды, которые символизировали вифлеемскую звезду. В этот день все должны быть добрыми, внимательными к людям, никого не обижать и дарить всем подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать на елку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя хорошими христианами: ведь во Христе все люди - братья.
Так поступает и богач Свечников, приглашая Сашку в свой дом. Больше того: он хочет помочь Сашке, отец которого работает у него, и устроить мальчика в ремесленное училище. Но для этого Сашка обязан доказать свою преданность Свечникову, вести себя скромно и всячески благодарить своего благодетеля).
Оправдал ли он своим поведением ожидания Свечникова?
(Однако на елке Сашка не желает вести себя «прилично». Он грубит Свечникову, обижает его замечательно одетого, ухоженного сынка и вообще ведет себя как «нехороший мальчик»).
Очень хорошо написал о Сашке А. Блок: «Его просто затащили на елку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, просто, мирно и скверно».
11. Сашка на рождественской елке.
Насколько плохо чувствовал себя Сашка в этом «раю» и почему?
(«Злому мальчику», как назвали Сашку, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови». Ему было невыносимо тяжело сравнивать свою жизнь с жизнью детей обеспеченных родителей, зная, что уже сегодня он вернется к себе, в убожество своего дома).
Чтение отрывка «Описание ёлки».
«...она бросала сильный свет без теней... Елка ослепляла его своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг неё чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».
Ребята, как вы думаете, является ли елка тем светлым и теплым, чего не хватает Сашке?
(Елка так же чужда Сашке, как и дом, и люди в этом доме).
Теория литературы.
Какие приёмы использует Леонид Андреев для того, чтобы показать эту отчужденность?
(Писатель использует художественные средства, которые усиливают отчуждение (ребята находят и читают): "крикливый наглый блеск свечей", "чуждая", "враждебная" (эпитет), "ослеплять красотой"(метафора), "бросала свет" (олицетворение), "чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови" (метафора)).
Какой прием использует автор, сравнивая сияющие лицо Сашки и елку: «И перед сиянием его лица словно потухла сама нелепо разукрашенная, нагло горящая елка». (Антитеза)
12. Ангелочек.
Что вызвало резкую перемену в настроении Сашки?
(Вдруг «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху». Изумленный Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил...»).
Кластер ассоциаций.
Составьте кластер по теме «Ангелы». Пишите в течение 2 минут все, что, по-вашему, связано с этим понятием.
Беседа.
Как удалось Сашке заполучить ангелочка? Что произошло дальше?
(Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с елки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка»).
Почему именно Сашка, «злой мальчик», оказался похож на ангелочка?
(Это очень важный момент в рассказе! В одной фразе писатель говорит нам о том, что образ и подобие Божье есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале. Больше того: именно в ребенке из бедной, несчастной семьи этот образ запечатлен глубже и прочнее, чем в сытых и самодовольных богачах.
И здесь мы вспоминаем, что Ангел Господень явился не к женщине из богатой семьи, не к царской дочери и не к жене римского цезаря, но к бедной сироте Марии, жене обычного плотника. И родился Христос не в роскошной кровати, не в царских покоях и не в столице мира - Риме, но в холодной пещере, на грубой шерстяной подстилке, в маленьком иудейском городе Вифлееме. И положила его мать не в мягкую колыбель, но в жесткие ясли из камня).
Вспомните, о чем просил Сашку отец, провожая его в гости?
(Перед уходом в гости отец Сашки Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, просит что-нибудь принести с елки).
Что приносит ему Сашка? Какое впечатление это производит на его отца?
(Сашка приносит домой воскового ангела, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым»).
Что происходит потом?
(Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда. Возможно, ангел растаял, покинул их именно потому, что он выполнил уже свою миссию, сблизив двух этих несчастных людей).
13. Цветограмма сердца Сашки.
Какие цвета вы подобрали к состоянию сердца Сашки после встречи с ангелочком? (учащиеся закрашивают вторую половинку сердца – после встречи Сашки с ангелочком).
Сделайте вывод о том, как изменился Сашка после встречи с ангелочком.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Проблемный вопрос.
Звучит выразительное чтение отрывка со слов: «А ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять».
Что вы, ребята, почувствовали, услышав эти строки? Представьте себя в роли ангела. Что вы пожелали бы Сашке перед тем, как растаять?
2. Прослушивание стихотворения А. Блока «Сусальный ангел».
Одинаково ли воспринимали ангелочка герои Л. Андреева и лирический герой А. Блока?
3. Прием реминисценции.
Какого героя рождественского рассказа напоминает Сашка? Что общего у них?
(Сашка напоминает мальчика из рассказа Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»).
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
1. Заполнение листа оценивания.
Группа №
Критерии оценки
Ф.И. участника
Ф.И. участника
Ф.И. участника
Ф.И. участника
Активность и результативность участия в работе группы.
Умение сотрудничать, прислушиваться к мнению товарищей.
Умение агрументированно доказывать своё мнение.
Умение адекватно реагировать на рекомендации руководителя группы.
Самооценка
Общее количество баллов
VI. Домашнее задание.
1. Составить синквейн на тему рассказа Л. Андреева «Ангелочек».
Коллективная работа.
Индивидуальное опережающее задание.
В это время идет демонстрация видеозаписи.
Парная работа.
Групповая работа.
Опережающее задание.
Групповая работа.
Коллективная работа.
Самостоятельная индивидуальная работа.
Коллективная работа.
Групповая работа.
Чтение под аудиозапись «Аве Мария».
Аудиозапись стихотворения А. Блока «Сусальный ангел».
Лист оценки заполняется руководителем группы. Самооценку выставляют члены группы. Система оценивания: 0 – 3 балла.
13PAGE \* MERGEFORMAT14515
15