Конспект по литературе. Басня Волк и ягненок


Технологическая карта урока литературы по теме «И.А. Крылов. Басня «Волк и ягнёнок»
Цель деятельности учителя: познакомить с басней И.А. Крылова, систематизировать ранее изученное и углубить знание о жанре басни.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:знать содержание басни, уметь выразительно читать, владеть навыками частичного анализа басни.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, использовать навыки анализа на межпредметном уровне, свободно пользоваться словарями и справочной литературой.
Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.
Технологии: развития критического мышления, элементы дифференцированного, исследовательского обучения.
Приёмы смыслового чтения: составление кластера, ассоциативный ряд, читательский прогноз, обращение к личному опыту.
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Основные понятия: аллегория, мораль, антитеза.
Ресурсы: учебник, мультимедийное оборудование, аудиозапись басни (электронное приложение), Интернет-ресурсы.
Организационная структура (сценарий) урока.
№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Промежуточный контроль
1. Мотивация к учебной деятельности. Вступительное слово.
-Доброе утро, ребята. Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.
-Для чего вы каждый день приходите в школу?
- Каким должен быть урок?
- Я желаю нам всем, чтобы наш урок получился именно таким (интересным, познавательным, развивающим…)
-Чтобы урок получился интересным, достаточно ли действий одного учителя? Давайте подумаем, что сегодня потребуется от вас. Перечислите те действия, которые вы будете выполнять.
Художественно-ролевая игра (подготовленные ученики).
     
Автор. Москва начала 19-го века. Книжная лавка. Незнакомец, выйдя из экипажа, пошел по улице, остановился у книжной лавки. Звякнул колокольчик, дверь отворилась, и он вошел. Подойдя к прилавку, незнакомец попросил книгу «Эзоп.Басни».
Продавец. Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?
Крылов. Да, и весьма. Позвольте представиться, Крылов Иван Андреевич.
Автор. Продавец, забыв о приличиях, стал в упор рассматривать человека лет 35, высокого, с грузной фигурой.
Продавец. Выражаю вам свое почтение, сударь. Я знаком с вашими пьесами и баснями, занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.
Крылов. Напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает мою основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни, подражать их голосам. К басням легко рисовать картинки. Многие басни смешны, с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Так-то, сударь…Мне пора, до свидания.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.
Демонстрируют готовность к уроку.
Отвечают на поставленный вопрос.
Внимательно слушать
Активно работать
Рассуждать
Проявлять старание… Оценочные листы «Что я должен делать на уроке»
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Стадия вызова. -- В какой век мы отправляемся с вами сегодня, чтобы продолжить набираться житейской мудрости?
- Почему именно баснями Эзопа интересуется Крылов?
-О каком авторе мы сегодня узнаем чуточку больше? Что он писал? Значит, как мы можем назвать человека, который пишет басни?
-Что вам известно об этом писателе? Какими интересными сведениями вы можете поделиться? (1 слайд)
Сообщения учащихся (интересные сведения о великом баснописце)
Слово учителя.
Великий русский баснописец И. А. Крылов. Я говорю «русский», потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Я говорю «великий», потому что он написал более 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.
Обращаю внимание на афоризмы и крылатые выражения из басен Крылова.
-Вспомните, что вы уже знаете о басне.
-Объединитесь в пары и обменяйтесь информацией.
Информацию, с которой не согласны, обозначьте знаком вопроса. Смотрят на слайд презентации.
Формулируют тему урока: Басня И. Крылова
«Волк и Ягнёнок».
Записывают в тетрадь.
Определяют, из каких произведений данные афоризмы. Делают вывод о необходимости изучения басен Крылова.
Составляют кластер.
(я знаю)
Дополняют «грозди»
(делают записи товарищей)
Ставят вопросы(я хочу знать)
Устные ответы.
Опорные записи.
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно изучать басни?
- Сегодня мы будем знакомиться с басней, которая называется «Волк и ягненок».
-Какую цель мы поставим перед собой, читая басню Крылова?
-Что можем сказать о героях, не читая басню?
(автор противопоставляет их друг другу). Познакомьтесь с новым понятием «антитеза».
-Что будет дальше и почему? Формулируют цель: выяснить художественные особенности басни «Волк и Ягнёнок»,
какие человеческие пороки обличают басенные персонажи и какова мораль басни.
Задачи:
1.Выразительно прочитать.
1.Проанализировать басню.
2.Сделать выводы.
Знакомятся с новым понятием.
Прогнозируют содержание басни.
(Читательский прогноз). Вопросы для уточнения информации.
Устные ответы.
4. Выявление места и причины затруднения. - Запишите ассоциативный ряд к словам Волк и Ягнёнок. Басня имеет аллегорический смысл (образ, дающий возможность говорить о качествах человека, в основном о пороках)
-Что можем сказать о героях, не читая басню?
(автор противопоставляет их друг другу). Познакомьтесь с новым понятием «антитеза».
-Что будет дальше?
Записывают ассоциативный ряд к словам Волк, Ягнёнок.
(Работают в парах)
Черты человеческого характера, которые олицетворяет волк: грубость, вероломство, кровожадность, обозлённостьЯгнёнок: беззащитный, слабость, робкий, справедливый, беспомощный, наивный
Смотрят презентацию. (слайд № 3)
Сравнивают со своим вариантом. Вопросы для уточнения информации.
Листы самооценки.
5. Стадия осмысления. -Достаточно ли прослушивания или прочтения произведения, чтобы постичь его смысл.?Нет, не зря же Н.В. Гоголь сказал: «Басни И.А. Крылова – это книга мудрости самого народа». В подтверждение этих слов исследуем басню.
Словарная работа.
Выясняем сюжетную основу басни. Прослушивают аудиозапись басни.
Читают басню, подчёркивают непонятные слова, непривычные формы слов, пытаются их объяснить.
Приводят примеры из жизни.
(Обращение к читательскому опыту). Листы самооценки.
Динамическая пауза Выполняют динамичные движения под музыку. 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Небольшая исследовательская работа. Всем парам дается одинаковое задание составить сравнительную таблицу героев, обсудить, затем поделиться с другими, а также дополнить свои записи.
Сравнительная таблица:
Волк Ягненок
характер поведение речь что олицетворяет Какое явление жизни аллегорически описывает Крылов? Защищают работу, дополняют свои записи.
Отвечают на поставленные вопросы.
Устные ответы.
Опорные записи.
7. Самостоятельная работа -Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?(слайд)
-Поработайте в парах, примеряя на себя разные роли. Создают иллюстрацию (словесное рисование).
Выбирают персонаж. Листы самооценки.
8. Включение в систему знаний и повторение. Подведём итоги.
- Что узнали нового на уроке? Чему научила вас басня?
- Как автор относится к своим героям?
- Какие строки стали употребляться как крылатые выражения?
.
Возвращаются к кластеру (слайд №3).
(узнал)
Ученики озвучивают новые понятия, с которыми познакомились на уроке, оценивают свою работу.
Оценивание работы учащихся на уроке.
9. Рефлексия
Поделитесь своими впечатлениями:
-Довольны ли вы своими результатами?
-Что оказалось сложным, а что лёгким?
-Какое настроение? Выполняют задание.
Сами оценивают свою работу.
Заполняют листы самооценки.
Оценочный лист
(оцените свою работу по каждому критерию от 3 до 5 баллов)
Внимательно слушал Активно работал Рассуждал Проявлял старание Красиво писал Понял мораль басни Листы обратной связи.