План урока Реляционная модель экспертной системы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
среднеобразовательная школа №8
Щелковского муниципального района Московской области
План урока по информатике и ИКТ
в рамках курса 10 класса
" Реляционная модель экспертной системы "
Подготовила
учитель информатики и ИКТ
Малюга А.Н.
Щелково, 2015
Тема урока: Реляционная модель экспертной системы.
Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. На урок были поставлены следующие цели:
Образовательные:
закрепить умение составлять экспертные базы знаний с опорой на схемы, таблицы, краткие записи, используя знание зависимости между данными, характеризующими четко определенный объект базы знаний;
создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
развивать вычислительные навыки путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность)
воспитывать желание учиться и делать открытия;
воспитывать умение слушать других.
Использование современных образовательных технологий:
развитие мышления;
проблемно-диалогической технологии;
ИКТ;
технология здоровьесбережения (тренажер для глаз, дозировка заданий).
Тип урока: урок закрепление нового знания.
Структура урока - комбинированный урок:
а) организационный момент (1 мин.)
б) проверка знаний в виде самостоятельной работы (8 мин.)
в) повторение материала (10 мин.)
г) закрепление (16 мин.)
д) физкультминутка (2 мин.)
е) подведение итогов урока (3 мин.)
Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация, учебно-методический комплекс авторов Информатика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни/[А.Г.Гейн, А.Б.Ливчак, А.И.Сенокосов, Н. А.Юнерман]. – М.:Просвещение, 2014.
Ход урока
Слайд 2
ЭС в интернете выполняют рекламно-информационные функции (интерактивные баннеры).
Серьёзные системы (такие, как, например, ЭС диагностики оборудования) используются локально, так как выполняют конкретные специфические задачи.
Слайд 3
Экспертная система (ЭС, англ. expert system) — компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление. Предтечи экспертных систем были предложены в 1832 году С. Н. Корсаковым, создавшим механические устройства, так называемые «интеллектуальные машины», позволявшие находить решения по заданным условиям, например определять наиболее подходящие лекарства по наблюдаемым у пациента симптомам заболевания.
Похожие действия выполняет такой программный инструмент как Мастер (англ. Wizard). Мастера применяются как в системных программах так и в прикладных для упрощения интерактивного общения с пользователем (например, при установке ПО).
Главное отличие мастеров от ЭС — отсутствие базы знаний — все действия жестко запрограммированы. Это просто набор форм для заполнения пользователем
Слайд 4
Структура ЭС интеллектуальных систем
Слайд 5
База знаний - (БЗ; англ. knowledge base, KB) в информатике и исследованиях искусственного интеллекта — это особого рода база данных, разработанная для оперирования знаниями (метаданными).
Как правило, база знаний экспертной системы содержит факты (статические сведения о предметной области) и правила — набор инструкций, применяя которые к известным фактам можно получать новые факты.
Слайд 6
ЭС может функционировать в 2-х режимах:
1. Режим ввода знаний — в этом режиме эксперт с помощью инженера по знаниям посредством редактора базы знаний вводит известные ему сведения о предметной области в базу знаний ЭС.
2. Режим консультации — пользователь ведет диалог с ЭС, сообщая ей сведения о текущей задаче и получая рекомендации ЭС. Например, на основе сведений о физическом состоянии больного ЭС ставит диагноз в виде перечня заболеваний, наиболее вероятных при данных симптомах
База знаний состоит из правил анализа информации от пользователя по конкретной проблеме. ЭС анализирует ситуацию и, в зависимости от направленности ЭС, дает рекомендации по разрешению проблемы.
Слайд 7
Реляционные базы данных имеют табличную форму организации. Главное достоинство таблиц? Понятность.
Слайд 8
В рамках логической модели баз данных и базы знаний записываются на языке Пролог с помощью языка предикатов для описания фактов и правил логического вывода, выражающих правила определения понятий, для описания обобщенных и конкретных сведений, а также конкретных и обобщенных запросов к базам данных и базам знаний.
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Список литературы:
Раздаточный материал;
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория знаний, 2011.
Учебно-методический комплекс авторов Информатика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни/[А.Г.Гейн, А.Б.Ливчак, А.И.Сенокосов, Н. А.Юнерман]. – М.:Просвещение, 2014