РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОБУСЛОВЛЕННОГО ДИЗАРТРИЕЙ ( R -47 по МКБ) (2-4 класс)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОБУСЛОВЛЕННОГО ДИЗАРТРИЕЙ ( R -47 по МКБ)
(2-4 класс)
Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся
(наименование предмета)
Составитель:
учитель – логопед
Крысанова Татьяна Леонидовна
Первая квалификационная категория
стаж работы – 11 лет
Пояснительная записка.
Проблема выявления и коррекции  дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения,  которые имеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение  дизартрии является  предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.
Для устранения дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.
Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на:
—  развитие сенсорных функций;
—  уточнение пространственных представлений;
—  формирование конструктивного праксиса;
—  развитие высших корковых функций;
— формирование тонких дифференцированных движений рук;
—  формирование познавательной деятельности;
—  психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.
Логопедическая работа при  дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики и голосовых упражнений.
Цель логопедических занятий - создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и  помощи детям в практическом использовании языка как средства общения.
 Исходя из цели поставлены основные задачи обучения, которые решаются на следующих этапах:
1-й этап — подготовительный.
Задача этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:
1)  нормализация мышечного тонуса,
2)  нормализация моторики артикуляционного аппарата,
3)  нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,
4)  нормализация голоса,
5)  нормализация просодики,
6)  нормализация мелкой моторики рук
2-й этап.  
Задача: выработка новых произносительных умений и навыков.
 1)  выработка основных артикуляционных укладов,
2)  определение последовательности   роботы над звуками.
3)  развитие фонематического слуха,
4)  постановка звука,
5)  автоматизация,
6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3-й этап.
Задача: выработка коммуникативных умений и
навыков.
1)  выработка самоконтроля за произношением;
2)  тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях;
4-й этап
Задача: преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
5-й этап
Задача: развитие лексико – грамматической стороны речи
1)  формирование графомоторных навыков,
2)  развитие связной речи,
3)  развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.
Эффективность логопедической работы в значительной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с дизартрией.
При тяжелых поражениях артикуляционного аппарата необходимо подготовить базу для постановки звуков. Это требует от логопеда четкого понимания характера поражения артикуляционной моторики при различных формах дизартрии.
 Мозжечковая форма дизартрии.
- Изометрическая гимнастика и массаж
- Мимико-артикуляционная гимнастика (с бинтами, с сопротивлением)
- Выработка синхронности в работе голоса, дыхания, артикуляции (логоритмика, пение)
- Работа над речью:
а) темп речи
б) ритмические и динамические ударения
в) эмоциональная выразительность
г) стимуляция работы мягкого неба
- Отработка статистических поз, удержание артикуляционных укладов
- Работа по фонематическому восприятию звуков
- Коррекция звуков
- Работа над лексико-грамматической стороной речи
- Коррекция познавательной деятельности
Экстрапирамидальная форма   дизартрии
- Рефлексзапрещающая поза
- Расслабление (тепловой массаж, изотоническая гимнастика)
- Отработка пропрецептивных ощущений и пространственно-временнойорганизации двигательного акта (выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами при ведущем пропрецептивном контроле)
а) воспроизведение амплитуды
б) направление движения
в) переключение с одного действия на другое в определенной временной последовательности (пассивно-активная гимнастика по Панченко)
г) удержание артикуляционной позы на счёт;
- Работа над просодической стороной речи
а) мелодия
б) темп
в) выработка произвольной возможности говорить медленно или быстро
г) модуляция речи (интонирование), эмоциональность
Псевдобульбарная форма дизартрии
а) нормализация мышечного тонуса;
б) подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
в) работа по дыхательным сеткам, по стечению звукового ряда;
г) отработка произвольного ритма дыхания (под счет, под метроном)
д) коррекция звуков:
    -  постановка
    -  автоматизация
    -  введение
е)  Развитие фонематического восприятия на материале отрабатываемого звука
ж) Развитие лексико-грамматической стороны речи
з)  Развитие временных и пространственных представлений
и) Коррекция познавательной деятельности
Методы и формы работы
Логопедическая работа строится с использованием как частных методов логопедии, так и общедидактических:
Практические методы:
Упражнение,
Игра,
Моделирование.
Наглядные методы:
Использование пособий, плакатов,
Работа с сериями и сюжетными картинками,
Просматривание видеозаписей.
Словесные методы:
Рассказ,
Диалог,
Драматизация.
В процессе логопедического сопровождения обучающегося, происходит отбор упражнений, наиболее эффективный для развития его когнитивных и социальных навыков. Также используются многофункциональные упражнения и пособия, способствующие проведению коррекции на более высоком уровне.
Логопедическая работа разделена 3 модуля:
Профилактика и коррекция нарушений письменной речи,
Формирование навыка «учиться»,
Развитие неречевых функций.
Предполагаемые результаты.
Результатом реализации программы должно стать:
Усвоение способа запоминания словарных слов,
Сформированность грамматических, фонематических, морфологических и грамматических представлений,
Орфографическая зоркость,
Умение ориентироваться в учебной ситуации (понимать, удерживать, планировать свои действия и чётко выполнять инструкцию; уметь выявлять непонятное и обращаться к учителю или сверстникам за помощью),
Умение работать в паре,
Умение произвольно регулировать своё внимание, переключать при смене видов деятельности и поддерживать общий темп,
Умение адекватно оценивать результаты своей работы, соотносить обученный результат с планируемым.
Сформированность данных умений и навыков позволит обучающимся овладеть УУД.
Критерии сформированности УУД.
Виды действий Критерии сформированностиПознавательные УУД
Учебно-познавательные действия Орфографическая зоркость (умение предвидеть «опасные» места; самостоятельно распознавать ошибку и исправлять её).
Сформированность лексико-грамматических представлений (отсутствие аграмматизмов в устной и письменной речи, активный и пассивный словарь близок к возрастному эталону, умение грамотно составлять развёрнутые учебные высказывания).
Сформированность фонетико-фонематических представлений (умение дифференцировать фонемы на слух, умение характеризовать их особенности, умение выполнять фонематический разбор).
Сформированность морфемных представлений (знать части слова, владеть навыком суффиксального и приставочного образования слов).
Сформированность морфологических представлений (знания о частях речи, их характеристиках, правилах согласования друг с другом).
Логические действия Уметь анализировать предложения и небольшие тексты, с целью выделения предложений, словосочетаний, слов, орфограмм в них.
Уметь подбирать и применять орфографическое правило на письме.
Уметь проверять и правильно оценивать свою работу.
Моделирование Развитие знаково-символических учебных действий.
Личностные УУД
Самоопределение Внутренняя позиция школьника:
- положительное отношение к школе и логопедическим занятиям,
- адекватное представление о школе.
2) Самооценка (когнитивный компонент)
адекватное представление о качествах
хорошего ученика.
3)Самооцнека (регулятивный компонент)
Способность адекватно судить о причинах успеха/неуспеха на занятии.
СмыслообразованиеМотивация учебной деятельности:
Сформированность познавательных мотивов,
Интерес к новому,
Интерес к поиску ошибки и её исправлению.
Регулятивные УУД
Целеполагание Умение ставить цели и задачи по поиску и исправлению ошибки.
Планирование Умение определять последовательность действий с учётом конечного результата (составление алгоритма действия).
Коррекция Умение внести коррективы в выбранный либо составленный план (алгоритм) действий.
Коммуникативные УУД
Взаимодействие Умение строить понятные для собеседника высказывания.
Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.
Уметь составлять и задавать вопросы.
Умение слушать собеседника.
Умение с уважением относится к говорящему.
Кооперация Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.
Иметь навык конструктивного общения, взаимопонимания.
Умение уступать либо убеждать собеседника.
Умение планировать общие способы работы.
ИнтериоризацияСпособность строить понятные для собеседника высказывания.
Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
Рефлексия своих действий (отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.Занятия проводятся 2-3 раза в неделю с учётом степени поражения артикуляционного аппарата,  тяжести дефекта и специфики коррекции с различными видами дизартрии, так как устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки и планируется параллельно с коррекцией нарушения речи.
Форма занятий: индивидуальная.
Продолжительность индивидуального коррекционного занятия - 30 минут (НОД- 20 минут + 10 минут организационная работа).
Рабочая программа разработана на основе:
- «Коррекция стертой дизартрии». Автор Е.Ф Архипова, Москва просвещение 2008
- «Речевые нарушения у детей с ДЦП».  Автор Е.Н Мастюкова. Москва просвещение 1996
- учебного плана ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интернат №1 VI вида.
- инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000
№ 2  « Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
- материала полученного на электронном ресурсе http://logoportal.ru/rabochay-programma -5-klass/.html
Календарно-тематическое планирование.
№ те
мы № за ня тияГрамматическая тема/ Программный материал Модуль 1. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи Модуль 2. Формирование навыка «учиться»,
Модуль 3. Развитие неречевых функций.
1 Фронтальная логопедическая диагностика. Изучение состояния устной речи, чтения, письма и письменной речи. Изучение особенностей неречевых функций. Оформление речевых карт.
1 2. Вводно – организацион-ное занятие.
Правила речи. Речевое дыхание, темп речи и громкость голоса Формирование фонематических представлений. Развитие умения правильно воспринимать словесную и устную информацию Развитие и совершенствование сукцессивных функций.
2 3. Предметы вокруг нас. Неодушевлен-ные и одушевленные предметы. Форма, размер и цвет предметов. Расположение предметов в пространстве Тактильные ощущения Формирование фонематических представлений Развитие умения планировать действия по выполнению задания Развитие и совершенствование сукцессивных функций
3 4. Мир вокруг нас.
Ориентировка в схеме тела человека, животных. Понятия «симметрия, право, лево, правая рука, верх, низ». Направление движения. Формирование фонематических представлений, развитие орфографической зоркости Развитие умения планировать действия по выполнению задания Развитие и совершенствование сукцессивных функций
4 5. Звуки окружающей среды Источники звуков. Шумы и голоса. Громкость и продолжительность звучания, музыка. Формирование фонематических представлений Развитие умения правильно воспринимать словесную и устную информацию Развитие и совершенствование зрительно-моторных координаций
5 6. Речь и предложение Речь письменная и устная. Интонационные границы предложения. Границы предложения на письме. Формирование фонематических представлений. Развитие орфографической зоркости. Развитие умений самостоятельной оценки результатов своей деятельности Развитие гностических функций.
6 7. Предложение и слово Слова-предметы. Слова-действия. Постановка вопросов. Основа предложения. Формирование фонематических представлений. Развитие орфографической зоркости. Развитие умений самостоятельной оценки результатов своей деятельности Развитие гностических функций.
7 8. Слово и слог Понятие «слог». Дифференциация понятий «слово»-«слог». Действие слов на слоги. Последовательность слогов в слове. Формирование фонематических представлений. Развитие умения общаться в учебной ситуации.
Развитие и совершенствование когнитивных функций
8 9. Гласные звуки и буквы Понятие о гласных звуках. Артикуляция гласных звуков. Правила написания имен людей. Определение количества звуков. Деление слов на слоги. Формирование фонематических представлений. Развитие умения планировать действия по выполнению задания.
Развитие и совершенствование квазипространственных представлений
9 10-11 Ударение Формирование навыков выделения ударного гласного Смыслоразличительная функция ударения. Определение ударного гласного в слове. Зрительный диктант Развитие орфографичес-кой зоркости, отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач Развитие способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности; Развитие умения правильно воспринимать словесную инструкцию. Развитие и совершенствование квазипространственных представлений
10 12. Гласные I ряда.
Буквы А-ОДифференциация строчных букв А-ОРазвитие орфографичес-кой зоркости, отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач Развитие умения планировать действия по выполнению задания.
Развитие и совершенствование когнитивных функций
11 13. Гласные I ряда.
О-У. Дифференциация строчных букв О-УРазвитие орфографической зоркости. Развивать умение общаться в учебной ситуации.
Развитие и совершенствование сукцессивных функций.
12 14. Буквы И-УДифференциация строчных букв И-УРазвитие орфографичес-кой зоркости, отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач. Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности; Развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль Развитие и совершенствование квазипространственных представлений
13 15-16 Гласные II ряда Звукообразование. Понятие «йотированный гласный. Развитие орфографической зоркости, отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач, формирование грамматических и морфологичес-ких представлений. Развитие умения планировать действия по выполнению задания.
Развитие и совершенствование когнитивных функций
14 17. Буквы Ё-ЮДифференциация букв Ё-ЮРазвитие орфографичес-кой зоркости, формирование грамматических и морфологичес-ких представлений Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию
Развитие и совершенствование квазипространственных представлений.
15 18. Дифференциация звуков и букв:
П – Б.
Понятие о парных согласных по глухости, звонкости. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Развитие орфографичес-кой зоркости. Развитие морфологичес-ких представлений. Развитие умений общаться в учебной ситуации. Развитие и совершенствование когнитивных функций
16 19. Дифференциация звуков и букв:
Ф-В.
Большая буква в начале слова. Происхождение фамилий. Звуковой и слоговой анализ слов Развитие орфографичес-кой зоркости. Развитие фонематических и морфологичес-ких представлений. Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности Развитие и совершенствование сукцессивных функций
17 20. Дифференциация звуков и букв:
Т-Д.
Парные согласные звуки по глухости – звонкости.
Ищем пропавшую букву в начале, середине, конце слова Развитие орфографичес-кой зоркости. Отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач. Развитие умения планировать действия по выполнению задания. Развитие и совершенствование когнитивных функций
18 21. Дифференциация звуков и букв:
К-Г-Х.
Развиваем умения выделять и давать характеристику оппозиционным звукам. Загадки о зиме, новом годе, елке. Развитие орфографичес-кой зоркости. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию Развитие и совершенствование зрительно-моторных координаций
19 22-23. Дифференциация звуков и букв:
С – Ц; ТЬ – Ц
Добавь пропущенное словечко со звуками С, Ц, ТЬ Впиши нужную букву. Работа со словарными словами. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию Развитие и совершенствование квазипространственных представлений
20 24-25 Дифференциация звуков и букв:
Ш – Ж
Правописание слов со слогами ШИ, ЖИ, шипящими на конце слова.
Печатаем слова с ШИ, ЖИ Развитие орфографичес-кой зоркости. Работа со словарными словами. Развитие умения планировать действия по выполнению заданий
Развитие и совершенствование сукцессивных функций
21 26-28 Дифференциация звуков и букв:
Л-Р.
Восстановление деформированных предложений с буквами Л, Р. Загадки, скороговорки. Развитие орфографической зоркости. Развитие грамматических представлений. Развивать умение общаться в учебной ситуации Развитие и совершенствование когнитивных функций
22 29-31 Согласные твердые и мягкие. Понятие «твердый» -«мягкий согласный». Гласные II ряда для обозначения мягкости согласного. Развитие орфографичес-кой зоркости. Развитие морфологических преставлений. Отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач. Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности
Развитие и совершенствование сукцессивных функций
23 32-33 Мягкий знак – показатель мягкости согласного. Дифференциация понятий «звук»-«буква». Дифференциация твердых и мягких согласных. Развитие орфографичес-кой зоркости. Развитие морфологичес-ких преставлений. Отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности
Развитие гностических функций
24 34-35 Разделительный мягкий знак. Дифференциация понятий «звук»-«буква». Дифференциация Ь- показателя мягкости и разделительного Ь. Развитие орфографической зоркости. Развитие грамматических и морфологичес ких представлений. Развитие умения планировать действия по выполнению задания.
Развитие и совершенствование квазипространственных представлений
25 36-38 Безударные гласные. Понятие «безударный гласный». Понятие «родственные слова». Подбор родственных слов. Развитие орфографичес-кой зоркости. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию Развитие и совершенствование сукцессивных функций.
26 39 Безударные гласные непроверя-емые. Понятие «безударный гласный». Развитие орфографичес-кой зоркости. Развитие морфемных представлений. Развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль
Развитие и совершенствование квазипространственных представлений.
27 40 Согласные звонкие и глухие. Понятие «звонкий» «глухой» согласный.
Дифференциация. Отработка алгоритмов решения орфографических задач. Развитие умения планировать действия по выполнению задания; развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль Развитие и совершенствование когнитивных функций
28 41-42 Парные согласные.
Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К,
Ж-Ш, З-С. Дифференциация звуков в разных позициях. Отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач. Развитие орфографичес-кой зоркости. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. Развитие и совершенствование когнитивных функций.
29 43-45 Сомнительные согласные в середине слова. Смыслоразличительная функция фонем. Слова типа сторожка-старушка, крышка-кружка. Отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач. Развивать умение общаться в учебной ситуации. Развитие гностических функций.
30 46-49 Дифференциация оптически сходных букв. Дифференциация
б-д, т-п, ш-щ, м-л, п-р,
д-в и т.д. Работа со словарными словами. Отработка алгоритмов решения орфографических задач. Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности Развитие и совершенствование зрительно-моторных координаций
31 50-51 Согласные С-Ш. Смыслоразличительная функция фонем. Дифференциация звуков в разных позициях. Работа со словарными словами. Отработка алгоритмов решения орфографических задач. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию Развитие и совершенствование зрительно-моторных координаций
32 52-53 Согласные З-Ж. Смыслоразличительная функция фонем. Дифференциация звуков в разных позициях. Развитие морфемных и грамматических преставлений. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. Развитие и совершенствование квазипространственных представлений.
33 54-55 Согласные З-Ж-С-Ш Смыслоразличительная функция фонем. Дифференциация звуков в разных позициях. Развитие морфемных преставлений. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. Развитие и совершенствование когнитивных функций.
34 56-57 Звук и буква Ч. Дифференциация звуков и букв Ч-Т, Ч-Ш в слогах, словах, предложениях. Развитие морфемных и морфологических преставлений. Развитие орфографической зоркости. Развивать умение общаться в учебной ситуации. Развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль. Развитие и совершенствование сукцессивных функций
35 58 Дифференциация звуков и букв:
Ш – Ч.
Правописание слов со слогами
ЧА , ЧУ ,ЧН, ЧК, ШИ.
шипящими в конце слова.
Развитие морфемных и морфологических представлений. Отработка алгоритмов решения орфографических задач. Развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль.
Развитие гностических функций.
36 59-60 Звук и буква Щ. Дифференциация звуков и букв Щ-Ч в слогах, словах, предложениях. Развитие орфографической зоркости. Развитие морфемных и морфологических преставлений. Развитие умения планировать действия по выполнению задания.
Развитие и совершенствование зрительно-моторных координаций.
37 61 Дифференциация звуков и букв:
Щ – Ч.
Правописание слов со слогами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЩН, шипящими в конце слова Развитие морфемных и морфологических представлений. Развитие умения планировать действия по выполнению задания Развитие и совершенствование когнитивных функций
38 62 Дифференциация звуков и букв:
Ш – Щ. Сравниваем буквы, их элементы
Составляем слова из рассыпанных букв. Развитие орфографической зоркости. Отработка алгоритмов решения орфографических задач. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. Развитие и совершенствование квазипространственных представлений
39 63 -64 Звук и буква Ц. Дифференциация звуков и букв
Ц-С, Ц-Ч, Ц-ТСЯ. Развитие морфемных и морфологических представлений. Развитие орфографической зоркости. Развивать умение общаться в учебной ситуации.
Развитие и совершенствование квазипространственных представлений.
40 65 Итоговое занятие. Дифференциация всех пройденных звуков и букв. Контрольная работа. Развитие морфемных и лексических представлений. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. Развитие и совершенствование сукцессивных функций.
41 66-67 Родственные слова Уточнение понятия «родственные слова». Лексическое значение слов. Развитие морфемных представлений. Развитие орфографической зоркости. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. Развитие и совершенствование зрительных функций
42 68-69 Состав слова. Корень слова. Понятие «корень слова». Отработка алгоритмов решения орфографических задач. Развитие умения планировать действия по выполнению задания. Развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль. Развитие гностических функций
43 70-72 Состав слова. Окончание. Понятие «окончание слова». Формообразующая роль окончания. Отработка алгоритмов решения орфографических задач. Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности. Развитие и совершенствование квазипространственных представлений
44 73-76 Состав слова.
Суффикс. Понятие «суффикс слова». Суффиксальные способы словообразования. Развитие орфографической зоркости и морфемных представлений. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. Развитие и совершенствование когнитивных функций.
45 77-79 Состав слова.
Приставка. Понятие «приставка». Префиксальный способ словообразования. Развитие морфемных представлений. Развитие орфографической зоркости. Развитие умения планировать действия по выполнению задания. Развитие и совершенствование сукцессивных функций.
46 80-81 Словообразование. Дифференциация понятий «новое слово»,
«форма слова».
Развитие навыков словообразования. Развитие морфемных представлений. Развитие орфографической зоркости. Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности. Развитие и совершенствование зрительных функций
47 82-83 Предлоги. Дифференциация предлогов. Развитие морфемных представлений. Развитие умения планировать действия по выполнению задания.
Развитие и совершенствование квазипространственных представлений.
48 84 Предлоги и приставки. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие орфографической зоркости и морфемных представлений. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. Развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль Развитие и совершенствование когнитивных функций
49 85 Имя существительное. Род имен существительных. Развитие орфографической зоркости и морфемных представлений. Развивать умение общаться в учебной ситуации. Развитие и совершенствование квазипространственных представлений
50 86 Имя прилагательное. Род имен прилагательных. Согласование прилагательных и существительных в роде. Развитие морфемных и морфологических представлений. Отработка алгоритмов решения орфографических задач. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. Развитие и совершенствование когнитивных функций.
51 87 Согласование существительных и прилагательных. Единственное и множественное число имен существительных. Согласование существительных и прилагательных в числе. Развитие морфемных и морфологических преставлений. Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности; развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль. Развитие и совершенствование сукцессивных функций
52 88 Глагол. Изменение глаголов по числам и лицам. Согласование существительных и глаголов в роде и числе. Развитие орфографической зоркости. Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. Развитие и совершенствование квазипространственных представлений
83 89 Составление предложений.
(Итоговое) Составление предложений по схемам и вопросам. Отработка алгоритмов решения орфографических задач. Развивать умение общаться в учебной ситуации.
Развитие и совершенствование зрительно-моторных координаций.
90 Итоговая логопедическая диагностика. Анализ результатов. Выпуск.