План по самообразованию учителя биологии и географии



ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Учителя биологии и географии
Новопашиной И.Н.


Две-три мысли, два-три впечатления
поглубже выжитые в детстве, собственным
усилием (а если хотите, так и страданием),
проведут ребенка гораздо глубже в жизнь,
чем самая облегченная школа
Ф.М. Достоевский.



МОУ первомайская СОШ

Образование: высшее, закончила в 1985 году Иркутский государственный педагогический институт естественно географический факультет по спецальности биология- география.
Квалификационная категория – вторая 12 разряд
Курсы повышения квалификации:1) «Пути формирования здорового образа жизни в профильном и предпрофильном обучении» ИПКРО-2006 год(108 часов)
2) Курсы компьютерной грамотности на базе Байкальского государственного. Университета экономики и права-2012 год.(72 часа)
3) Курсы « Использование ОЭР» ОГАОУДПО-2012 год.(108 часов)
4)Курсы «Преподавание биологии в условиях модернизации общего образование ЕГЭ» ИИПКРО-2012год(72часа)


Проблема школы:
«Повышение качества обучения и воспитания в условиях модернизации образовательного процесса .»
 







Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Творческая работа на уроках географии и биологии».

 Работа над темой начата в 2010 году
Предполагается закончить работу над темой в 2015 году.

Цели и задачи:
1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
4) повышение своего методического уровня.

Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории.

 
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:
 
 
Основные направления
Действия и мероприятия
Сроки
реализации

Профессиональное
1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и
требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3.Систематически выписывать журналы «География в школе» «Биология в школе» и «.Первое сентября ».
4.Вести каталог статей из этих журналов.
5. Повышать квалификацию на курсах для учителей.

2010- 2015
 
 
 
 
 
ежегодно
 
регулярно
 
регулярно
 
 

Психолого-педагогические
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
 
 
регулярно

Методические
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по географии и биологии.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения географии и биологии.
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, страны через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района.
10. Выступать с докладами по теме самообразования.
11.Выступить с творческим отчётом по данной теме .
 
регулярно
 
 
 
регулярно
 
 
регулярно
 
 
ежегодно
 
 
 
 
 регулярно
 
 регулярно
 
регулярно
 
 
 
 
2015год
 
 
 
 


Информационно-технологические технологии
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по географии и биологии, педагогике и психологии.
3. Мастер-класс «Использование с учащимися ИКТ на уроках биологии и географии».
5. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
Регулярно

 регулярно
 
 


Охрана здоровья
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.
регулярно
 
 регулярно

 
 
 







ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность

Диагностический
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
2010-2015
1.Курсы повышения квалификации учителей.
2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла цикла.
3.Подписка на методическую литературу «География в школе» «Биология в школе, «Первое сентября. ».
4.Изучение литературы:
1).Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.- М.:, 2006.
2).Биология. Современный курс; Пособие для поступающих в вузы/ Под ред. П.А. Леканта.- М.: ООО «Издательство «Новая волна».2005».
3).Голуб И.Б. ЕГЭ сдаём без проблем. Биология без репетитора.-М.:Эксмо, 2006.
4).

Прогностический
1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов.
2010-2015
1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла по теме» Творческая работа на уроках биологии и географии»

Практический
1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
2009-2015
1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:
«Развитие навыков использования учащимися ИКТ на урока биологии и географии для учебного успеха».
2.Открытые школьном уровне.
3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками 
 

Обобщающий
1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы.
2010-2015
1.Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла по теме «Творческая работа на уроках географии биологии».
2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках биологии и географии»
4.Консультативная помощь учителям и учащимся.
5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

· 

Внедренческий
Распространение опыта работы.
2011-2015
1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте


 










Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) – являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.
Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД» необходимо и достаточно
- диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;
- создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;
- выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.



В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.








ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

Изучить литературу по данной проблеме:

1.   ЛеоА.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировозрения. // Народное образование, № 10, 2005.
2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. 272 с.
5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
7. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя биологии,географии»
8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках биологии ,географии и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
Творческое сотрудничество с учителем информатики Алганаевой С. В.. по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint",редактора электронных таблиц Microsoft Excel,Mikrosoft ofisse Poyer Point
- Использовать в своей работе сайт «Школа нет»
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО гуманитарного цикла.
Практические выходы (доклады, рефераты) –, на занятиях школьного методического объединения, Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

Предполагаемые результаты самообразования

Повысить качество преподавания предмета до 50%.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.








15