Семинар — практикум для педагогов Методы и приемы организации ситуации успеха в учебном процессе
Государственное бюджетное образовательное учреждение ЛНР
«Стахановская гимназия №7»
Семинар-практикум для педагогов
"Методы и приемы организации ситуаций успеха в учебном процессе"
Подготовила :
психолог ГБОУ ЛНР «СГ №7»
Сидорова А.И.
2017
Семинар-практикум для педагогов "Методы и приемы организации ситуаций успеха в учебном процессе"
Цель:
Познакомить педагогов со структурой и принципами создания ситуации успеха в учебном процессе.
Выявить возможности педагогов изменяться.
Выработка навыков по созданию ситуации успеха в учебном процессе у педагогов.
- Закройте глаза. Представьте себе улыбку. А теперь, откройте глаза и подарите улыбку соседу справа, теперь соседу слева. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.
Сегодня мы будем говорить о необходимости создания ситуации успеха, ведь успех в учении и в жизни – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться, залог будущей успешной социализации выпускника.
За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.
Теоретическая часть
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”.
Что такое успех с педагогической точки зрения?
Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, пи которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Что такое успех с психологической точки зрения?
Успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.
На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Наша задача – создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого учащегося. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности. Нельзя забывать, что каждый учащийся – индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и свои собственные достижения. Но, так или иначе, они должны быть у каждого.
Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
По мнению отечественных психологов, ситуацию успеха сознательно может создать педагог. И ее структура должна включать в себя следующие компоненты:
установка на деятельность – эмоциональная подготовка ученика на решение учебной задачи.
обеспечение деятельности – создание условий для успешного решения;
сравнение полученных результатов с предполагаемыми – осознанное отношение к результатам своего труда;
Наша основная цель не допустить, чтобы среди учащихся были неудачники, учащиеся, не добившиеся успеха в учебе. А так же, обладающие комплексом собственной неполноценности, низкой самооценкой, неверием в собственные силы, низким уровнем учебной мотивации и уровнем притязаний.
Мы можем выделить следующие основные принципы создания ситуации успеха:
Психологизация содержания образования. Мы должны обучать учащихся тому, как развивать в себе волю, как повышать самооценку, защищать собственное достоинство, управлять своими эмоциями и желаниями. Это как раз те психологические знания, которые нужны человеку, чтобы стать успешнее. Развитие у учащихся волевых качеств, путем включения в посильную, но достаточно трудную деятельность. Неумение преодолевать препятствия, мешает достижению успеха, снижает мотивацию. Что бы быть успешным, учащийся должен быть готов к преодолению самых разных трудностей. Это формирует способность получать удовольствие от самоопределения, а, значит, способствует личностному росту.
Развитие самостоятельности и личной ответственности – признак человека с развитой потребностью в достижениях. Чем больше поощряется самостоятельность учащихся, тем более успешными в итоге она становятся. Формирование ценностного отношения к другим людям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты. Индивидуалистическая мотивация обедняет личность и делает человека одиноким и менее успешным в жизни.
Отсутствие авторитаризма педагога в оценке учащихся. Формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся. Это позволяет развивать у них субъективность, сформировать устойчивую самооценку, предупредить возможность формирования зависимости от внешней оценки, страха, неудачи и боязни ошибиться, комплекса неполноценности.
Поощрение любых усилий, направленных на улучшение учебных результатов. Это укрепляет в учащихся веру в свои силы, формирует положительное отношение к успеху, который в итоге становится одним из важных побуждающих к деятельности факторов. Вместе с тем, это препятствует развитию страха и мотивации избегания неудачи как побудительной причины учения и любой другой деятельности.
Привлекательность для учащихся процесса учебной и другой деятельности. Результаты обучения тесным образом связаны с включенностью учащегося в сам процесс, поэтому важно, чтобы он был ему интересен и являлся основным мотивационным фактором. Это позволяет усилить степень эмоциональной и интеллектуальной включенности его в учебную деятельность и таким образом повысить результаты.
Ориентация самих педагогов на высокие профессиональные и другие достижения. Педагог, ориентированный на достижение, является примером для студентов и доказательством состоятельности методов его работы.
— Так, что же такое ситуация успеха?
Создание положительного психологического климата на уроке
Успешность ученика на уроке во многом зависит от учителя. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.
Установки и действия педагога
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроках;
Нейтрализация памяти от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности;
Применение поощрения и порицания;
Эмоциональное ободрение и стимуляция учебной деятельности;
Формирование адекватной самооценки учащихся;
Эмоциональная речь учителя;
Индивидуальная помощь учащимся
Технологические операции создания ситуаций успеха:
Снятие страха
Авансирование успешного результата
Скрытое инструктирование ребенка
Внесение мотива
Персональная исключительность
Мобилизация активности или педагогическое внушение
Высокая оценка детали
Этапы создания ситуации успеха:
Мотивационно-целевой;
Организационный;
Итоговый
Мотивационный этап:
Создание проблемной ситуации
Привлечение занимательного материала
Применение наглядных средств обучения
Использование неожиданной, противоречивой информации
Эмоциональная насыщенность содержания
Эмоциональная зарядка
Соревновательные и игровые моменты
Разъяснение и постановка цели деятельности
Разработка плана действий
Организационный этап:
Четкая постановка цели;
Оптимальный темп урока;
Организационный контроль начала и завершения работы;
Занимательный материал;
Наглядность;
Использование средств ТСО
Работа в парах и группах;
Связь с нашим временем;
Практическая работа;
Словарная работа;
Подготовка к контрольным работам
Нестандартная форма проведения урока;
Использование информационно – коммуникативных технологий на уроке:
Использование интернет ресурсы
Работа в парах и группах:
Формы групповых работ:
работа в парах постоянного и сменного состава,
работа в группах (4-5 человек), коллективная работа. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием намного успешнее. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.
Нестандартная форма проведения урока:
Использование проектного метода в обучении школьников
Экскурсии
Проведение уроков в нестандартной обстановке
«Недели начальной школы», «Неделя естественных наук».
Метод проектов:
это творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Итоговый этап:
Ситуация успеха на итоговом этапе – усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение .
Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.
Оценивание работ учащихся:
Учитель должен быть очень справедливым. Он ведь живой человек и у него складывается определённое отношение к тому или иному ученику. Поэтому в своей работе необходимо следовать заповеди: «оценивай не личность, а деятельность ученика». И делать это нужно объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для ученика и родителей, так и для учителя.
Оценка – не отметка.
Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Кредит доверия.
В некоторых случаях необходимо ставить отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Очень важно дать понять ребенку, что учитель верит в него и его силы, у него есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
Осуществление разноуровневого контроля
– разделение учащихся на группы, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню учащихся. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оценивается учителем отдельно.
Диагностический блок. (Приложение 2, Приложение 3)
Ознакомление результатам анкет.
Практическая часть
Cтимульный материал к методике «Дерево» (Приложение 1)
Предлагается выполнить учителям .
— Мы уже обсуждали с вами, что такое ситуация успеха Для того чтобы еще лучше сориентироваться в данной теме, я предлагаю вам игру «Незаконченные предложения».
Под названием «Противоречия во взглядах». Вы в роли ученика. Здесь начало предложения, вам предстоит закончить его:
1. Если я получаю хорошую оценку — это значит, что…
2. Если я получаю плохую отметку — это значит, что…
3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе…
4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что…5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе…
А теперь поделитесь, какие чувства вы испытали, будучи в роли учеников? И всегда ли мы создаем ситуацию успеха, чтобы поддержать ребенка?
Свое задание можете прочитать своему соседу. (3 мин)
“Создание ситуации успеха – практика”
Вот некоторые приемы, которые предлагаю Вам рассмотреть.
Прием «Авансирование».
Расскажите более подробно о том, в чем состоит авансирование, особенно для неуверенных, сомневающихся в себе детей. Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.
Ответ. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
Прием «Эврика».
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.
Как учитель может поддержать ребенка, поставив перед ним новые, более серьезные задачи?
Прием Эмоциональные поглаживания
Учитель на уроке делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».
Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.
Подведение итогов
Умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве ребенка и учителя.
В процессе взаимодействия учитель формирует у школьника положительную « Я-Концепцию». Для этого необходимо:
видеть в каждом уникальную личность,
уважать её,
понимать,
верить в неё («Все дети талантливы»);
создавать личности ситуации успеха,
одобрения,
поддержки,
доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;
понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);
помогать детям реализовать себя в деятельности («В каждом ребенке — чудо, ожидай его»).
Известен афоризм:
«Каждый ребёнок должен почувствовать себя
успешным и наравне со всеми.»
И закончить наше заседание хотелось бы притчей.
Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: "О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?"
Мудрец задумался и ответил: "- Ты глупый молодой человек. Как невежда, подобный тебе, может понять такое? "
Услышав это, молодой воин рассвирепел. "- Да за такие слова я готов тебя просто убить!" – заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца.
В это же мгновение мудрец сказал: "- Вот это и есть ад".
Услышав эти слова, воин убрал меч в ножны.
- А вот это и есть небеса, - заметил старик.
Вот и подошел к концу наш семинар - практикум. Мы с вами затронули очень трудоемкий вопрос, и нашли пути его решения.
Литература:
Митин С.Н. Управленческая психотерапевтическая деятельность: Монография. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2003. – с. 152-155.
Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Московский психолого-социальный институт: Филинта, 2001. – с. 59- 60.
Рафальская Е.С. Психолого-педагогические механизмы и этапы организации ситуации успеха у учащихся гимназии. // Психология и школа - №2, 2004. – с. 86-91.
Приложение 1
Cтимульный материал к методике «Дерево»
Методика «Дерево» Д. и Д. Лампен
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нём и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта, мы не предлагаем учащимся вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.
Задание даётся в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нём и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение.
Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зелёный фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьём месте вы хотели бы находиться ».
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет своё реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учётом устных рекомендаций Д. и Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения её результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребёнком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий 8
№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 уч-ся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
Приложение 2
Методика «предмет—чувства» Т.Е. Ковина, А.К. Колеченко,
И.Н. Агафонова
Методика определяет эмоциональное состояние учащихся на уроке, применяется для учащихся всех классов.
Процедура: учащимся раздаются бланки методики со следующей инструкцией: «Обычно на уроках мы испытываем какие-либо чувства (для учащихся младших классов коротко охарактеризовать и продемонстрировать чувства). Напишите название предмета и отметьте крестиком 1—3 чувства, которые вы испытываете на этом предмете».
Предмет
Учитель
страх радость интерес удивление беспокойство скука грусть спокойствие уверенность злость счастье неуверенность
Далее определяется индекс эмоциональной положительности отношения к предмету по формуле:
К = А / С,
где К — индекс эмоциональной положительности,
А — количество положительных эмоций,
С — общее количество выраженных эмоций.
Для вычисления индекса эмоциональной положительности учитываются эмоции: страх, радость, беспокойство, грусть, спокойствие, уверенность, неуверенность, злость, счастье. Эмоции: интерес, удивление, скука более связаны с уровнем профессиональной деятельности педагога, поэтому они не учитываются. Однако, если выражены только данные эмоции, он
учитываются с соответствующим знаком.
К > 0,75
0,55 < К < 0,75
0,45 < К < 0,55
К < 0, 45
К < 0,45
- высокий индекс эмоциональной положительности.
- средний индекс эмоциональной положительности.
- необходима дополнительная информация,
- низкий индекс эмоциональной положительности.
Приложение 3
Тест «Готовность к саморазвитию».
Митин С.Н.
Зачитываются утверждения, на которые преподаватели должны ответить "Да" или "Нет", ставя напротив порядкового номера утверждения "+" или ''-".
У меня часто появляется желание больше узнать о себе.
Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться.
Я уверен(а) в своих силах.
Я уверен(а), что все задуманное мною осуществится.
У меня нет желания знать свои "плюсы" и "минусы".
В моих планах я чаще надеюсь на удачу, чем на себя.
Я хочу лучше и эффективнее работать.
Я умею заставить и изменить себя, когда нужно.
Мои неудачи во многом связаны с неумением это делать.
10.Я интересуюсь мнением других о моих качествах и возможностях.
11Мне трудно добиться задуманного и воспитать себя.
12.В любом деле я не боюсь неудач и ошибок.
13.Мои умения соответствуют требованиям моей профессии.
14. Обстоятельства сильнее меня, даже если я хочу что-то сделать
Ключ:
1. + 2. - 3. + 4.+ 5. - 6. - 7. + 8. + 9. + 10. + 11. - 12. + 13. - 14. -
Далее даются следующие инструкции:
ГМС
7
6А
5
Б
4
3
В
2
1 Г
1 2 3 4 5 6 7 ГЗС
А - могу совершенствоваться, но не хочу себя знать.
Б - хочу себя знать и могу измениться.
В - не хочу себя знать и не хочу изменяться.
Г - хочу себя знать, но не могу себя изменить.
Интерпретация
Квадрат А - Вы имеете больше возможности к саморазвитию, чем желания познать себя. В этом случае следует поразмышлять о необходимости начинать в освоении профессии с себя. Профессионализм в любой сфере достигается, прежде всего, через нахождение своего индивидуального стиля деятельности. А это без самопознания невозможно.
Квадрат Б - обе величины достаточно велики. Этот уровень показывает ваши большие возможности в самосовершенствовании, и не только возможности, но и способности к реальным изменениям.
Квадрат В - обе величины достаточно низки. Ваш анализ должен быть направлен на те утверждения, которые не дали в ответах совпадений с "ключом". Внимательно понаблюдайте за собой. Постарайтесь понять, в чем больше трудностей, где большая преграда на пути к саморазвитию.
Квадрат Г- такое сочетание означает, что Вы, желая знать больше о себе, еще не владеете хорошо навыками самосовершенствования. Трудности в самосовершенствовании не должны Вас останавливать. Посмотрите внимательно на утверждения по ГМС, которые не совпали в ответах с "ключом". Анализ подскажет Вам, где и над чем Вам предстоит поработать.