ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Торезская общественно-гуманитарная гимназия
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИСОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Автор Остапчук С.В.- учитель высшей категории, методист,отличник образования Украины
Рецензенты: Тетёрко Т.Н., директор Торезской гимназии, методист, отличник образования Украины;
Чухно Л.А., зам. директора по УВР Торезской гимназии,
методист, отличник образования Украины;
Задириенко Е.П., методист Торезского городского методического центра
Сафонова С.В., руководитель городской предметной научно –методической комиссии учителей начальных классов
Рассмотрено на заседании методического совета Торезской гимназии.
Протокол №3 от 07.02.2011г.
Утверждено городским методическим центром
Протокол №___ от _______________
Пособие раскрывает педагогические технологии создания ситуации успеха, знакомит с основными условиями. Даны правила управления успехом на уроке. Предлагается Портфолио ученика начальных классов, предлагается урок-игра « По морским просторам» . Для учителей начальных классов.
Содержание
Историческая справка..4
Слагаемые ситуации успеха10
Портфолио ученика начальных классов..14
Основные правила управления успехом на уроке .43
Урок – игра «По морским просторам».45
Любой человек
стремится к успеху.
С.Френе
Вопрос об успехе в области образования и воспитания всегда и во все времена волновал человечество. В Древней Греции Аристотель успешным называл такое воспитание и образование, когда у юных граждан страны были сформированы патриотические качества , и юноши были готовы отдать жизни в ратном бою за Отечество.
В эпоху Возрождения успешной ситуацией в области педагогики считалось формирование у молодого поколения стремления к индивидуальности, жажде творчества.
В 18 веке великие французыпросветители в своих философских трактатах размышляли об условиях успешного обучения и воспитания и на 1-ый план выдвигали идею о правильной , необходимой мотивации воспитанников в процессе обучения.
Большое внимание уделял использованию ситуации успеха известный русский писатель, педагог Л.Н. Толстой. В своих дневниках он пишет :
«Процесс обучения и воспитания очень сложен, многоступенчат. Но от умения педагога найти верные слагаемые ситуации успеха зависит его результат»
Так что же такое «ситуации успеха», каковы её основные условия?
Ситуация успеха в обучении и воспитанииэто создание некой образовательной среды, микроклимата, образовательного пространства, в которой учащиеся совместно с учителем плодотворно идут к постижению основ наук, человеческих взаимоотношений и результатом ситуации успеха, несомненно, будут качественные знания, уровень определённой человеческой культуры, которые будут востребованы в обществе.
Слагаемые ситуации успеха
Во –первых , яркая творческая личность самого учителя, его увлечённость учебным процессом, его неугасимая любовь к детям.
Дети тонко чувствуют страсть учителя к своему учительскому труду, жажду открыть им что-то новое, его светящиеся глаза, увлечённость передаются учащимся. Известный философ, психолог Шопенгауэр говорил : « Состояние увлечённости, стремление постичь неизведанное заражает окружающих людей своей особой, тайной энергией». Дети тонко чувствуют «натуру» педагога, его преданность своей профессии.
Вторым условием создания ситуации успеха в процессе обучения является интеллект учителя, его профессионализм .
Чем шире диапазон методов, приёмов, технологий, тем легче и интереснее он может преподнести материал учащимся. Творческий учительэто человек , который не слепо копирует в своей деятельности эти технологи, а умеет их « пронести» через своё « Я» и найти, почувствовать, что именно эти технологи как раз и нужны в данной ситуации.
Современная педагогическая литература « пестрит» обилием различных методов, приёмов работы с детьми. Я изучила проектные, коммуникативные технологии, технологию развивающего обучения.
Третье слагаемое ситуации успеха на урокахэто умение организовать мотивацию того, что дети будут изучать на уроке.
Казалось бы, чего проще? Но мотивацияэто определённая система воздействия, убеждения учащихся.Чтобы настроить учащихся на изучение того или иного материала, необходимо знать, чем « дышит» каждый ребёнок, семья,в которой он воспитывается, т.е. мотивация неотделима от диагностики детей, мониторинга их знаний, а главное, составление индивидуального маршрута развития , обучения , воспитания каждого учащегося. Вот тогда ребёнка легко убедить, что данные знания ему просто необходимы при обучении в школе и выборе той или иной профессии по её окончании.
Четвёртое слагаемое ситуации успехаотлично оборудованный кабинет, использование кейсовых технологий. Одно из нихпортфолио для каждого учащегося, в котором собирается материал по диагностике, срезам , здесь же в кейсе дидактический материал, который использует учитель в процессе работы с учеником.
Учени_________________класса ________
МОЙ ПОРТРЕТ
(нарисуй или приклей фотографию)
МОЕ ИМЯ
Напиши о себе:
Имя ___________________________________________________
Отчество _____________________________________________
Фамилия ______________________________________________
рождения _________________________________________
Что означает твоё имя? ________________________________
_______________________________________________________
Выясни у родителей, почему они тебя так назвали?
Есть ли еще в вашем роду люди с таким именем?
Что ты знаешь об известных людях, носящих такое же, как у тебя, имя? __________________________________________________________________________________________________
Почему нужно дорожить своим именем? ___________________________________________________________________________
Папа
Мама
Имя
Отчество
Дата рождения
Профессия
Какие они?
Кто ещё есть в твоей семье?__________________________________________________________________________________________________________
Что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной?_________________________________
________________________________________________________
Есть ли у вас любимые семейные праздники? Каковы общие увлечения? ______________________________________________
________________________________________________________
А сейчас ответь на вопрос:
«Что такое счастье семьи?» ______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мое любимое время года
Мое любимое животное
Место, где я люблю бывать больше всего на свете
________________________________________________________
Мой лучший друг ______________
Мой любимый вид спорта _____________
Моя любимая книга ___________
Мое любимое занятие __________
Мой любимый фильм _____________
Моя любимая телепередача _____
Моя любимая одежда _____________
Моя любимая музыка
Мой любимый музыкальный инструмент
Моя любимая песенка _____________________________________
Моя любимая игра _____________
Мой любимый цвет _____________
Мой любимый звук ____________
Мое любимое время года ___________________________________
Моя любимая игрушка ______________________________________
Мое любимое блюдо________________________________________
Мой любимый запах _______________________________________
ЧТО Я ЛЮБЛЮ ДЕЛАТЬ
В этих квадратиках нарисуй, что ты больше всего
любишь делать, или вырежи картинки из журнала и наклей их.
Лучше всего я умею:
1.____________________________________________________
2.____________________________________________________
3.____________________________________________________
4.____________________________________________________
5.____________________________________________________
Я не очень хорошо умею:
1._______________________________________________________
2._______________________________________________________
3._______________________________________________________
4._______________________________________________________
5._______________________________________________________
Больше всего я хочу научиться лучше....
1.____________________________________________________
2.____________________________________________________
3.____________________________________________________
4.____________________________________________________
5.___________________________________________________
Вот, что мне для этого нужно:
1.____________________________________________________
2.____________________________________________________
Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах
Учебный год
Название кружка, секции, клуба
Название учреждения,
в котором он организован
200_- 20__
Сведения о прохождении факультативных занятий, курсов по выбору
№
Класс
Название курса
Подпись кл. руководителя
Творческие работы( литературные работы, фотоматериалы своих увлечений, рисунки )
№
Дата
Класс
Название работы
Чему посвящается?
1
№
п/п
Предмет
наименование
Учебный год
200/200
Учебный год
200/200
1четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
1четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
№
п/п
Предмет
наименование
Учебный год
200/200
Учебный год
200/200
1четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
1четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Сведения об участии в олимпиадах
№
п/п
Класс
Дата участия
Предмет
Уровень
Занятое место, участие
Баллы
Сведения об участии в конкурсах
№
Класс
Дата участия
Название
Уровень
Занятое место, участие
Баллы
Сведения о спортивных достижениях
№
Класс
Дата участия
Наименование соревнований
Уровень
Дипломы, грамоты
Сведения об участии в научно–практических конференциях
№
Класс
Дата участия
Название работы
Уровень
Наличие грамоты, диплома лауреата и т.д.
Балл
Сведения об участии в областных, районных, школьных и классных праздниках и мероприятиях
№
Класс
Дата участия
Название мероприятия, праздника
Уровень
Поощрение
1
Мой интерес к школьным предметам
Мои любимые учителя
№
Мои любимые предметы
1
2
3
4
5
ТЕСТ
1. На что тебе нужно обратить особое внимание, чтобы улучшить свои успехи в школе? (Подчеркни)
– распорядок и режим дня;
– тренировка силы воли;
– тренировка памяти
(зрительной, слуховой, логической);
– развитие логического мышления;
чтение научной и художественной литературы;
просмотр развивающих телепередач;
занятия в кружках, секциях, ;
посещение музеев.
2. Есть ли у тебя увлечения? Считаешь ли ты их серьёзными? Помогают ли они тебе в учёбе, или в чём-то другом? _____________________________________________ _____________________________________________
Основные правила управления успехом на уроке
Применение интерактивных форм и методов обучения способствует созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для обучающихся. Основные правила управления успехом на уроке позволяют судить об уровне активности всех их участников.
1.Если после урока у ребёнка не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нём происходило.
2.Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущения успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать обучающегося.
3.Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методовважные компоненты залога успеха на уроке.
4.Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.
5.Учитель должен любить детей. Нельзя, показывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
6.Учитель должен знать и весь класс, и каждого ребёнка в отдельности.
7.Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.
8. Домашние задания, предлагаемые учителем, должны быть интересными, творческими, оригинальными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.
9.Степень увлечённости обучающихся предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков.
10.Учитель должен научиться включать обучающихся в коллективную познавательную деятельность.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
Рисунок 7Рисунок 46Рисунок 28Рисунок 76Рисунок 0ОБО МНЕЧТО Я ЛЮБЛЮ БОЛЬШЕ ВСЕГОЯ ДУМАЮ, ЧТО Я МОГУ...
Рисунок 10Рисунок 88Рисунок 19Рисунок 25Рисунок 28Рисунок 12Рисунок 14Рисунок 15Рисунок 18Рисунок 19Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715