ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Педагогические приемы создания ситуации успеха» (деловая игра для педагогов)
А. А. Кадров – специалист ІІ категории, участник национальной программы в Украине «Lions-Quest», член Ассоциации творческих педагогов Донецкой области, педагог-организатор Донецкого УВК № 16 Калининского района г. Донецка.
В статье обоснована ведущая роль педагогических приемов создания ситуации успеха в стиле деловой игры для педагогов на педагогическом школьном совете.Автор доказывает необходимость применения педагогических приемов создания ситуации успеха для улучшения образовательного процесса учащихся.
Ключевые слова: педагогические приемы создания ситуации успеха, учитель, педагог, успех.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии. Появляются новые технологии, новые программы, новые учебники. Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Современный учитель - это учитель, который должен идти в ногу со временем, повышая свой профессиональный уровень и применяя в своей работе достижения науки и техники. Это учитель, умеющий создавать и организовывать особую образовательную развивающую среду, помогающую абсолютно каждому ученику раскрыть максимум своих способностей. Трудным бывает у учителей путь к мастерству. Мастер - это глубокая теоретическая подготовка. Это совершенное владение приемами обучения и воспитания, педагогической техникой. Это сплав личной культуры, знаний, кругозора. Это искусство общения с детьми. Только компетентный учитель способен принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.
Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений у учителя должны быть высокие ожидания, разделяемое всеми понимание цели и коллективная вера в их способность улучшить образование детей. Современные дидакты обозначают проблемы школы и предлагают пути их решения, но не все педагоги следуют им. Нельзя преобразовать современную школу без учителя, думающего и желающего принять участие в этих преобразованиях. На данном этапе не только учащихся, но и учителей необходимо вовлечь в исследовательскую деятельность, формировать творческие группы с обязательным выходом на готовый продукт. Поиск педагогами и педагогическим коллективом новых оригинальных путей решения актуальных проблем образовательной практики воплощается в проявлении множества инновационных идей, трансляции уникального инновационного педагогического опыта.
Очень часто работа завуча с педагогами недооценивается, а ведь именно она способна изменить положение к лучшему, помочь педагогам в их самореализации и саморазвитии. Ведь только активный, творческий педагог может воспитать активную и творческую личность из ребенка. Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Если вы хотите, чтобы ваш коллектив развивался, ведите его на дорогу педагогического развития». Именно в этом ключе рассматривается психолого-методическое сопровождение педагогов. Что значит сопровождение?
«Сопровождать,- читаем мы в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Ушакова,- значит, идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»;
В словаре В. И. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать»;
В самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути.
Таким образом, одной из целей методической работы является создание условий для продуктивного личностного и профессионального развития педагогов на основе взаимного сотрудничества, чтобы они взаимно дополняли, усиливали возможности и позитивную роль друг друга. Сотрудничество администрации и педагогов при организации взаимодействия активных субъектов образовательного процесса направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий, которое может реализоваться через организацию деловых игр.
Деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации успеха» проходит в форме организационно-деятельностной игры с элементами тренинговых заданий.
Для проведения занятия была проведена предварительная работа:
1.Формирование практического запроса на проблему.
2. Анкетирование учащихся по возникшей проблеме.
3.Подборка психолого-педагогической литературы по теме.
4. Деление коллектива на творческие группы.
Продолжительность деловой игры около полутора часов. Игру лучше проводить в актовом зале, т.к. для достижения цели занятия с каждым учителем необходима обратная связь, а значит, возникает необходимость создания «общего круга». Участников лучше посадить на стулья для удобства проведения упражнений, требующих перемещений и организации работы в творческой группе.
Организация работы может быть представлена в виде следующей технологической цепочки:
1 шаг. Психологический практикум, позволяющий настроить участников на сотрудничество с выходом на тему методического занятия.
2 шаг. Анализ информации полученной в ходе анкетирования, представленный на слайдах в виде графиков.
3 шаг. Теоретический блок по форме мини-лекции с постановкой проблемы.
4шаг. Проведение упражнений, «настраивающих» на творческую деятельность и принятие правил взаимодействия.
5 шаг. Непосредственно ролевая игра, в ходе которой происходит коллективная работа по обобщению педагогического опыта. Цель - создание банка данных по проблеме (основная нагрузка на спикеров групп).
6 шаг. Ситуационная игра, позволяющая выявить риски по предложенной проблеме.
7 шаг. Подведение итогов. Закрепление позитивного опыта. Рефлексия.
Деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации успеха»
является частью практикумов-семинаров при работе с педагогами Донецкого УВК № 16 на 2013 - 2014 учебный год. Как правило, педагогический коллектив школы приветствует проведение интерактивных форм работы, позволяющих самореализоваться, находиться в процессе познания, раскрыть творческие возможности, совершенствовать свое мастерство, делиться богатым педагогическим опытом.
При проведении семинара, одним из блоков по обобщению опыта работы школы по организации методической работы было проведение практической части. В деловой игре приняли участие все педагоги УВК. Результат оценки значимости превзошел все ожидания. Анализ ответов по «Листку обратной связи» показал следующие результаты. На утверждение
« Я извлек для себя много пользы из методического часа» по пятибалльной шкале на 4 балла оценили значимость для себя 18% участников, на 5 баллов - 82% участников. Самым полезным для них оказалось: общение с коллегами, наличие семинара в плане работы, создание ситуации успеха лично для себя, подборка литературы, приемы работы с коллективом, значимость поднятой проблемы.
Немаловажным фактором является повышение профессионального уровня педагогов школы и расширение кругозора через систему грамотно выстроенного методического сопровождения с учетом методической темы и задач работы школы. Время не стоит на месте, оно требует от нас движения, действия и инициативы. Проблем много и решать их нам – участникам учебно-воспитательного процесса.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Педагогические приемы создания ситуации успеха»
(деловая игра для педагогов)
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий создания здоровьесберегающей среды.
Задачи:
1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке.
2. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся.
3. Создать банк данных по проблеме.
4. Пополнить знания педагогов психологическими знаниями по проблеме.
5. Развитие коммуникативной компетентности педагогов, педагогическим основам применения педагогики сотрудничества.
6. Создание благоприятного социального психологического климата в коллективе.
Ход занятия.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашей уютной школе, Донецком учебно-воспитательном комплексе № 16!
Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.
« Давайте поздороваемся».
Чтобы начать нашу работу, нам необходимо поздороваться. Перед вами лежат листочки. Возьмите, пожалуйста, фломастеры и напишите на них имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли в ходе нашей работы.
2.Игра «Ситуация успеха».
Я хочу предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как заместитель директора по учебно-воспитательной работе, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.
(Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего)
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
-Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?
-Что взяли за основу ваши коллеги, когда говорили о позитивных моментах вашей деятельности в качестве завуча по УВР и ВР? (успех)
( Открывается слайд темы занятия, цели и задач)
Тема нашего педагогического совета: «Педагогические приёмы создания ситуации успеха».
Результаты диагностики.
Каждый из вас говорил о тех чувствах, которые он испытывал, когда ему исскуственно создали ситуацию успеха с помощью комплимента. Давайте сейчас посмотрим, что происходит с учеником, если мы с вами создаем эту ситуацию успеха у детей. Я провел анкетирование с учащимися 9 классов нашей школы. Посмотрите на слайды.
(Дается анализ ответов детей с помощью графиков. Слайд №2 и №3)
Таким образом, возникает вопрос:
-Какие методы и приемы должен использовать учитель, влияющие на создание ситуации успеха ребенка в школе?
Теоретический блок.
Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.
Высвечивается слайд №.4.
В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве ребенка и учителя.
В процессе взаимодействия учитель формирует у школьника положительную
«Я - Концепцию». Для этого необходимо:
- видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё («Все дети талантливы»);
-создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;
-понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);
- помогать детям реализовать себя в деятельности («В каждом ребенке - чудо, ожидай его»).
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».
Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:
Неожианная радость.
Общая радость.
Радость познания.
Групповая работа.
Сейчас мы с вами будем работать в группах. Для того, чтобы начать работу, послушайте притчу.
Притча (сотрудничество).
Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила.
Высвечивание слайда №5. «Памятка»
Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:
Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия.
Откровенность и доброжелательность в общении.
« Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа.
Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.
Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.
Сейчас я раздам каждой группе по одному листочку, где описаны основные типы и приемы создания ситуаций успеха у школьников.
Ваша задача: привести примеры создания ситуаций успеха с помощью предложенных приемов из вашей педагогической практики, т.е. создать банк педагогических идей. Выбрать спикера команды, который будет озвучивать результаты вашей коллективной работы.
(Время на выполнение работы- 20-25минут)
Раздается теоретический материал по теме для коллективной работы.
1группа: Неожиданная радость.
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.
Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:
прием “Лестница”
Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
Алгоритм:
1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.
2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.
Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.
4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.
5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.
6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.
В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении последовательности всех операций, но и в постоянному подтверждению ее сомнению и стремлению нарушить сложившийся порядок, искать новые пути, новые сочетания действий.
прием « Даю шанс»
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Этот прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.
2 группа: Общая радость.
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.
прием “Следуй за нами”.
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
Алгоритм:
1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.
2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес. Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ.
3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.
Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств
« старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В тоже время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.
прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.
Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”
прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.
В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радости. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Механизм заражения:
1 шаг: позитивное единство эмоционального и интеллектуального фона коллектива.
2 шаг: выбор гносионосителя.
3 шаг: создание ситуации состязательности и педагогически целесообразного соперничества.
4 шаг: выбор адекватных стимулов состязания “заражения”.
Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Роль гносионосителя заключается в материализации этих настроений, в их оформлении. В результате повышается интеллектуальный фон коллектива, проявляется феномен сопереживания. Вырастает самоуважение коллектива в целом. Именно в этом феномене и заключается глубокий смысл “общей радости”.
Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.
3 группа: Радость познания.
Нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности.
Выделяют пять основных мотивов учения:
Непосредственно побуждающие – наименее социально значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку).
Перспективно побуждающие – более социально значимые, связанные с удовлетворением широких, длительных по времени потребностей (получить образование).
Моральные мотивы – социально значимые, связанные с пониманием учебы, как нравственного долга человека перед обществом, семьей.
Мотивы общения – социально значимые, связанные с потребностью быть в коллективе.
Все эти мотивы важно учитывать, использовать, развивать. Но нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это не одно и тоже.
Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.
Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.
прием “Эврика”.
Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный
результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:
успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;
ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
прием « Линия горизонта»
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд.
(Выступления спикеров.
Отчет групп о проделанной работе – создание банка данных)
До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Всегда ли хорош успех?
Упражнение « Что происходит со мной, когда я хочу, чтобы меня хвалили?»
Выбирается самый титулованный педагог из числа присутствующих. Его усаживают на стул в середине круга.
- Подумайте, за что вы можете похвалить выбранного человека? (30 секунд на обдумывание). Затем, по команде и как можно громче начинаем говорить ему то, что хотели сказать.
Задача сидящего на стуле: услышать и понять смысл их высказываний.
- Слышали ли вы всех?
-Можете ли вы сказать, что и кто вам говорил?
- Слышали ли вы себя? Устали ли вы от этого занятия?
(ориентир на внешнюю оценку, трата сил на услышание, потеря свободы)
Такая опасность вполне реальна. Поэтому любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: во имя чего? и какими средствами?
6.Основной вывод по проблеме.
За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащегося. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, создавая ситуацию успеха для учащегося, наступит такой момент, когда учащиеся будут создавать ситуацию успеха для своего педагога.
7.Упражнение: «Ресурсный мешочек»
Мне тоже хочется, чтобы вы всегда помнили, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится.
Подумайте каждый для себя: что это может быть?
Чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила для вас ресурсный мешочек.
Пусть этот талисман напоминает вам о вашем внутреннем человеческом потенциале.
По кругу передается мешочек с мелкими бусинками и ракушками. Каждый по очереди вынимает из мешочка талисман на память.
8.Итог занятия.
На фоне музыки «Давайте говорить друг другу комплименты» выдается «Листок обратной связи».
Листок обратной связи
«___» ____________2013г. Ф.И.О._____________________
Я извлёк для себя Я не извлёк для себя большой
много пользы из 5 4 3 2 1 пользы из методического часа
методического часа
Я полностью удовлетворён 5 4 3 2 1 Не удовлетворён своей работой
своей работой
3. Что на методическом часе было для меня:
Самым полезным_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Самым бесполезным___________________________________________________________________________________________________________________________________
Самым приятным______________________________________________________
Самым неприятным____________________________________________________
Чтобы не уйти с методического часа с пустыми руками, я дарю вам перечень рекомендации по управлению успехом на уроке. Благодарю вас за желание работать, общаться, делиться опытом.
(Рекомендации раздаются каждому участнику игры)
Правила управления успехом на уроке.
Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.
Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они ни были, и вовремя поддержать ученика.
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства и интересы являются залогом успеха учащихся.
Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.
Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, приносит элемент романтичности, играют важную роль на уроке.
Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности. Он должен очень много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помогать им.
Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.
80% учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. Драма состоит в том, что дети и взрослые говорят на разных языках, вкладывают разный смысл в слова и выдача домашних заданий без точной проработки того, что хотел бы получить учитель, какую задачу он ставит, нередко приводит учеников в состояние замешательства и понуждает отказываться от выполнения домашних заданий вообще. Домашние задания должны быть вкусными, красивыми, интересными, творческими, нередко практико-ориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.
Наряду с цифровой развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.
Степень увлеченности учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков.
Учитель должен научиться включать учащихся в коллективную познавательную деятельность.
Если молодой учитель обостренно переживает свою неуспешность и, несмотря на значительные усилия, никак не может дать хороший урок, одним из известных способов оказать ему помощь является совместная с любым из администраторов школы подготовка серии уроков.
Заголовок 215