Консультация для педагогов «Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности»


МДОУ детский сад №81
Консультация для педагогов
«Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности»
воспитателя Татановой О.В.
«05» марта 2015г.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
     В период кардинальных социально-экономических и политических преобразований в России возросли престижность образования в общественном сознании,  требование общества к содержанию образования, уровень и качество подготовки всех  образовательных ступеней.
      В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.
     Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
     Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности,  идет развитие психических процессов -  обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.    
      Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
     Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три  года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Разработку теоретических основ метода экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Большой вклад  в развитие метода внесли ученые С. Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Л. М. Маневцева, Я. А. Пономарев, М. И .Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева. О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова и другие.
     При формировании основ естественно-научных понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному: знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие авторитеты педагогической науки как  Я.А. Коменский И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие.
С психологической точки зрения в едином процессе психического развития ребенка основу составляют процессы саморазвития, которые характеризуются тем, что целый ряд психических образований познавательного, эмоционального и личностного характера формируются и усложняются в русле собственной активности ребенка. Собственная активность полностью определяется самим ребенком, его внутренним состоянием. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества. При экспериментировании дети добиваются более высоких результатов, поражающих своей непосредственностью и оригинальностью.
      Исследования российских ученых А.Н.Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Н. Н. Поддъякова позволяют сформулировать следующие положения:
1.Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности,  в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
2.В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
3.Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
4.В экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5.Экспериментироание во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.
6. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности.
     Мне импонирует гипотеза Н. Н. Поддъякова, которую он сформулирован на основе обобщения своего богатого фактического материала в 1997 году, о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования своей гипотезы он приводит многочисленные доказательства:
1.Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых;  мы точно знаем, что игре детей надо учить. В экспериментально-поисковой деятельности ребенок самостоятельно воздействует разными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана ребенку взрослым, он строит ее сам.
2.В процессе экспериментирования достаточно четко выступает момент саморазвития: преобразования  объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, что, в свою очередь, позволяет производить новые, более сложные и совершенные, преобразования и получать новые знания об объекте и его свойствах. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом ребенок получает возможность ставить себе новые. Все более сложные цели.
3. Некоторые дети не любят играть; но это не значит, что они бездействуют, они предпочитают заниматься каким-либо делом, отличным от игры, а их психическое развитие протекает нормально. И только при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Фундаментальным доказательством ведущей роли экспериментирования в детской деятельности  является тот факт, что экспериментально-исследовательская деятельность пронизывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
     Мы выяснили роль экспериментально-исследовательской деятельности в интеллектуальном развитии ребенка-дошкольника.
 
Структура развивающей среды
 
     Организация и проведение экспериментально- исследовательской деятельности педагогами, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями развивающей среды.
     При создании развивающей среды необходимо учитывать положение А.В.Запорожца об амплификации ( обогащении) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в дошкольных формах жизнедеятельности (игре, общении, экспериментировании, конструировании и пр.) на основе предметной базы, а также  ряд требований, которые предъявляют к развивающей среде С. Л. Новоселова,  Л. С. Выготский,  Н. Н. Поддъяков:
1.     Развивающий характер предметной среды.
2.     Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности.
3.     Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития
4.     Включение не только уже известных ребенку объектов, но и новых, которые побуждают его к последующей деятельности.
5.     Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.
Помимо изложенного развивающая среда должна соответствовать ряду принципов.
Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития.
Это становится возможным при создании условий для двух типов детской активности:
- собственной, полностью определяемой рбенком, детерминированной его внутренним сознанием;
- стимулируемой взрослым. Который организует деятельность ребенка для получения заранее определенного результата.
В связи с этим лежит проблема  материала, оборудования и их размещения.
Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости.
На разных этапах развития личности ребенка этот принцип обеспечивается разнообразной тематикой, обогащением функциональных свойств элементов среды, природными и социокультурными средствами, объектами и средствами многоплановой деятельности, предоставлением возможности получать информацию, необходимую для постановки и решения задач. В связи с этим развивающая среда должна быть неисчерпаема, удовлетворять потребности ребенка в новизне.
Принцип активности.
В развивающей среде должна быть заложена возможность как для детей, так и для взрослых изменять ее внешний вид, оформление, определять местоположение материала, объектов. Это стимулирует возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Положение взрослого «рядом» с ребенком, а не «над» ним.
Принцип эмоциональной насыщенности.
Здесь рассматривается способность среды воздействовать на эмоции ребенка. Окружение должно давать ему разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоциональный отклик, возможность прожить и выразить свои чувства в какой-либо деятельности, побуждать к освоению полюсов «добро – зло», «прекрасно – безобразно»…
Принцип системности.
Среда должна отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения, системе развития «от простого к сложному», основным принципам дизайна.Материал подобран (сконцентрирован0 по определенному принципу:
- по задаче (например, моделирование, накопление познавательного опыта через наглядность);
- по виду деятельности (экспериментирование, преобразование);
- содержанию и тематике ( «Осень», «Камни»…)
Принцип статичности – подвижности.
С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить  в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.
Принцип эмоционального благополучия и комфорта.
Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и для индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности. Этот принцип также предполагает наличие структурных «емкостей», содержащих личные вещи и предметы, отражающие индивидуальность, внутренний мир ребенка («сокровищницы», «личные полочки», «стены творчества» и т.п.)
Принцип закрытости.
Развивающая среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего мира (« я и другие», «один ребенок – группа детей», «группа детей – детский сад», «детский сад – весь мир»…), предполагает открытость природе, обществу и т.д.
Принцип обеспечения половых различий.
Предполагает наличие материалов и предметов интересных для мальчиков и для девочек, способствует осознанию половой принадлежности. (Например, материалы по темам «Мир тканей» и «Мир металла»…)
Принцип универсальности.
Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.
Многофункциональность.
Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.
Рациональность.
Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.
Обновляемость материала.
Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.
Именной характер материала, т.е. наличие названия, маркировки или надписи (для читающих детей), чтобы ребенок мог самостоятельно восстановить цепочку действий с данным материалом и использовать его в соответствии с назначением.
 
Характеристика микроблоков развивающей среды.
 
Развивающая среда может быть представлена различными микроблоками, например –
Уголок экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки), где также могут быть выделены:1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)2) место для приборов3)Место для хранения материалов (природного, "бросового")4) место для проведения опытов5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)Уголок природы
Уголок «Эрудита»( детская библиотека)
Игротека
Уголок моделирования («Чтение», составление, рисование моделей, действия в соответствии с ними).
Центр преобразования и изодеятельности «Мастерилки»
Метеоплощадка
Территория детского сада (Наблюдения, проведение  опытов, экспериментов, накопление познавательного опыта, преобразование и использование его в разных видах деятельности)
И др.
Содержание уголков экспериментальной деятельности.Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для младшего возраста;- тематические альбомы;- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".- Песок, глина;- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).Простейшие приборы и приспособления:- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки- семена бобов, фасоли, гороха - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.-  персонажи, наделанные определенными чертами("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
 
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Средний дошкольный возраст
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для среднего возраста;- тематические альбомы;- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы"- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)- Песок, глина;- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).- семена бобов, фасоли, гороха- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)Простейшие приборы и приспособления:- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
  - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.-  персонажи, наделанные определенными чертами("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
 
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Старший дошкольный возраст
КомпонентдидактическийКомпонент оборудования Компонент стимулирующий
-  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;- серии картин с изображением природных сообществ;- книги познавательного характера, атласы;- тематические альбомы;- коллекции - мини-музей (тематика различна, например"Часы бывают разные:",  "Изделия из камня".- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина" ;- природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.- сито, воронки- половинки мыльниц, формы для льда-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"-  персонажи, наделанные определенными чертами("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
 
          Заключение.
 
     Организация развивающей среды и экспериментально- исследовательской деятельности дошкольников способствует:
1.     у детей - развитию познавательной  и учебной деятельности, психических процессов, активизации мышлений, умственных умений анализа, синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, развитию речи, умению формулировать свои мысли;
2.     у педагогов – изучению и внедрению новых технологий, повышению профессионального мастерства;
3.     повышению качества воспитательно-образовательной работы, соответствию современным требованиям дошкольного образования.
Поэтому следует тщательно подбирать предметно пространственную среду и больше уделять внимание при планировании для экспериментальной деятельности.
Литература для самообразования по данной теме: работы Н.Н.Поддъякова, О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой, Н.А,Рыжовой, И.А.Ивановой, С.Н.Николаевой и других, где выявлена роль экспериментально-исследовательской деятельности в интеллектуальном развитии дошкольников, определена структура создания развивающей среды для полноценного и методически грамотного проведения экспериментально – исследовательской деятельности с воспитанниками, представлена  программа выполнения работ по проекту для его реализации.
3444240-396240Приложение
Приложение
ПАМЯТКАПримерная структура занятия  - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Упражнения на развитие  внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
 Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. 
В помощь воспитателю:
ПАМЯТКА"Планирование работы с детьми по экспериментированию"
Младший дошкольный возрастРабота с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).5. Об эталоне "1 минута".6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).Средний  дошкольный возрастРабота с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).Старший дошкольный возрастРабота с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:1)  активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).