Отчет ШМО учителей русского языка, литературы и МХК Башкирской гимназии с.Учалы за 2014-2015 учебный год


Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год
Работа МО учителей русского языка и литературы в течение 2014-2015 учебного года велась в соответствии с требованиями нормативных документов. Тема, цель и задачи деятельности МО были сформулированы в начале учебного года.
Тема МО: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей в процессе обучения и воспитания обучающихся на уроках русского языка и литературы».
В 2014-2015 учебном году перед методическим объединением учителей русского языка, литературы были поставлены конкретные цели и задачи:
Цель:
Создание условий для выявления и раскрытия творческих способностей каждого ученика.
Задачи:
Воспитывать духовно богатую и высоконравственную личность с развитым чувством самосознания и общероссийского сознания, человека, любящего свою Родину, свой народ, язык и культуру.
Разрабатывать и проводить уроки разного типа с целью повышения интереса к предметам гуманитарного цикла.
Обеспечить уровень образования, соответствующего современным требованиям за счёт личностно-ориентированного подхода к учащимся.
Развивать творческий потенциал учащихся , используя современные педагогические технологии.
Совершенствовать внеурочную деятельность со школьниками по предметам гуманитарного цикла.
Проблемы, над которыми работали члены МО в 2014-2015 учебном году:
Качество знаний учащихся и подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы.
Культура слова современных школьников.
Внеклассная деятельность учителей словесников.
В основном, поставленные перед МО цель и задачи были реализованы.
Вывод: как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных целей и задач в 2014-2015 учебном году. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, были разнообразными формы работы.
В 2014-2015 учебном году состоялось 5 плановых заседаний МО.
Первое заседание МО (протокол №1 от 29.08.14)носило организационный характер. Был обсужден и утвержден план работы МО на год, выяснены наиболее актуальные проблемы в преподавании предметов, проанализировано качество учебников. Кроме того, обсуждались рабочие программы по предметам, все программы утверждены. Учителями выпускных классов дан анализ результатов итоговой аттестации по русскому языку в 9, 11 классах. Было решено внимательно следить за изменениями в материалах ГИА и ЕГЭ. Также был составлен календарь литературных дат на 2014-15 учебный год. На заседании рассмотрели также вопрос об участии в международном конкурсе «Медвежонок».
На втором заседании( протокол №2 от 29.09.2014 г.) рассмотрели несколько вопросов, самым важным из которых является подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Было решено улучшить качество работы с КИМ при подготовке к экзаменам, особое внимание обратить на технологию написания изложения по аудиозаписи сочинений-рассуждений. Был сформирован банк одаренных учащихся по направлению « ФИЛОЛОГИЯ», в который вошли 36 учащихся гимназии. На этом же заседании обсудили план проведения предстоящего юбилея М.Ю.Лермонтова. Всеми учителями были предложены разнообразные мероприятия к этой дате, разработан предварительный план проведения. Был оформлен стенд, посвященный жизни и творчеству величайшего поэта, вывешен план проведения мероприятий:
Экспресс-информация « Великий русский поэт»
Конкурс творческих работ « Литературное наследие Лермонтова»
Конкурс рисунков « Мой Лермонтов»
Книжная выставка « Творчество Лермонтова»
Лит.викторина « Нет, я не Байрон, я другой…»
Лит.час « Герой нашего времени»
Выставка « М.Ю Лермонтов в воспоминаниях современников»
Беседа « Классик русской поэзии»
Конкурс стенгазет « Земле отдал я дань земную любви, надежд, добра и зла…»
Конкурс исследовательских проектов и рефератов « Наследие Великого поэта»
Виртуальное путешествие по лермонтовским местам
Конкурс чтецов « Гляжу на будущность с боязнью…»
Познават. час « М.Ю. Лермонтов-детство, годы учения»
Литературно-музыкальный вечер « Страницы мятежной жизни»
Все запланированные мероприятия были проведены силами классных руководителей, библиотекаря и учителей русского языка и литературы. Учащиеся 9А класса подготовили красочный вечер, для которого научились танцевать полонез, вальс, ученица 11-го класса Гарипова Ямиля исполнила два романса на стихи поэта, а роль самого Лермонтова блестяще исполнил Аглеев Салават из 9А.
Третье заседание МО ( протокол№3 от 13.10 2014 г.) прошло в форме семинара на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей в процессе обучения и воспитания обучающихся на уроках русского языка и литературы».
Кроме того, был разработан план подготовки к различным конкурсам и мероприятиям российского и международного уровня. В октябре же был дан старт Всероссийской олимпиаде школьников.
20.10 2014 года прошел школьный этап олимпиады по русскому языку, 24.10.—по литературе, 27.10—по МХК. На муниципальном уровне ученица 11Б класса Умургулова Алина заняла 3-е место по МХК, ученица 7В Жолобова Кристина-5-е место по литературе.
В ноябре проводилась международная игра-конкурс « Русский медвежонок», на которой участвовали 104 ученика гимназии., пятеро из которых получили дипломы и грамоты победителей, а также призы. Приняли участие в конкурсе « Кубок Гагарина» --шестеро 6-классников по рус.языку и двое по литературе. 9 учащихся участвовали в викторине по творчеству М.Ю.Лермонтова на сайте « Марафоны»
С 1 по 12 декабря проводился декадник русского языка, литературы и МХК. Было запланировано и проведено 10 мероприятий:
Викторина « По дорогам сказок»
Конкурс « Самый грамотный ученик»
Викторина по тв-ву Лермонтова
Конкурс на лучшую тетрадь по рус. языку, литературе и МХК,
Конкурс сочинений ко Дню матери
Конкурс рисунков и поделок « Мой любимый лит.герой»
Просмотр фильма « Лермонтов»
Выставка « Величайшие памятники мира»
Конкурс стенгазет к юбилею Лермонтова
Итоговый вечер.
20.01.2015 г. провели пробный ОГЭ , проанализировали результаты.
5.02.2015г. состоялось открытие Года литературы, Всеми учителями МО были проведены специальные мероприятия:
Валиуллина Г.Н.—« А.П. Чехов-созидатель»
Резяпова З.А.-- « В обыкновенном видеть прекрасное»
Кусяева Р.Б.—« Литература-искусство слова»
Хадеева Л.В.—«Книги-юбиляры 2015 года»
Рахматуллина Л.С.—« Литература детям»
На четвертом заседании (протокол №4 от 11.02.14) изучили изменения в материалах КИМов ОГЭ и ЕГЭ,
кроме того, отдельным вопросом стояло прохождение программ.
Пятое заседание было посвящено анализу экзаменационных материалов и их утверждению
На последнем заседании МО (протокол №6 от 15.05.15) были рассмотрены следующие вопросы:
1.Подведение итогов работы МО за 2014 — 2015 учебный год.
2. Утверждение задач на новый 2015 — 2016 учебный год.
3. Подведение итогов работы учителей по своим методическим темам.
4.Прохождение программ по предметам.
5. Анализ результатов контрольных работ.
6. Подготовка выпускников к проведению ЕГЭ и ГИА.
Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы школы. Выступления основывались на практических результатах, позволяющих делать серьезные методические обобщения. Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителей, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой. Для повышения качества обучения в течение учебного года использовались различные формы учебных занятий: урок-лекция, деловые игры, урок-зачет, урок-конференция, урок-исследование, урок-презентация. урок-проект.
В 2014-2015 учебном году МО работало в составе 5 человек.
Учителя в течение года принимали самое активное участие в проведении мероприятий, тематических вечеров, были задействованы в проверке экзаменационных работ, активно сотрудничали с центральной библиотекой, посещая встречи с интересными людьми по скайпу, лекции и занятия. Проводились тематические выступления на линейках: « Живи и помни»- памяти В.П.Астафьева, 21.03.2015г.-К Международному Дню поэзии.
10.04.2015 года 11Б класс провел Вечер, посвященный юбилею С.А.Есенина.
Также учащиеся школы принимали активное участие в дистанционных и заочных конкурсах и олимпиадах.

п/пФ.И.О. учителя предмет Вид конкурса, уровень Кол-во
участн. призеры
1. Хадеева Л.В. Русский
Язык
Русский язык «Русский медвежонок»
Международный
Всероссийский конкурс сочинений к 70-летию Победы в Вов « Когда была война»
Конкурс « Кубок Гагарина» 18
1
Гильманова Гульнур-рег.уровеньСафиуллин Радмир-рег. Уровень
Ризванова Альмира(1 место)
Сафиуллин Радмир( участник)
Абросимова Рената ( участник)
Засова Аделина (участник)
2 Рахматуллина Л.С. Русский
язык «Русский медвежонок»
Международный
Конкурс « Кубок Гагарина»
36 Нурмухаметова Айлина ( рег.)
Нурмухаметова Айлина ( муниц.)
3 Валиуллина Г.Н Русский
язык «Русский медвежонок»
международный 4 Резяпова З.А. Русский
язык Межрегиональный конкурс творческих работ « Что такое Родина»
« Русский медвежонок» Булякова Лидия ( 3 место)
Биккулов Наиль (рег.)
5 Кусяева Р.Б. Русский
язык
В течение года в кабинеты русского языка и литературы поступило новое мультимедийное оборудование.
Увеличилось число уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ.
Использование нового оборудования помогает разнообразить формы и методы проведения уроков, заинтересовать ребят в изучении предмета.
В текущем учебном году повышение и совершенствование мастерства педагогов проходило через посещение районных МО, а также через взаимопосещение уроков и заслушивание выступлений по темам самообразования.
Выводы и решения
Работу МО учителей русского языка и литературы можно признать удовлетворительной. Учителя МО участвовали в инновационной деятельности, применяли современные образовательные технологии, участвовали в предметной неделе. МО в 2014 -2015 году проводилась работа по созданию условий, дающих возможность каждому учителю реализовать свой творческий потенциал в учебной деятельности, но, вместе с тем, остаётся ряд нерешенных задач:
не найдена такая форма организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию.
всё ещё малоэффективной остаётся работа по формированию мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году:
Организовать работу с «сильными учениками», продумать организацию работы с одарёнными детьми;
Продолжить процесс самообразования;
Активизировать использование инновационных технологий;
Работать над пополнением методической «копилки» школы;
Повышать качество знаний обучающихся.