Конспект открытого занятия на тему «Путешествие в первобытный мир. Неандертальцы» для детей с ОВЗ младшего школьного возраста


Государственное казенное учреждение Самарской области Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» городского округа Тольятти
Конспект открытого занятия
на тему «Путешествие в первобытный мир. Неандертальцы»
для детей с ОВЗ младшего школьного возраста
воспитатель:
Степанова С.С.
2016
Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.  
Задачи: 1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.
2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, охоты, наскальная живопись, быт.
3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, шкура, вождь, племя, первобытные люди – неандертальцы.
4.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.
5.Формировать умение выполнять различные роли в соответствие с развитием сюжета.
6.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.
7.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.
Предварительная деятельность:
1.Беседы « Кто такой первобытный человек»
2.Рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: Презентация «Древний человек». Мамонт, первобытные орудия труда, горшки, очаг, шкуры имитация одежды первобытных людей, ожерелье из камней, муляжи костей животных, следы животных, лук и копьё, трофеи охотников.
Ход   занятия
Ведущий: Ребята, сегодня мы предлагаем отправится в удивительное путешествие в самое настоящее прошлое! Согласны!?
Дети: Да.
В группу вносят почтовую коробку с адресом.
Дидактическое упражнение «Угадай по звуку, по весу, по запаху».
Ведущий: - Что там может быть? (по звуку коробки, её весу, запах есть или нет, живое - не живое и т. д.)
- Откроем и посмотрим. Чья это сверху кость ? Это же кость древнего мамонта. Здесь картинка с изображением всего скелета мамонта.
- Какой он? А это кто? (мамонт идет по снегу) Сейчас есть они?
- В коробке еще что- то есть (костюмы для переодевания)
- Предлагаю стать первобытными людьми и узнать, как они жили.
Переодевание детей под музыку.
Ведущий: Но сначала я расскажу вам про неандертальцев или первобытных людей. Они имели маленький мозг и крепкое телосложение, обладали развитой мускулатурой и недюжинной физической силой. Жили небольшими группами по 15-20 человек. У них существовало разделение труда: мужчины охотились на мамонтов, медведей, горных козлов, а женщины готовили пищу, собирали ягоды, плоды и разные корешки.
Ведущий: Презентация «Древний человек»
1 слайд - Жизнь на Земле была до нас, при нас и будет после нас. Такая вот история людей, тех дикарей и этих дикарей.

2 слайд – Давным-давно мы были дикарями. На мамонтов ходили и других зверей. И думали, что были мы царями для всех и для природы всей.

3 слайд – Мы все огромной силой обладали. Дубиной и копьём располагали. Огонь в пещерах наших был всегда. Вот только пряталась порой от нас еда.

4 слайд - В те времена мы все общиной жили. Добычу – поровну всегда делили. Трудились вместе: пищу добывая, из камня топоры изготовляя.

Мы храбрость и смекалку уважали. Друг с другом мы тогда не воевали. Чего бы нам друг с другом воевать? Что силы больше некуда девать?
5 слайд – Плоды тогда росли повсюду, как в Раю: сорвал, куснул, понравился – жую. А живности в кустах там было столь: не глянул – наступил. Визжит – какая боль!

И птицы столько иногда летало, что на земле как в сумерки темнело. И рыбы в реках было так полно: На берег прыгала. Такое вот кино!
Ведущий: А теперь предлагаю заглянуть на денёк к неандертальцам, или как ещё называли – дикарям.
Сюжетно-ролевая игра: «Первобытные люди»
Вождь: Раз первобытные люди
Пошли в первобытный лес
И первобытное солнце
Смотрело на них с небес
Решили тогда эти люди
В глухой пещере пожить
Огонь они разводили, на нём стали пищу варить
И ели они руками и пили воду с ручья
Одеты не так,как мы с вами
Шкурой прикрыты слегка. (ребёнок обыгрывает слова мимикой и жестами)
Под музыку другие дети встают и подходят к вождю.
Вождь: Наше племя – Неандертальцы!
Наш девиз - Хоть мозг наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны.
Выходят три дикаря.
1 Дикарь: Пахну я не лучше свина, (Дикарь нюхает свою подмышку и морщится)
Не причёсан, не умыт (Дикарь почёсывается)
Но зато в руках дубина (Дикарь потрясывает в воздухе своей дубиной)
И отменный аппетит. (Дикарь поглаживает живот)
Потому-то на охоту
Я хожу, как на работу (дикарь шагает на месте)
И встречает, как царя,
Лес дремучий дикаря. (руки поднимает вверх)
2 Дикарь: Я не знаю, что такое телефон и интернет (ребёнок разводит руками)
Бытиё моё простое, у меня секретов нет (дикарь почёсывается)
Я кричу и топочу, всех дубиной колочу. (топает ногами и размахивает дубиной)
И поэтому не зря, все боятся дикаря.
Выходит 3Дикарь: Всем мохнатым на беду, на охоту я иду. (дикарь идёт, помахивая дубиной)
Первобытная натура, хочет мясо, хочет шкуру! ( Дикарь делает резкие хватательные движения)
Нужен новенький наряд, бей дубиной всех подряд! ( резкий взмах дубиной)
Ведь не хочет без подарка, уходить домой дикарка. (резкий выпад вперёд)
Подвижная игра - танец «Хвалимся успехами» под музыку Владимира Шаинского «Между нами дикарями»
Картина «Стоянка первобытных людей». Дети внимательно рассматриваю её.
Ведущий: Посмотрите на разделение труда на женский и мужской труд. Первые художники рисовали на стене образы животных.
Ведущий: Чем заняты первобытные люди? Какие орудия труда используют, какого размера пещера?
Побуждаем отвечать детей, используя сложноподчиненные предложения.
Словесная игра «Придумай слово»:
Ведущий: Древние люди сразу умели говорить словами?
Сначала общались звуками, потом появились короткие слова.
Давайте придумаем и назовем их . Ответы детей (дай, на, мое, нет, да, я, ты, мы, бери, иди, …)
Ведущий: А сейчас нескольким ребятам я предлагаю, показать пантомиму «Охота на мамонта», ведь как мы с вами уже сказали, сначала люди не умели говорить, а лишь общались с помощью жестов и мимики.
Ведущий читает текс, а 5-6 детей обыгрывают слова.
Просыпаются в пещере полулюди, полу звери. ( дети встают и зевают)
Ходят словно на работу эти люди на охоту. ( дети маршируют на месте)
На охоту все собрались – порычали, почесались, у костра погрели спины и схватились за дубины. (дети сопровождают слова ведущего, соответствующими движениями и звуками)
Взяли копья, в лес пошли, у реки следы нашли. (дети берут игрушечные копья и луки и идут по нарисованным следам)
Яму до рассвета рыли (руками движения имитация выкапывания ямы)
Сверху ветками прикрыли, чтобы в неё попался он, волосаты, вкусный слон (раздвигают ветки, достают заранее спрятанного игрушечного мамонта)
Мамонтёнок фрукты кушал, маму с папою не слушал и его в лучах зари, окружили дикари.
Дикари его ругали и дубинами пугали. (грозят мамонту дубинами)
А в пещере у костра кушать всем давно пора (девочки - дикарки в горшке обыгрывают приготовление еды, при помощи жестов)
Первобытная натура, хочет мясо, хочет шкуру. (все участники сценки громка рычат)

Ведущий показывает копья, дубины, которыми дети пользовались при обыгрывание сценки.
Ведущий: Как использовали копье, лук со стрелами? Что изменилось сегодня?
(ответы детей)
Дидактическая игра «Расскажи, что на картинке»
Ведущий: Рассмотрите предметы. (Показывает камень, топор, палку, шкуру, первую посуду первобытных людей). Составьте, пожалуйста, рассказ: что могли делать неандертальцы этими предметами?
Короткие рассказы детей. Закрепляем умение составлять небольшие рассказы, основываясь на новых полученных знаниях.
Ведущий: Дети вам понравилось наше необычное занятие? Что же нового мы узнали? Кто такие неандертальцы? Чем они отличаются от современных людей? Как первобытные люди добывали себе еду? При помощи, каких предметов?
Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек! Все молодцы! Спасибо.