Факторы, влияющие на речь подростков. Исследовательская работа ученицы 10 класса Субботиной Светланы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ВЕРХ-АЛЛАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Факторы, влияющие на языковую культуру подростков.
Выполнила: Субботина Светлана, ученица 10 класса. Научный руководитель: Родионова Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы.
с.Верх-Аллак2016
Оглавление:1. Введение.2. Сленг: 2.1. Что такое сленг. Виды сленга; 2.2 .Сленг как средство выразительности речи;3. Интернет: 3.1. Интернет как СМИ; 3.2. Влияние Интернета на языковой уровень подростков.4. Телевидение: 4.1. Роль телевидения в жизни подростка; 4.2. Влияние телевидения на языковой уровень подростков.5. Как сохранить русский язык? 5.1. Влияние законов РФ на сохранение и защиту русского языка; 5.2. Общество несёт ответственность за уровень культуры речи.6.Выводы.7. Список используемой литературы.8. Приложения.
1.Введение.
Речь – это показатель ума. Сенека. Культура речи – неотъемлемая и важнейшая часть общей национальной культуры. По культуре речи можно судить об умственном и нравственном здоровье нации. К сожалению, все чаще говорят о том, что уровень нашей речевой культуры значительно снизился. Многие задаются вопросом, нужно ли предпринимать оперативные меры по сохранению и развитию русского литературного языка или же негативные явления в современном русском языке преходящи? В 2013 году В.В.Путин с сожалением отметил, что уровень владения русским языком среди молодежи снижается, как и интерес к литературе. «Наша страна – некогда самая читающая в мире – уже не может претендовать на это почетное звание» - признал Путин. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки. «Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! …вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык... мысли наши все формулируются языком. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит», - пишет Д.С.Лихачев в своей книге «Заметки и наблюдения». Язык является достоянием всего народа, общим языком всей нации. Это явление достаточно сложное, поскольку национальный язык существует в нескольких формах. Высшей формой русского языка является литературный язык, который обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, науку, делопроизводство, законодательство, культуру, межнациональное общение. Понятие национальный язык шире, чем понятие литературный язык. Помимо литературного языка оно включает в себя также нелитературные варианты языка, важной частью которых является сленг. В настоящее время в нашей стране очень остро стоят экономические и политические проблемы общества, и на их фоне вопрос о состоянии русского языка кажется пустяковым. Проблемы снижения речевой культуры и распространение сленга являются актуальными в настоящее время. Всё чаще и чаще люди употребляют нелитературную лексику и матерные слова, которые можно услышать даже из уст маленького ребенка. Что уж говорить про подростков и взрослых? Пропасть между «классической» или литературной речью и сленгом с каждым днём расширяется. Жаргон теснит культурную речь и накладывает отпечаток на язык всей нации. С ускорением темпа жизни растёт и изменяется словарный запас и соответственно расширяется словарь сленга и как следствие изменяется культура поведения и мышления человека.Мы решили провести исследовательскую работу, цель которой: выявить факторы, влияющие на языковую культуру подростков. Задачи: 1. Изучение материала по данной теме. 2. Изучение культуры речи учащихся 8-11 классов. 2. Исследование культуры речи телеведущих и участников телепрограмм. 3. Исследование особенности функционирования сленга и его влияния на уровень культуры речи. Предполагаемая гипотеза: Уровень языковой культуры снижается в результате влияния телепередач, интернета и чрезмерного использования сленговых слов. Объект исследования: учащиеся 8-11 классов. Предмет исследования: речь учащихся. Мы предположили, что уровень владения языком у подростков снижается в результате влияния интернета, телевидения и чрезмерного употреблениясленговых слов. Результаты анкетирования, которое мы провели среди учащихся 8-11 классов, показали, что 93% учащихся считают, что уровень владения языком среди подростков снижается. В качестве причин, влияющих на снижение уровня владения языком, подавляющее большинство учащихся указали интернет и чрезмерное употребление сленговых слов, некоторое указали телевидение (данные варианты ответов были приведены в анкете, своих вариантов никто не предложил). Рассмотрим эти факторы поподробнее. 2. Сленг. 2.1 Что такое сленг. Виды сленга. Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т.д.) Само слово «сленг» происходит от английского «slang» - «жаргон» и несет в себе понятие молодежного языка как совокупности диалектов, разговорной и бытовой речи молодёжи. Можно выделить несколько особенностей сленга молодежи: 1. Конкретная адресация речи: когда собеседник хочет скрыть смысл сказанного от остальных лиц. 2. Желание «влиться» в компанию, показать, что ты «свой». 3. Экономия времени, упрощение слов. Это нужно для тех, кто не хочет показаться «нудным» и медленным. 4. Возможность «блеснуть» знаниями в этой области. 5. Попытка показаться моложе или, наоборот, старше своего возраста. 6. Желание удивить, обратить на себя внимание окружающих. 7. Использование как средство выразительности речи. Весь сленг можно подразделить на три группы: подростковый сленг, молодежный сленг и сленг взрослых людей. Подростковый, или по-другому, школьный сленг можно услышать в любом дворе, где встречаются ребята, примерно одного возраста до 15-16 лет. Примеры подросткового сленга:
Тича – от «teacher» (учитель).
Лафа, катать вату – бездельничать.
Стыбрил, спер – украл, списал.
Шпора – шпаргалка.
Тема – отлично, мне нравится.
Бро – от «brother» (брат).
Зырить – смотреть.
Стучать – ябедничать.
Ништяк – хорошо, здорово.
Труба, крышка – наказание за проделанные проступки.
В лом – лень.
Облом – когда действительность не совпала с ожиданием.
Тормоз, тупак – тупой.
В натуре – убеждение.
Чувак, чувачок – парень, парнишка.
Молодёжный сленг, примеры слов которого мы приведем ниже, пополняется с каждым годом. Пожалуй, самый объемный сборник «испорченных» слов – это сленг молодёжи. Словарь их практически полностью состоит из слов и фраз, заимствованных из иностранного языка. Такого распространения иностранная речь в русском варианте достигла благодаря повсеместному её использованию. Поэтому современный сленг всё больше похож на речь американцев с русским акцентом. Современный сленг молодежи, словарь которого насчитывает более 12 000 слов, содержит в себе не просто перечень примеров, но и поделен на большое количество случаев, видов и форм употребления сленга ( Компьютерный сленг – сисадмин – системный администратор, блины – диски, яблоко – продукция компании “Apple”, забанить – заблокировать; студенческий - степуха – стипендия и мн. др.)Наиболее употребляемые сленговые слова:.Чухнул – понял, а иногда в значении «смылся» - уехал, сбежал.
Смотаться – сбегать за чем-нибудь.
Штормить, кумарить, уноситься – находиться под действием наркотических средств.
Брателла, братуха – брат, ровесник.
Колбаситься, тусить – танцевать, гулять по клубам и вечеринкам.
Родаки – родители.
Батя, дед – папа, отец.
Халява, халтура – бесплатно, безответственно.
Красава – молодец.
Рубить бабло, сорвать куш – заработать, иногда нелегально.
Эти слова знакомы практически каждому из нас, так как прочно вошли в наш лексикон благодаря своей узнаваемости и распространенности среди населения. Сленг взрослых людей. Если современный молодежный сленг богат словами, то у этой возрастной группы их значительно меньше, ведь с годами люди становятся всё серьезнее и строже, и это отражается на их речи. Однако и взрослые нередко используют сленг, например:
Ядрит-мадрит, ёклмн, елы-палы – досада, злость.
Чертовщина – непонятная ситуация.
Похабщина – порнография, вульгарность.
Тяп-ляп – не качественно, на скорую руку и т.п.
Сленг как средство выразительности речи. Многие лингвисты считают, что сленговые слова накладывают отпечаток на нашу родную речь и тем самым «загрязняют» ее. Но некоторые считают, что сленг может рассматриваться как средство выразительности речи. Ритм современной жизни диктует свои условия. Молодой человек прибегает к различным уловкам, чтобы сделать речь краткой и в то же время выразительной. Порой достаточно одного слова, чтобы передать целую гамму чувств: « Сегодня мне сплиново./О, клёво! Я тащусь!» Подобные короткие предложения передают внутреннее состояние ярче, глубже, нежели несколько развёрнутых высказываний на литературном языке. Естественное желание эпатировать публику присуще подросткам. Порой их слова ярче причёски, изысканнее наряда: « Ё-моё! Кайф! Вот непруха!» За этими предложениями их мир, сложный, не всегда понятный взрослым. Это результат желания переиначить мир. Сленг строится на литературном языке путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения, а также активного усвоения иноязычных слов. На первое место по продуктивности, как подчеркивает Э. М. Береговская (Заслуженный деятель науки Российской Федерации), выходят иноязычные заимствования (чувак - парень (из цыганского языка), в большей части англоязычные). Этот способ органично сочетается с аффиксацией, так что слово сразу приходит в русифицированной форме.Основные особенности, характеризующие сленг, - это оригинальность, новизна, краткость, образность и остроумие. Сленгизмы помогают нам относиться философски ко многим вещам, воспринимая их с юмором. Таким образом, человек получает эмоциональную разрядку. Такая нестандартная лексика, как сленг содержит в себе эстетический компонент. Можно высказать утверждение, что язык является аналогом творческой деятельности. Сленгу присуща некоторая художественность, красота, изысканность. Человек, употребляющий сленгизмы, поступает нестандартно, неординарно, когда он изобретает и использует новую, яркую и остроумную лексику. Эмоционально-экспрессивная функция проявляется во многих лексемах, которые могут рассматриваться как синонимы к общелитературным лексическим единицам. Сленгизмы создаются случайно и вскоре входят в обиход. "Слова-правонарушители" используются в речи как средство создания тропов и разных стилистических фигур. С их помощью удается понять и прочувствовать то, что хотел передать говорящий или автор. Они могут быть использованы в качестве таких средств речевой выразительности, как эпитеты, метафора, перифраз, метанимия, оксюморон. Языковой материал показывает, что эпитеты-сленгизмы выполняют некоторые функции, характерные и окказионализмам. Например, слова "клевый", "кайфовый" выражают эмоционально-оценочное отношение, рисуют образ. Среди сленгизмов метафора не редкость. Например, слово " грузить" (обременять сложными и ненужными мыслями) демонстрирует перенос наименования на основе сходства по действию. Слова "репа", "тыква" возникли в результате метафорического переноса по форме (А в репу тебе не дать?). Образование слов на основе метафорического и метонимического переноса можно в целом рассматривать как проявление языковой игры, поскольку основным содержанием этой деятельности является установка на форму речи, стремление добиться в высказывании эффектов, сходных с эффектами художественной словесности. Сленгизмы "конь педальный" и "лох децильный" заменяют слово придурок и по сути своей являются перифразой. Имя собственное переходит в имя нарицательное и в сленгизмах: нам все "обломово" (Обломов), "фетово" (Фет), усиливая тем самым выразительность речи. Собственное имя Клава стало нарицательным для создания образа глупой девушки (Пойди, познакомься вон с той клавой, заодно и сигарету у нее стрельнешь!). Таким же способом в разряд нарицательных перешло распространенное арабское имя Лейла, которое употребляется в значении "девушка" (Приходи со своей лейлой). Сленгизмы-оксюморон "стопудовая мелочь" и "тупиковое Ё-мое" соединяют два противоречивых понятия. Нарушены правила сочетаемости, но языковая игра активирует наше внимание. Таким образом, можно утверждать, что сленгизмы создают микрообраз, значимый либо для художественного текста, либо для речи. Мы провели анкетирование среди подростков нашей школы, чтобы выявить влияние сленговых слов на их речь. (Анкета №4). На вопрос: « Употребляешь ли ты сленговые слова в повседневном общении?» - 7% подростков указали, что не употребляют сленговые слова в своей речи, 27% - употребляют «только приличные слова», 13% употребляют сленг часто, 53% - редко. Т.е. основная часть учащихся утверждает, что сленговыми словами практически не пользуются. На вопрос: «С какой целью вы используете сленговые слова?» - 20% учащихся ответили, что сленг помогает яснее и понятнее выражаться, 47 % думают, что сленг помогает говорить быстрее, 13% - что он засоряет родную речь, 27% - что сленг не следует употреблять вообще. При подборе литературных синонимов к сленговым словам многие подростки затруднились в выполнении задания, некоторые из них сленгизмы заменили другими сленгизмами.
3. Интернет. 3.1 Интернет как СМИ. Большое влияние на уровень культуры и нравственные ориентиры молодежи оказывает самое популярное СМИ – Интернет. Интерне́т (англ. Internet, МФА: [ˈɪn.tə.net]) — Всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Новостная лента, как правило, изобилует не только политической и экономической информацией. Пользователю Интернета расскажут всю подноготную о жизни публичных людей, где процент правды порой отсутствует вовсе либо присутствует в мизерном количестве. В электронных изданиях стало нормой преобладание негативной информации, которая становится основным средством привлечения внимания читателя. Особый интерес вызывают скандалы, происшествия. Об этичности и порядочности никто не заботится. Главное – рейтинг. Справедливости ради следует сказать, что этот вопрос обсуждался депутатами Госдумы в связи с поступлением многочисленных жалоб от обеспокоенных родителей. Был поднят вопрос о необходимости фактического введения цензуры в Сети. Категорически против этой идеи выступили блогеры, ссылаясь на то, что российское законодательство уже перенасыщено законами об Интернете, и ко всему прочему Интернет – понятие почти необъятное, трудно управляемое и регулируемое.
Известно, что в апреле 2013 года президент В.В. Путин подписал закон, устанавливающий штрафы для средств массовой информации за нецензурную брань. Однако информации о наложении на кого-либо штрафа нам найти не удалось. Ненормативная лексика как употреблялась, так и употребляется. Следовательно, закон не работает. 3.2 Влияние Интернета на речь подростков.
Наиболее актуальная на сегодня проблема в Интернете — часто употребляемый мат, который в сети именуется «свободой слова» и цветет пышным цветом. А возможно ли общество, употребляющее ненормативную лексику, назвать цивилизованным? Среди учащихся нашей школы мы провели анкетирование, результаты которого показали, что 33% посещают Интернет 15 минут и мене в сутки, 53% - от 30 минут до 2-ух часов, 13% - 2- 4 часа. На вопрос «Влияет ли Интернет на вашу речь?» 40% подростков указали, что «влияет незначительно», 53% - «не влияет», 7% «не замечали». По мнению всех подростков, Интернет помогает им отыскать нужную информацию, 53% считают, что он дает возможность больше общаться со сверстниками. 87% всех подростков чаще всего посещают социальные сети, 20% - видеоблоги, 7% - сайты для подготовки к экзаменам. Как показало анкетирование, наиболее посещаемыми сайтами являются социальные сети и различные видеоблоги. Следовательно, они накладывают наибольший отпечаток на речь подростков. Что же такое социальная сеть? Социальная сеть – интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Положительные стороны социальных сетей: 1. Поиск человека по малому количеству сведений; 2. Большой объем мультимедийной информации, в том числе новинок аудио и видео файлов; 3. Хранилище для фотоальбомов, видеороликов и ваших личных записей. 4. Порой единственный способ связаться с человеком, находящимся далеко.Но, к сожалению, отрицательных сторон социальных сетей больше: 1. В настоящее время соцсети вызывают самое настоящее привыкание, как наркотик; 2. «Пробить» информацию о ком-то стало гораздо проще, чем раньше, и различным инстанциям это не составляет больших проблем; 3. Рассылка спам – сообщений и взлом аккаунтов, подмена страниц; 4. Телефонные мошенничества; 5. Фальшивые страницы; 6. Изобилие нецензурной брани и агрессии;
7. Множество смайликов – картинок, обозначающих ту или иную эмоцию. (Используя их, человек перестает описывать эмоции словами, что так же отражается на речевой культуре - смайлики просто вытесняют слова из лексикона подростка.) Любая социальная сеть предназначена для общения и обмена информацией. Основным заработком в социальных сетях служат игры и размещение рекламы в сообществах и группах, стоимость которого зависит от популярности сообщества. Поэтому часто администраторы групп и сообществ пытаются любыми способами «раскрутить» их, в числе которых можно наблюдать «бунтарские» картинки с яркими, агрессивными надписями, часто нецензурной бранью, орфографическими и синтаксическими ошибками, видеоролики, в которых очень часто прослеживается мат и агрессия, а часто носят порнографический характер и, естественно, влияют не только на речевую культуру подростка, но и на психическое развитие. Большинство подростков в анкете указали, что они редко используют сленговые слова в своей речи (больше 50%), и мы решили проверить совпадает ли их мнение с действительностью. Мы посчитали количество сленговых и матерных слов, используемых ими при общении со сверстниками в социальной сети «В контакте» в одной из бесед за 1 день, в которой участвовало 9 человек. Итоги оказались шокирующими: 59 матов, 78 сленгизмов. 25 раз матерное слово было использовано как слово-паразит, 5 матов - с целью оскорбить человека, 5 — как ответная реакция на данное высказывание, 24 мата — для выражения чувств. Из этого следует, что подростки, осознавая тот факт, что их анкеты будут просматривать, отвечают не откровенно, лукавят. В Интернете же, будучи в СВОЕЙ среде, не стесняясь сверстников, легко используют ненормативную лексику. А возможно ли общество, употребляющее ненормативную лексику, назвать цивилизованным? Может ли человек, который выражается матами быть культурным человеком? Может ли человек , который мыслит матами и не может заменить их (или с трудом заменяет) литературными словами и выражениями быть умственно развитым человеком? 4. Телевидение. 4.1 Телевидение как СМИ. Наряду с Интернетом основным источником распространения информации в современном мире стало телевидение - оно прочно вошло в быт россиян. Что видит сегодняшний телезритель на многочисленных коммерческих каналах? Всевозможные развлекательные передачи, боевики, практически полностью заменившие собой образовательные, научно-познавательные и информационные программы. Основная цель коммерческих телепроектов — привлечение внимания зрителей любыми путями, повышение рейтинга, так как это влияет на стоимость размещения рекламы. А реклама, как известно — основной способ зарабатывания денег телевизионщиков.Таким образом, культура и деньги — взаимоисключающий выбор. Вместо подлинной культуры населению навязывается суррогат под названием «массовая культура». Вызывает большую тревогу и тот факт, что в результате распространения телевидением фильмов о насилии, многочисленных убийствах и актов агрессии, речь и поведение молодых людей становится все более агрессивной. 4.2 Влияние телевидения на речь подростков.Наряду с Интернетом основным источником распространения информации в современном мире стало телевидение - оно прочно вошло в быт россиян.В результате анкетирования стало известно, что 87,5% подростков смотрят телепередачи каждый день и лишь 12,5% - иногда. При этом 69% предпочитают спортивные телепередачи, 56 – развлекательные, общественно-социальные – 31%, 19% указали, что предпочитают смотреть мультфильмы. На вопрос «Замечаете ли вы ошибки в речи телеведущих или участников телепрограмм?» - 12,5% утверждают, что часто замечают, 44% - редко, 37,5% - не замечают, 6% затруднились ответить. При этом орфоэпические ошибки заметили 81% подростков, синтаксические – 12,5. На вопрос: «Используют ли телеведущие сленговые слова?» 12,5% указали, что «используют часто», 69% - «используют редко», 19% – «не использую вообще». 12,5% указали, что телевидение оказывает на них сильное влияние, 50% - «незначительно отрицательное», 44% - «не оказывает влияния». Самым удивительным в результатах анкетирования мне показалось то, что многие утверждают о том, что замечают орфоэпические ошибки в речи телеведущих и при этом всего 19% указали правильное произношений слова НАЧАЛСЯ и 31% слова НА СТЕНАХ. (Анкета№3)Предлагаем обратить внимание на речь ведущих и участников развлекательных телепрограмм особенно популярных среди подростков (по результатам анкетирования такими являются «Stand Up», «Comedu Club», «Пусть говорят». В этих телепередачах выступающие очень часто, а иногда и чрезмерно часто используют в своей речи сленговые слова (за время одной миниатюры в передаче «Comedy Club» - 4-6 минут — Блин — 4 раза, капец — 3 раза, вообще — 5 раз, корешь — 5 раз, корефан — 8 раз, ни фига себе — 2 раза, старик — 2 раза, кайфуешь и бухал — по 1 разу — итого 31 сленговое слово), нецензурную брань, не всегда скрытую под «пиканьем». Но ведь подростки (ещё не сформировавшиеся психически и стремящиеся самоутвердиться в обществе) под этим «запикиванием» понимают эту нецензурную брань. Они берут пример с выступающих, им хочется подражать. Результат – снижение речевой культуры. Часто, выступающие ещё и неграмотно выражают свои мысли, допуская различные речевые ошибки – синтаксические, орфоэпические и другие. ( «Несмотря на мой маленький опыт, но я уже успел спасти несколько детских жизней»./ «И знаете, каково оно круто встретить своего бывшего больного»./ «Официант, нифига не растерявшись, начал есть»). А ведь речь известных людей для многих подростков является эталоном. 5.Как сохранить русский язык? 5.1 Влияние законов РФ на сохранение и защиту русского языка; Наша власть предпринимает меры по сохранению и защите родного русского языка – 1 июля 2014 года в силу вступил закон о запрете мата. Уже сейчас существует определенная правовая база, позволяющая более или менее полно воздействовать на развитие языковых отношений. Это Конституция РФ, которая гарантирует гражданам право на пользование родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст.26). Закон РФ «О языках народов Российской Федерации», законы РФ «Об образовании» и «Национально-культурной автономии», но они носят самый общий характер и не указывают правовых оснований наступления ответственности за нарушение норм русского языка. Как следствие этого, ни в одном из перечисленных законов не идет речь об ответственности за “качество” языка, на котором каждый гражданин имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ст. 29 Конституции РФ). Мы считаем эти законы недостаточными для сохранения русского языка. Думаю, что закон должен установить уровень ответственности в рассматриваемой области, который должен касаться явных и серьезных правонарушений. Скажем, за употребление в сфере публичной информации ненормативной лексики должна быть законодательно установлена административная и уголовная ответственность. 5.2 Общество несёт ответственность за уровень культуры речи. Реальная польза от введения ответственности в области языковых отношений возможна только в том случае, если общество вполне осознает необходимость ее введения, почувствует остроту сложившейся здесь ситуации. А сейчас главная проблема заключается в том, что взращенное на убогом, исковерканном русском языке молодое поколение вряд ли испытывает такую потребность. Ведь каждый человек сам должен следить за своей речью. Так же взрослое поколение обязано прививать любовь к литературе и родной речи подрастающему поколению. Взрослые должны быть хорошим примером, поэтому сами должны отказаться от использования сленга, жаргона и матерных слов в своей речи. Чтобы дети читали книги, они должны расти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома, за которыми еще недавно записывались в очередь. Между тем, в доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, несомненно, вырастет читающий ребенок. Согласно исследованиям ученых, наличие хорошей домашней библиотеки влияет на будущий уровень образования ребенка даже больше, чем образованность родителей. Ребенка воспитывают не слова, а поступки. Поэтому взрослым следует самим читать, цитировать, делиться прочитанным и обсуждать книги, ходить вместе с детьми в книжные магазины и библиотеки, составлять домашнюю библиотеку. Ребенок, который видит взрослых с книгой в руках, воспринимает это, как норму повседневной жизни. Сначала он станет подражать, а после и сам увлечется чтением. 6. Выводы. Итак, проанализировав речь телеведущих популярных среди подростков телепрограмм и речь авторов статей популярных сообществ в социальных сетях, можно сказать, что она изобилует сленговыми и матерными словами, речевыми и грамматическими ошибками, которые напрямую воздействуют на речь и мышление подростков, воспринимающих её как должное. Несмотря на то, что в анкетах учащиеся указывают, что речь телеведущих и авторов статей почти не влияет на их собственную, мы позволим себе усомниться в этом, потому что проанализировав их речь «в свободном пространстве» мы обнаружили, что она несвязная, полна матерных и сленговых слов, а также различного рода ошибок. Мы считаем, что человек, привыкший пользоваться примитивными словами и выражениями, утрачивает способность четко и ясно выражать свои мысли литературным языком, что несомненно сказывается на его умственных способностях. Таким образом, мы считаем, что телевидение, Интернет и чрезмерное употребление сленговых слов пагубно влияет на речевую культуру подростков. Это заставляет нас задуматься о том, что среди подростков нашей школы необходимо вести работу по восстановлению речевой культуры, чем мы и собираемся заняться в ближайшее время. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!» - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка И.С. Тургенев.
7. Список используемой литературы.
http://www.kakprosto.ru/kak-28438-kak-sohranit-russkiy-yazykhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/5268http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-mihailovna-oblivanceva/konspekt-zanjatija-na-temu-kultura-rechi-v-5-6-klasah.htmlhttp://taberko.livejournal.com/231251.htmlhttp://slanger.ruhttp://www.myshared.ru/slide/1083617http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10156Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. – М.: Гуманист.изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.SBN 5-691-00258-9. Кодухов В. И.Рассказы о синонимах: Кн. Для внеклас. Чтения учащихся. 8-10 кл. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с. Успенский Л.В.Слово о словах: Очерки о языке/Переизд.; Рис. Ю. Киселева; Оформл. Л. Яценко. – Л.: Дет. Лит., 1982. – 287 с., ил. – (Школьная б-ка.) Колесов В.В.История русского языка в рассказах. М., «Просвящение», 1976. 175 стр. Словарь иностранных слов.- 18 изд., стер.- М.:Рус.яз., 1989.- 624с. ISBN 5-200-00408-8 C.И. ОжеговСловарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 21-е изд., перераб., и доп. - М.: Рус.яз., 1989. - 924с. ISBN 5-200-00048-3 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е тизд., дополненное. - М.: ООО»ИТИ Технологии», 2008. - 944 стр. ISBN 978-5-902638-12-48.Приложения.Анкета №1. «Факторы, влияющие на речь подростков».
1. Как Вы считаете, снижается ли речевая культура среди подростков?а) да;б) нет;
2. Что влияет на снижение речевой культуры?а) телевидение;б) интернет;в) чрезмерное употребление сленговой лексики;г) другое ( указать, что именно)__________________________________.
Анкета №2. «Факторы, влияющие на речь подростков».
1. Как часто Вы пользуетесь интернетом?а) не пользуюсь вообще;б) 15 минут и меньше;в) от 30 минут до 2-ух часов;г) 2-4 часа;д) целые сутки.
2. Какие сайты Вы посещаете в интернете чаще всего?а) социальные сети;б) видеоблоги;в) другое (указать, что именно)____________________________________.3. Влияет ли интернет на Вашу речь?а) сильно влияет;б) влияет незначительно;в) не влияет;г) другое___________________________________.4. Как часто Вы употребляете сленговую речь в социальных сетях, чем при реальном общении?а) часто;б) редко;в) пользуюсь с той же интенсивностью, что и в устной речи;г) другое____________________________________________.5. Какое влияние на вас оказывает интернет?а) отнимает много времени, мешает учебе;б) помогает отыскать нужную информацию;в) дает возможность больше общаться со сверстниками;г) снижает мозговую активность;д) другое( указать, что именно)_____________________________________________________________.
Анкета №3. «Факторы, влияющие на речь подростков».
1. Как часто Вы смотрите телепередачи?а) раз в неделю;б) каждый день;в) не смотрю вообще;г) другое_______________________________________. 2. Какие телепередачи Вы смотрите? (укажите, какие именно)а) спортивные_______________________________________;б) развлекательные___________________________________;в) общественно-социальные______________________________;г) другое_____________________________________________. 3. Замечаете ли Вы ошибки в речи телеведущих или участников телепрограмм?а) замечаю часто;б) замечаю редко;в) не замечаю;г) другое. 4. Какие ошибки Вы замечаете в речи телеведущих или участников телепрограмм?а) орфографические ( в написании);б) орфоэпические (в произношении);в) синтаксические ( в построении предложений);г) другое. 5.Используют ли телеведущие сленговые слова?а) используют часто;б) используют редко;в) не используют;г) другое__________________________________________. 6. Как вы считаете, какое влияние оказывает телевидение на Вашу речь?а) сильное влияние (положительное или отрицательное);б) незначительное ( положительное или отрицательное);в) не оказывает;г) другое________________________________________. 7. Укажите правильное произношение слов начался ( дождь) и на стенах (стадиона).
Анкета №4. «Факторы, влияющие на речь подростков».Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т. д.).1.Употребляешь ли ты сленг в повседневном общении?:а) только «приличные» слова; б) часто; в) редко ; г)другое________________________________________.
2. Определи значение поговорок: «Слово не воробей – вылетит не поймаешь» _________________________________________________________________«Что написано пером, не вырубишь топором»__________________________________________________________«Ради красного словца не пожалеет и отца»______________________________________________________________«Язык до Киева доведет»___________________________________________________________«Слово к делу не пришьешь»
3. Вы считаете, что… а) сленговые слова помогают преодолеть недостаток слов в моей речи;б) сленг помогает яснее и понятнее выражаться;в) сленг помогает говорить быстрее;г) сленг это: «круто, модно»;д) другое__________________________________________________________.
4.В разных компаниях ты используешь сленг одинаково или по-разному?а) одинаково;б) при любом общении не употребляю сленг часто;в) в одной компании употребляю сленг часто, в другой не употребляю совсем;д) другое__________________________________________________________.
5.Запишите литературные синонимы к сленговым словам:Ништяк – _________________________________________________________Облом – ________________________________________________________Тормоз – __________________________________________________________Шпора – __________________________________________________________Лафа – ____________________________________________________________
Чувак – ___________________________________________________________
Бро – _____________________________________________________________
Тича – ____________________________________________________________
Спер – ____________________________________________________________
В лом – ___________________________________________________________
Улёт – ____________________________________________________________
Красава – _________________________________________________________
Смотаться – _______________________________________________________
Родаки – __________________________________________________________
Халява – __________________________________________________________
Кумариться, штормить – ____________________________________________
Батя – ____________________________________________________________
Брателла –_________________________________________________________
6. Поправляют ли учителя Вашу речь?а) да;б) учителя не обращают внимания на мою речь;в) не всегда, но все же делают замечания;г) другое______________________________________________________.
7. Как относятся родители к Вашей речи?а) им не важно, как я говорю;б) они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю;в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи;г) другое______________________________________________________.
8. Чья речь для Вас является эталоном?а) моих друзей;б) моих родителей;в) моих учителей;г) другое______________________________________________________.
9. Зависит ли культура человека в целом от его речевой культуры?а) да, потому что речь — это показатель ума;б) нет, человек может грамотно говорить, но при этом не быть культурным;в) затрудняюсь ответить;г) другое____________________________________________________________.