Отчет по воспитательной работе куратора 43 группы ЛЛХ Чудоквасовой Галины Анатольевны
Отчет по воспитательной работе куратора
43 группы ЛЛХ
Чудоквасовой Галины Анатольевны
Сегодня главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала.
В работе каждого преподавателя есть трудная, но очень важная миссия - быть куратором. Как бы ни была трудна работа куратора, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в колледже является учебная группа. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между студентами. Организатором деятельности студентов в группе, координатором воздействий остается куратор, который непосредственно взаимодействует как со студентами, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в коллективе.
Цели и задачи группы на 2014-2015 учебный год
ЦЕЛЬ: создание условий для развития высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество и саморазвитие, формирование здорового образа жизни и нравственного поведения в процессе учебной деятельности студентов группы средствами личностно-ориентированного обучения.
ЗАДАЧИ:
Способствование формированию у обучающихся гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей;
Совершенствование оздоровительной работы с обучающимися и привитие навыков здорового образа жизни;
Способствование развитию коммуникативных навыков и формирование бесконфликтного общения;
Поддержка творческой активности обучающихся во всех сферах деятельности;
Совершенствование системы воспитательной работы.
Исходя из цели и задач воспитательной работы, определены приоритетные направления воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическое;
Спортивно-оздоровительное;
Духовно-нравственное;
Художественно-эстетическое;
Экологическое;
Семейное;
Изучение личности;
Индивидуальная работа с детьми "группа риска";
Кружковая работа.
Ожидаемые результаты:
Защита дипломов и успешное завершение обучения в колледже
В 43 группе специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» ГБОУ СПО НО «Краснобаковский лесной колледж» обучается 19 студентов. Из них 3 девушки, 16 юношей. 5 человек из Воскресенского района, 4 – из с. Носовая, Строганов Максим – из Уренского района, Капранов Евгений – из Семеновского района, Сафетин Дмитрий из Вачского, 1 человек из Красных Баков, Скатов Дмитрий, Тумаков Антон – из д. Чащиха, Лапина Настя и Алексеев Костя – из д. Лысица, Сидорова Татьяна – из д. Арефино, Зорина Юлия – из д. Потрохово. 12 студентов группы проживает в общежитии, четверо студентов из близлежащих населенных пунктов ежедневно ездят домой. Двое человек: Кузьменко Александр, Сидорова Татьяна из неполных семей, Андреев Вадим – сирота. Дети, в основном, из малообеспеченных семей. Группа сплоченная, дружная. Во всех мероприятиях колледжа и района ребята участвуют с удовольствием и занимают призовые места. В этом особая заслуга актива группы: старосты – Зориной Юлии, ответственных за культмассовую работу Капранова Е., Сидорову Т., за спортивную - Тумакова Антона,Калугина Е., жилищно-бытового Рубчикова Антона и Кузьменко Александра, редколлегии – Строганова Максима, за работу с ветеранами – Кашаева Е., группу помощи в учебе - Лапину Анастасию, Скатова Д. Ребята ответственно относятся к своей общественной работе. В группе много способных, увлеченных студентов: Кашаев Евгений – играет на гитаре, поет, Капранов Евгений, Сидорова Татьяна прекрасно декламируют стихи. Успеваемость в группе достаточно высокая, хотя есть и очень слабые студенты: Дружинин Сергей, Андреев Вадим, Дегтев Алексей, Казарин Дмитрий, Рубчиков Антон, Алексеев Константин. Ребята в группе всегда очень подвижные, темпераментные, любознательные, поэтому на занятиях нужно выдерживать высокий темп работы и постоянно занимать студентов дифференцированными заданиями.
Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой – его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Это чаще всего и заводит его в тупик с самого начала учебы. Еще многого не понимая, он с легкостью пропускает лекции и даже практические занятия. Поэтому одна из самых важных и первоочередных задач куратора – убедить студента, что на сегодняшний день самое главное для него – учеба. Необходимо именно на первых курсах пробудить у студентов интерес к учебе: для этого им надо показать интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности в целом.
Я начала свою работу, с изучения характера детей (воспитанности и способностей), изучения семьи, её уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности. В результате такой работы выяснились следующие аспекты:
· воспитанность студентов – средняя
· отношения к колледжу– высокие
· образовательный уровень родителей –
· 50 % студентов группы имеют компьютеры или имеют доступ к компьютеру
· отношения к учебе – хорошее. (Результаты анкетирования тест «КОС» коммуникативные и организаторские способности)
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
(Саади.)
Система воспитательной работы в группе строится в 4 направлениях и все они между собой тесно связаны:
СЕМЬЯ
194310023495
4572000348615 колледж
-177165113030
группа
УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
2267585240030ОБРАЗОВАНИЯ
Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. В этом заинтересованы все: и преподаватели, и родители, и сами студенты. В связи с этим роль педагога проявляется в следующих аспектах - как преподавателя (воспитание средством своего предмета), как куратора.
Нельзя забывать и о тесном сотрудничестве с преподавателями предметниками.
Я, как куратор, становлюсь организатором и координатором педагогической и воспитательной работы, также регулирую отношения между родителями, студентами и преподавателями - предметниками.
кураторр
Родители
Дети
преподаватели
Личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, т.к. многие качества еще продолжают возникать и развиваться, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, его не интересуют собственные личностные смыслы, он склонен попадать под влияние других людей. Следовательно, кураторство предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым.
Однако, на протяжении обучения в колледже эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента, т.к. на первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении. Но студенческая группа, как на первом, так и на последующих курсах, состоит из студентов разного психологического возраста и, следовательно, разного уровня ответственности и в отношении к собственным жизненным выборам. При этом одним из главных правил, которым должен руководствоваться куратор учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди». По возможности каждый студент должен чувствовать себя полноценным членом студенческого коллектива. Поэтому: осуществлять контроль и содействовать в делах студенту стоит ненавязчиво и незаметно; не стоит акцентировать внимание на социальном статусе некоторых студентов. Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы.
Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека. По праву семья считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает задатки физического и духовного развития (позитивные или негативные), первые знания об окружающем мире (в большом или малом объеме), здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты.
Поэтому сотрудничество семьи и колледжа – залог успешной воспитательной деятельности. Как куратор я понимаю, чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, мне необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями студентов. Поэтому выбор форм осуществляю в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок.
Для изучения семей я использую различные методы: наблюдение, посещение семей (по мере возможностей), анкетирование, опросы студентов и родителей, творческие работы обучающихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.
Надо отметить, что с куратором студенты себя ставят на один уровень эмоциональных отношений, это радует.
Если у родителей нет времени для общения сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени для общения с родителями завтра.
Помимо родительских собраний и тематических консультаций необходимо проводить семейные вечера, родительские практикумы, родительские чтения, тренинги, часы откровения.
Наибольшей популярностью из предложенных форм пользуются семейные праздники, - итог общего труда, совместного дела, изобретения.
В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.
Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями студентов группы, в которой она создается.
За время работы со студенческим коллективом было организовано и проведено множество мероприятий различного характера.
Каждую неделю на классном часе посвящаем несколько минут отчету о работе за неделю, говорим о недостатках и положительных моментах в работе группы.
Большое значение в жизни коллектива имеют традиционные дела. Они скрепляют коллектив, создают основу для его прочности и приводят к формированию у студентов положительных качеств, ответственного отношения к порученному делу, окружающим людям, самому себе.
Эффективность моей работы с группой подтверждается следующими результатами:
группа по итогам года занимает 2 место к конкурсе «Лучшая группа колледжа»;
нет пропусков учебных занятий по неуважительной причине;
все обучающиеся занимаются в кружках, спортивных секциях, факультативах;
группа систематически занимает призовые места в различных мероприятиях –
найден тесный контакт с родителями;
С большим удовольствием пользуюсь циклограммой работы классного руководителя. Она позволяет избежать ошибок, упорядочить педагогическую деятельность.
Ежедневно:
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия.
2. Организация дежурства в кабинете.
3. Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
1. Проверка журнала успеваемости.
2. Проведение мероприятий в группе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с преподавателями предметниками (по ситуации).
Каждый месяц:
1. Проверка журнала успеваемости.
2. Беседы с родителями.
4. Совещание по планированию работы (по графику).
Один раз в год:
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел студентов.
3. Анализ и составление плана работы группы.
4. Статистические данные группы (1 сентября).
Таким образом, повышение уровня воспитанности – это комплексная и системная работа ряда лет. Только темп и объём развития постепенно меняются в зависимости от возраста студента.
Куратор – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив студентов; это – координатор совместных усилий всех преподавателей, психолога, социолога. Деятельность куратора в современном образовательном учреждении необходимо оценивать именно с такой позиции.
Подводя итоги воспитательной работы с группой, можно отметить, что применяемая концепция воспитания студентам не навредила. Они растут физически здоровыми, психически уравновешенными. Значительно расширился кругозор и уровень знаний по изучаемым предметам. Все они получают определенный уровень знаний в области культуры, этики. Каждый имеет реальную цель в жизни и вполне приемлемый мотив движения к цели, получает некоторые навыки общения и поведения на основе норм этикета. Стали проявляться способности верно оценивать жизненные ситуации. Познавательные интересы от стадии любопытства и любознательности перешли в стадию теоретического интереса.
В группе не замечено ни одного случая проявления жестокости, отклонений от норм правового поведения, пристрастия к спиртным напиткам, наркотикам. Отношения доброжелательные, развита взаимопомощь. Это обаятельные, неугомонные патриоты своей родины, целеустремленные, предприимчивые, озорные, честные ребята. В нашей группе много знать - престижно, помогать товарищу – нормально, готовить дело по чужому сценарию – невозможно, жить без творчества и активности – скучно. Ни одно организуемое дело не проводится только ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря.
Я часто представляю, какими будут мои выпускники – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.